Как прихватизировали песчаный карьер
Недавно суд Логойского района рассмотрел уголовное дело в отношении гражданина К. — бывшего директора дробильно-сортировочного завода «Крапужино» ОАО «Нерудпром», обвинявшегося в бездействии должностного лица, соучастии в совершении кражи и получении взятки.
Назвать это уголовное дело «громким» вроде нет никаких формальных оснований — сумма установленного материального ущерба всего-то около 8 млн. рублей, размер взятки — 186 долларов. Однако, судя по материалам, собранным сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Миноблисполкома, это уголовное дело — типичный образец бесхозяйственности и исполнения служебных обязанностей спустя рукава. И не только.
«Это яркий пример того, как все начинается с «безобидной» бытовой коррупции и завершается разграблением природных ресурсов нашей страны», — отмечает заместитель начальника УБЭП Минской области Александр Юрченко.
Но обо всем по порядку.
То, что работники всех рангов должны бережно относиться к имуществу нанимателя, а в данном случае — к природным ресурсам страны, это аксиома. Руководитель еще обязан и грамотно организовать рабочий процесс, обеспечить дисциплину и препятствовать совершению хищений вверенного имущества — тоже всем известно.
На практике же нередко все происходит иначе. Вот и три водителя, осуществлявшие перевозки добытого в карьере сырья, могли свободно вывозить его куда угодно. Так как под погрузку машина становилась безо всяких документов, отметок и т.д.
Не было на карьере и подобия проходной системы, чтобы у водителей проверялись товарно-транспортные накладные, в которых указывается вид продукции, количество, марка автомобиля, отметка об оплате.
Как поясняли водители, они имели возможность вывезти одну-две машины «налево», однако знали, что если эти рейсы заметит директор завода, то последуют санкции: выговор, депремирование и даже увольнение.
Водителям не хотелось терять дополнительный заработок, а директор небескорыстно проявил лояльность к ним, и все были довольны.
Вот, например, свидетели по делу рассказывали, что, подъезжая к карьеру, они увидели грузовой автомобиль с песком и решили поинтересоваться у водителя о возможности приобретения сырья. Итог переговоров: водитель пообещал привезти песок, состоялся обмен номерами мобильный телефонов.
Вскоре на земельный участок свидетелей привезли 10 машин песка, за что они заплатили 700 или 800 долларов — уже и не помнят точно цифру. Из этой суммы директору досталось 186 долларов — такие показания в ходе расследования уголовного дела дали водители, а их руководитель подтвердил этот факт.
Как пояснили свидетели, они не знали, что песок ворованный, они полагали, что водители его сами покупают на карьере, а потом продают с наценкой.
А дойти до конторы карьера и уточнить, сколько стоит машина песка по официальным расценкам за белорусские рубли, свидетели не удосужились.
По словам экс-директора дробильно-сортировочного завода, он физически не мог отследить единичную отгрузку песчано-гравийной смеси «на сторону», чем и пользовались водители.
Но когда речь шла о большом количестве автомобилей, тогда водители спрашивали у него разрешения на отгрузку. Водители обещали делиться с ним «левыми» доходами.
Через какое-то время информация о таких нравах на песчаном карьере просочилась к оперативникам.
«Можно с огромной долей уверенности сказать, что значительное число частных домовладений построено с использованием таких вот нелегальных покупок сырья, стройматериалов, — говорит Александр Юрченко. — Однако доказать такие факты практически невозможно, ведь гражданин не обязан хранить чеки, накладные на приобретенные товары, находящиеся в свободной продаже. Исключение из этого правила составляют госслужащие — доходы и расходы этой категории граждан находятся под пристальным контролем. Чтобы прекратить разорение карьера, мы ходатайствовали о санкции на проведение оперативного эксперимента».
Материалы, предоставленные борцами с экономической преступностью, оказались убедительны, и прокуратура дала добро на проведение оперативного эксперимента.
И вот к одному из водителей обратился некий Валерий, который сказал, что занимается организацией строительства дома в деревне Бояры Логойского района. В общем, водители взялись за выполнение крупного заказа, сообщив об этом директору и пообещав ему 500 долларов. В своих показаниях водители были единодушны: директор не устанавливал твердых сумм или процентов мзды. Более того, пользуясь его «лояльностью», водители озвучивали меньшее количество «левых» рейсов, чтобы оставить себе больше денег.
Получив от Валерия заказ на доставку 17 машин песчано-гравийной смеси, двух машин гравия и двух машин валунной смеси, водители его выполнили. Стоимость заказа оценили в 1900 долларов и попросили еще 50 добавить за оперативность. По словам водителей, директор не знал полного объема «левого» заказа. Однако звонил водителям и уточнял, выполнен ли он и когда рассчитается заказчик.
На следующий день после выгрузки товара в Боярах Валерий просил водителей привезти еще 30 машин сырья. Он рассчитался за привезенные и выдал аванс за следующие рейсы.
Водителя с 4000 тысячами долларов в кармане задержали борцы с экономической преступностью УВД Минской области. Водитель чистосердечно во всем признался и согласился участвовать в продолжении оперативного эксперимента. Он принес «долю» директору, однако последний заметил, что подчиненный слишком нервничает и решил не брать валюту.
Между тем в отношении двух водителей дробильно-сортировочного завода Логойским РОСК расследовалось уголовное дело по ч.2 ст.205 УК Республики Беларусь. От уголовной ответственности они были освобождения в связи с деятельным раскаянием и полным возмещением причиненного материального ущерба, но при этом судом Логойского района привлечены к административной ответственности и подвергнуты штрафу.
Что касается гражданина К., то его задержали, затем до суда отпустили под подписку о невыезде. Суд первой инстанции вынес приговор: назначить гражданину К. наказание в виде двух лет лишения свободы и штрафа с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций сроком на пять лет. Исполнение назначенного наказания в виде лишения свободы отсрочить на два года. А также отменить арест, наложенный на имущество гражданина К.
Суд усмотрел смягчающие вину обстоятельства: гражданин К. впервые привлекается к уголовной ответственности, положительно характеризуется по месту прежней работы, имеет на иждивении малолетних детей и добровольно уплатил в доход государства стоимостный эквивалент необоснованно приобретенной выгоды, проще говоря, взятки.
А что же на карьере? Там после инцидента установлен КПП на выезде. А если бы он там появился раньше, если бы был налажен учет и контроль отгружаемой продукции, не было бы соблазна украсть.
«Мое мнение таково, что криминальная инициатива снизу должна быть наказуема. А вместо этого руководитель ее поддержал и возглавил, — рассуждает Александр Юрченко. — К сожалению, это не единственный руководитель, которому чуждо чувство ответственности за порученный участок работы, но ловко получается, как в известном фильме, перепутать государственную шерсть со своей собственной».
Стоит отметить и то, что на такого рода преступления есть спрос. Ведь немалая часть наших сограждан, желая сэкономить или скрыть расходы, ищут обходные и объездные пути вместо того, чтобы официально оформлять покупку тех или иных товаров и услуг.
Оксана ЯНОВСКАЯ