Кувалда-детонатор

Источник материала:  
19.06.2014 — ЧП
В ЭТОМ районном центре консервный завод — заметное предприятие. Соки торговой марки «Асалода» хорошо знают в России, Польше, Германии, Франции. Трудно представить, что еще несколько лет назад должностных лиц предприятия, одного за другим, привлекали к административной ответственности за различные нарушения, налагали баснословные штрафы. Кульминация в этой цепочке нарушений — взрыв в ноябре 2012 года в одном из цехов, который унес жизни двух рабочих.

Стряхнули пыль с сепаратора и…

В конце августа 2012 года Борисовский межрайкомитет госконтроля вместе с межрайонным отделом УДФР КГК Беларуси проверили консервный завод. Как выяснилось в итоге, на предприятии не выполнялись показатели социально-экономического развития, серьезно упал объем производства, сминусовала почти на 8 процентов в сравнении с предыдущим годом рентабельность. Да и то, что выпускали, спросом не пользовалось. Экспортировали по минимуму. Если в 2010 году ушло за границу 16,2 процента от общего объема, в 2011-м — 5,7, то в первом квартале 2012-го — всего 1,6 процента. Фактически «экспортный крах» завода.

После проверки консервный завод оштрафовали на 335 миллионов рублей. Шесть должностных лиц, в том числе руководитель, получили солидные штрафы, ряд сотрудников — дисциплинарные взыскания.

Ситуацию на заводе решили менять кардинально. В первую очередь начали осваивать новые виды продукции, работая над стратегией сбыта. Однако непредусмотрительность и спешка привели к очередным провалам.

Осенью 2012-го здесь попытались наладить выпуск яблочного сока. С поставкой сырья никаких проблем, в хранилищах его предостаточно. Но как переработать? Главный инженер Александр Филимонов вспомнил о полузаброшенном сепараторе в консервном цеху. Агрегат 1985 года выпуска. Последний раз в 2007-м включали для фильтрации березового сока.

Но факт этот не смутил. Зачем покупать новый аппарат, если есть старый? Главный инженер приказал своему заместителю Владимиру Якимову проверить исправность (на заводе тот проработал пять лет, из них два — по совместительству главным механиком). Вместе со сменным слесарем-ремонтником Сергеем Бутковским включил агрегат — никакой вибрации и шумов. Оставалось только подвести трубы для воды — и можно включать. Владимир Якимов, не долго думая, сделал заявку в отдел снабжения, а сам отправился на курсы повышения квалификации. Периодически приезжал на завод, контролировал ход работы. Через две недели трубы подключили.

Запускал сепаратор с водой наладчик. Агрегат работал четко. Лишь на сварочном шве трубопровода нашли несколько раковин. Из них струилась вода. Тогда неисправность быстро устранили, но сам факт почему-то никого не встревожил.

Кольцо барабана отворачивали... кувалдой

Через две недели спешно выпустили пробную партию сока. Испытания вроде бы прошли отлично. После инженер-ремонтник завода разобрал агрегат для чистки от осадков, ему помогал слесарь отдела главного энергетика.

Основной проблемой было снять крышку барабана. Крепилась та прижимным кольцом, на котором четыре паза для специального ключа. Но его не нашли в комплекте инструментов. Поэтому отворачивали кольцо кувалдой. Даже не знали точно, в какую сторону крутить. Инструкция на сепаратор потерялась, но «делов-то»… На кольце из-за большого срока амортизации образовались зазубрины и забоины. Их заделали сваркой, после обработали шлифмашиной. Заканчивал монтаж Сергей Бутковский. В конце своего ночного дежурства, в 6 утра, подошел и сменщик Николай Разумцев. Сначала отремонтировал закаточную машину аппаратчицы, а потом помог коллеге закончить сборку сепаратора.

Суд инженера не оправдал

Что привело к взрыву? На больших оборотах в приводе сломалось веретено. В отделении электродвигателя в момент разлетелись фланец крепления, приемно-вводное устройство. Сорвало крышку барабана, вылетели внутренние детали. Основание сдвинулось со станицы. Как позже выяснило следствие, авария произошла из-за того, что в сепараторе не установили большое затяжное кольцо барабана. От взрыва оба слесаря погибли на месте.

— Эксперт заключил: агрегат был технически неисправен, но почему-то, зная об этом, его использовали. Отвечал за оборудование заместитель главного инженера Владимир Якимов. Он проигнорировал правила охраны труда. «Забыл» о ежемесячном профилактическом осмотре сепаратора, не проводил его ежеквартальную ревизию.

Более того, не проинструктировал накануне трагедии слесарей (говорил, что не разработан локальный правовой акт. — Прим. авт.). С инструкцией по охране труда ознакомились только варщики, которые включают насос для подачи сока на сепаратор, а не занимаются его ремонтом. Для слесарей-ремонтников полагалось составить другую инструкцию.

И еще. Погибшие никогда ранее не собирали подобный агрегат, поэтому делали работу методом «проб и ошибок». Заместитель главного инженера понадеялся на их профессионализм и высокий, 6-й, разряд.

— По приговору суда Владимир Якимов признан виновным в нарушении правил техники безопасности и охраны труда и осужден на четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций на четыре года, — рассказал начальник отдела по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам прокуратуры Минской области старший советник юстиции Андрей Лытин.

Владимир Якимов и его защитник подали кассационные жалобы и просили изменить приговор  на условное наказание, указав, что обвиняемый  —  законопослушный гражданин, специалист с большим стажем, имеет постоянное место жительства и к уголовной ответственности привлекается впервые.

Судебная коллегия по уголовным делам Минского областного суда оставила приговор без изменения с учетом наступивших последствий и грубого нарушения правил техники безопасности и охраны труда.

Приговор вступил в законную силу в феврале этого года.

Вместо послесловия

В 2014 году человеческий фактор стал причиной 70 процентов случаев гибели на производстве. Должностные лица нанимателей и сами работники часто не соблюдают законодательство по охране труда, к такому выводу пришли в Минтруда и соцзащиты, анализируя причины ЧП.

Растет число трагедий в Витебской, Гродненской и Минской областях. Чаще всего гибнут на предприятиях Минэнерго, Минтранса, Белгоспищепрома и Белкоопсоюза… ЧП фиксируются, как правило, при эксплуатации оборудования, транспортных средств, механизмов и приспособлений, по причине опасных условий труда.

В 2012 году на производстве в стране погибли 169 человек, в 2013-м — 168. Средний возраст жертв — 44 года.

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

От «СГ». Имена  в  статье изменены. Благодарим за помощь в подготовке материала начальника отдела по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам прокуратуры Минской области старшего советника юстиции Андрея Лытина.

 

←Яшчэ адно дзіця...

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика