Убийства продавщиц в Лиде. Подсудимый отказался говорить в суде
14 сентября в Гродно начался процесс по делу об убийстве трех продавщиц в Лидском районе. На скамье подсудимых — 28-летний Иван Кулеш. Родственники убитых женщин просят приговорить его к смертной казни. Председательствующий по делу — судья Анатолий Заяц, гособвинитель — Александр Демидов.
После двойного убийства злоумышленник похитил более 35 млн рублей
Два года прошло с момента жестокого убийства продавщиц в Лиде.
Елена Черноусова более 20 проработала воспитателем в детском саду, а когда ее сократили, вынуждена была пойти на работу продавцом. По словам супруга Павла, который признан потерпевшим по делу, магазин находился в частном секторе. Двери черного входа, куда отгружался товар, не закрывались. В магазине не было грузчиков, поэтому когда приходил новый товар, продавцы за бутылку вина просили местных алкоголиков помочь им расставить ящики. Именно на заднем дворе торгового объекта произошло убийство.
Смена Елены Черноусовой заканчивалась в девять часов вечера. «Незадолго до закрытия магазина я позвонил ей, — говорит супруг. — Ничего подозрительного не было. К ней приходила на работу младшая дочка, в восемь часов вечера она отправила ее домой».
Беспокоиться супруг начал через час, когда жена перестала подымать трубку.
«Вместе с зятем решили поехать за ней в магазин. У входа уже стояла скорая и милиция, но нам никто не говорил, что случилось. Через некоторое время кто-то из местных сказал, мол, продавщице проломили голову. Мы не знали, что делать, куда бросаться», — заявил Павел на суде.
С обвиняемым Иваном Кулешом ни он, ни его супруга знакомы не были.
«Уже позже я узнал, что мой рабочий одно время снимал с ним квартиру, но сам я его никогда не видел, — отметил Черноусов и обратился к обвиняемому. — У тебя есть ребенок, тварь! У моей жены тоже была дочь! Посмотри!» (бросился с фотографией к клетке).
Накануне убийства Елене исполнилось 45 лет. Ее младшей дочери сейчас 13, старшей — 25 лет.
Вместе с Черноусовой в тот день на смене была также ее 56-летняя коллега. По словам ее сына, женщина всего месяц проработала в этом магазине и также не была знакома с обвиняемым.
По версии следствия, 15 сентября 2013 года около девяти часов вечера Иван Кулеш в состоянии алкогольного опьянения нанес продавщицам многочисленные удары металлической трубой. От полученных травм обе женщины скончались на месте. Злоумышленник вынес из магазина товары и деньги на общую сумму более 37 млн рублей.
«Мужчина действовал в одиночку, достаточно грамотно, заранее готовил отходные пути, — рассказывал прокурор Лидского района Станислав Дмуховский. — Орудием преступления он специально выбрал трубу, так как, по его словам, ей «удобно наносить удары».
Оба потерпевших по делу просят суд приговорить Ивана Кулеша к высшей мере наказания — расстрелу. Иск о возмещении морального и материального вреда семьи убитых не подавали.
Собака вывела на след преступника
В ноябре 2014-го Лидский район вновь потрясла новость о жестоком убийстве продавщицы, на этот раз в деревне Селец.
Жанна Урбан 10 лет проработала в сельском магазине. По словам сына Алексея, который признан потерпевшим по делу, на торговом объекте давно не работала сигнализация. Руководство, по словам сына, об этом знало, но никто не приезжал ремонтировать охрану. Ключи от магазина продавец просто носила с собой.
Алексей Урбан, в отличие от других потерпевших, видел Кулеша за несколько дней до убийства. Поскольку в деревне все знали друг друга, парень запомнил нового жителя.
«Я тогда только вернулся из армии, видел его возле нашего подъезда, когда выходил покурить. Спрашивал у матери, что за человек. Она сказала, мол, появился пару месяцев назад, непонятно откуда. Я его сразу запомнил: у него внешность бандитская».
28 ноября 2014 года Жанна Урбан, как обычно, отправилась на работу. Привычный путь проходил по лесной тропике, дорога занимала около 10 минут. Вечером она немного задерживалась после смены, но Алексей не придал этому значения, так как до этого слышал, что в магазин приезжает ревизия, думал, что мать приводит в порядок документы. Забеспокоился около восьми вечера, когда в подъезде начала лаять собака, которая обычно возвращалась домой с матерью.
«Нам подкинули эту собаку, мы ее подкармливали, она всегда возвращалась домой с мамой, — рассказал Алексей Урбан. — Я вышел в подъезд, матери там не было. Собака лаяла и повела меня в лес. Тогда я уже заподозрил, что-то случилось».
В лесу Алексей увидел кровь у тропинки. «Я побежал в магазин. На центральных дверях засов был поставлен совершенно не так, как его оставляла мать. Я зашел внутрь, двери были открыты, — продолжил он. — Я начал звать маму, но никто не отвечал. Неожиданно услышал глухой стук, что-то упало. Я включил свет и увидел, что в магазине все разбросано. Потом неожиданно заметил, что там сидит Кулеш. Он подошел ко мне с ножом в руках и сказал, чтобы я бросил телефон. Я резко развернулся и бросился бежать».
По словам потерпевшего, Кулеш бежал за ним на расстоянии пяти метров. После того, как Алексей стал звать на помощь, злоумышленник перестал его преследовать.
«Я сразу вызвал милицию, сказал, что в магазине ограбление. Потом вспомнил про кровь в лесу, решил туда вернуться».
Алексей первым обнаружил тело матери. Как позже установит следствие, она погибла от многочисленных ударов топором. Женщине было 44 года. Преступник забрал у нее мобильный телефон и пакет, где были ключи от магазина.
В самом магазине пропали не только деньги, но целый набор товаров: более 10 бутылок алкоголя, более 70 пачек сигарет, несколько палок колбасы, сладости и даже несколько флаконов лака для волос. Общая сумма ущерба — более 8 млн рублей. Гродненское облпотребобщество, на балансе которого находится магазин, заявило иск о возмещении ущерба.
Как и в первом случае, по версии следствия, Иван Кулеш в момент совершения преступления был пьян.
Обвиняемый отказался давать показания в суде
На суде не было родственников и друзей Ивана Кулеша. Ранее сообщалось, что он родился в Барановичском районе, воспитывался в детском доме. Молодой человек окончил девять классов, училище бросил.
Первый раз был осужден в 18 лет — за кражу и разбой — на шесть лет и один месяц лишения свободы. Второй раз был осужден за ложный донос в сентябре 2014-го, то есть после того, как в Лиде произошло двойное убийство. Тогда его приговорили к штрафу — 4,5 млн рублей, но он его так и не погасил.
Кулешу также вменяется кража — в начале октября 2014-го, незадолго до убийства третьей продавщицы, все в той же деревне Селец из дома дачников пропал гидронасос. Иван в то время жил в доме по соседству. По его словам, после распития спиртных напитков он решил взять яблоки со двора соседей. Заметил, что одно окно плохо закреплено, после чего достал из чужого дома коробку с насосом. На следующий день он продал на рынке насос в шесть раз дешевле реальной стоимости. Деньги потратил на выпивку и продукты.
Потерпевшая по данному делу Маргарита Давидовская особо не рассчитывает на возмещение ущерба. «Я об одном прошу: пускай ему вызовут священника, и он покается, потому что я вижу, что он не раскаялся», — заявила женщина на суде.
Хотя прописан Кулеш в Барановичском районе, последние годы он жил в Лидском районе. Успел познакомиться с девушкой, которая в 2013 году родила от него дочь. Но из-за конфликтов оставил семью, жил у знакомых в деревне Селец. Официально нигде не работал, перебивался тем, что собирал грибы и помогал по хозяйству жителям деревни.
В день убийства Жанны Урбан, по словам односельчан, он проиграл в карты определенную сумму денег.
На суде Иван Кулеш заявил, что не будет давать показания, в том числе отказался ответить, признает ли свою вину. Во время судебного заседания сидел с опущенной головой и безразлично реагировал на слова участников процесса. «Там все написано в деле, суду виднее», — повторил он несколько раз.
Кулешу вменяется кража, разбой, убийство трех человек, совершенное из корыстных побуждений с особой жестокостью, а также покушение на убийство. Обвиняемому грозит вплоть до смертной казни. Однако окончательное решение по делу примет суд.
Напомним, 18 марта 2015 года к высшей мере наказания был приговорен 21-летний житель Речицы Сергей Иванов. Он был признан виновным в жестоком убийстве едва знакомой девушки. Это первый смертный приговор в 2015 году. Верховный суд оставил его в силе.
Адарья ГУШТЫН