Новое охотничье дело. «Инспекторы-оборотни» убивали лосей, косуль и кабанов
Помните миниатюру Михаила Жванецкого из его еще советского репертуара? «Что охраняешь — то и имеешь. Ничего не охраняешь — ничего не имеешь. Хочешь лося взять, иди в общество охраны природы», — советовал сатирик.
Так, видимо, и решили поступить некоторые региональные руководители Государственной инспекции по охране животного и растительного мира при президенте и примкнувшие к ним милиционеры. Чиновники в погонах и без убивали в чернобыльской зоне кабанов, косуль и лосей, но попались.
Незаконная охота обернулась для инспекторов нешуточно: возбуждено уголовное дело, подозреваемые под стражей.
Согласно информации КГБ, группа лиц систематически занималась незаконной охотой в зоне отселения и отчуждения на территории Ветковского района Гомельской области, где установлен запрет на охоту.
Браконьерская бригада была сформирована из должностных лиц инспекции охраны животного и растительного мира, Белорусского общества охотников и рыболовов, УВД Гомельского облисполкома, а также граждан без погон.
Заместитель начальника Гомельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира раскатывал по чернобыльской зоне на автомобиле УАЗ с регистрационным номером «Серега». Для задержания нарушителей КГБ пришлось применить табельное оружие, один из браконьеров получил огнестрельное ранение.
Помимо убитых четырех лосей, у браконьеров нашли и изъяли 4 карабина, 8 единиц охотничьего гладкоствольного оружия, одну пневматическую винтовку и более 300 патронов к нарезному оружию, а также металлические ёжики из арматуры, которые используют браконьеры против преследующего их автотранспорта милиции.
Ущерб, нанесенный природе, оценили в 540 млн. рублей.
Обвинение предъявлено 11 лицам, в том числе трем сотрудникам инспекции охраны животного и растительного мира, пяти сотрудникам УВД по Гомельской области и должностному лицу спецлесхоза.
Фото предоставлены пресс-службой КГБ
Говорят, что лосятину и фарш «инспектор-оборотень», уроженец Светиловичей (Ветковский район), продавал местным жителям по 40-45 тысяч рублей. Недорого. Имел тут свой гешефт и некий россиянин, житель Красной Горы.
Прежде, чем КГБ выступил с официальным отчетом об успешно проведенной «охоте», инспекция охраны животного и растительного мира тоже сказала свое слово, открестившись от «гомельских». Мол, давно уже мы знали, что люди они не совсем надежные, и адекватно реагировали.
«Ранее руководством Государственной инспекции отмечались недостатки в управленческой деятельности Гомельской областной инспекции. За упущения в работе в октябре 2014 года начальник областной инспекции был отстранен от должности и в последующем уволен», — проинформировала инспекция, добавив, что уволен также заместитель начальника областной инспекции. Иные ответственные лица понижены в должности.
Кстати, в октябре за незаконную рыбалку был задержан прокурор Петриковского района. И в октябре же уволили начальника Гомельской областной инспекции за «упущения в работе». Случайное совпадение? Может, уже бывший начальник областной охраны природы лишился должности как раз за то, что «не упустил» прокурора?
В Гомельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира, один из руководителей которой также задержан на месте браконьерства, происшествие не комментируют: «У нас на сайте государственной инспекции размещены все те слова, которые нужно знать и обдумать прежде всего нам — насчет этой ситуации. Меня она затронула как человека, как должностное лицо». |
Браконьерство в «зоне» узаконят?
Кстати, в Железниках, маленькой деревне возле Светиловичей, скоро будет, возможно, вполне себе официальная база для охоты и рыбалки со всей необходимой инфраструктурой. Возводят в «зоне» гостиничный комплекс для отдыха, туризма, рыбалки и охоты московские инвесторы — братья Короткевичи, уроженцы Железников.
В самой деревне местных жителей можно перечесть по пальцам рук. Москвичи Короткевичи построили в деревне православную церковь, провели водопровод, сделали дорогу, выкопали и зарыбили пруды. В начале деревни инвесторы возвели смотровую башню, оснастили ее видеонаблюдением.
«Система наблюдения пугает только тех, кто привык жить в этом крае свободно — стрелять по «зоне» диких животных, таскать рыбу сетями, возить через зону грузовики с металлоломом на Россию. Таким людям точно не нужны никакие «лишние» наблюдения за их действиями», — объяснял ранее представитель компании-инвестора «Брикбилд» Сергей Кузьменков.
Местные жители возражали против ворот в деревню, видеонаблюдения и так далее.
«Вряд ли инициатива жалоб идет от местных. Кто их подстрекает? Тот, кто привык здесь нарушать закон так или иначе. Ну, стоит у нас та ворота на строительстве, но мы договорились с местными, что сделаем там домофон, и каждый будет иметь чип, чтобы пройти там или проехать. Разве что злоумышленники не проедут, чтобы кабанов бить или церковь ограбить», — уверял представитель строительной кампании.
Так что, возможно, российские туристы, которые получат возможность здесь «законно» охотиться и рыбачить, составят конкуренцию провинциальным начальникам-любителям побегать по чернобыльской зоне с ружьем.
Не впервой
«Охотничьи дела» в Гомельской области выстреливают с подачи КГБ с периодичностью не менее раз в пять лет. Прямо как подготовка к выборам.
Так, в 2009 году КГБ инициировал громкий охотничий скандал в Жлобинском районе. Скандал спровоцировал и «разборки» между КГБ и МВД, с возбуждением нескольких уголовных дел.
В глухой деревне с соответствующим названием Глушица нашлось охотничье поместье, куда приезжали культурно отдохнуть местные начальники и милиционеры. Все было шито-крыто, пока в 2009 году у милиционеров и чекистов не возник конфликт.
Сотрудники милиции, а именно УБЭП, успели собрать компромат на чекистов, но те оказались более ушлыми, и потери понесли милиционеры. Их обвинили в превышении власти, которое заключалось в организации незаконной охоты. Дело дошло до президента. Это он сообщил народу, что милиционеры и высокие начальники (в том числе и с БМЗ) захватили лесные угодья, незаконно там охотились и даже рысь убили.
Высокопоставленные милиционеры лишились должностей, а некоторые получили реальные тюремные сроки. Осужденные уже свое отсидели и вышли на свободу.
Вскоре после тех разборок пятилетней давности лишился должности и генеральный директор БМЗ.
Но этим «охотничье дело» в Жлобине не кончилось. Раз нельзя охотиться незаконно — нужно это узаконить.
Так, чиновники при помощи исполкомовской власти решили обезопасить свои тылы, чтобы впредь в жлобинских лесах можно было охотиться без оглядки на КГБ и президента. С этой целью была затеяна приватизация КУП «Жлобинское охотничье хозяйство». КГБ проверил обстоятельства разгосударствления и последующей приватизации коммунального унитарного предприятия.
Оказалось, что новым владельцем хозяйства (50% +1 акция) стала немецкая компания VGH Viktoria Garten Huttenindustriebedarf AG — один из основных партнеров БМЗ. Компания является одним из ведущих экспортеров оборудования и расходных материалов для предприятий черной металлургии и литейной промышленности. Интересно, что ранее компания вообще не занималась туризмом или охотничьими делами, а тут вдруг решила приобрести такой непрофильный актив, отмечал «Ежедневник».
Фигурантом дела являлся бывший заместитель председателя Жлобинского райисполкома, которому инкриминировали совершение преступления по ч.3 ст.424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия).
В 2010-2012 годах, работая заместителем председателя райисполкома, из корыстной и иной личной заинтересованности чиновник нарушил процедуру по разгосударствлению и приватизации КУП «Жлобинское охотничье хозяйство», чем причинил существенный вред государственным интересам.
В пресс-службе КГБ корреспонденту Naviny.by сегодня сообщили, что данное уголовное дело все еще расследуется, но следствие уже находится на завершающем этапе. Иные подробности пока не разглашаются.
Алена ГЕРМАНОВИЧ