Десять миллиардов в... пропасть
Ничего не вижу, ничего не слышу…
Недавно по материалам проверки, проведенной УБЭП управления внутренних дел Витебского облисполкома и Витебского районного отдела внутренних дел, Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении заместителя генерального директора РУП «Витебскэнерго». Отдел информации и связи с общественностью СК сообщил: «Следствием установлено, что обвиняемый, работая в должности директора аграрного предприятия Витебской области, использовал в личных целях средства и стройматериалы, которые предназначались для реконструкции объектов предприятия». Кроме того, «директор подписал документы о применении повышающего коэффициента выплат строительной организации из фондов предприятия». В результате его неправомерных действий сельхозпредприятию причинен ущерб в особо крупном размере — более 10 миллиардов рублей. Должностному лицу предъявлено обвинение в злоупотреблении служебными полномочиями (ч. 3 ст. 424 Уголовного кодекса Беларуси). На имущество заместителя гендиректора «Витебскэнерго» стоимостью около полутора миллиардов рублей, в том числе денежные средства, автомобиль, коттедж в Лепельском районе, наложили арест. И применили к нему меру пресечения в виде заключения под стражу.
Отправляясь в командировку в «Рудаково», понимала, что будет непросто. Бывший директор перешел на работу в «Витебскэнерго» более двух лет назад — в феврале 2012 года. Да и тема криминальная, пока еще много «непоняток». Но была надежда хоть что-то прояснить. Хотя бы главное: как можно на глазах у всех «выводить на собственные нужды» крупные суммы, которые заработаны предприятием? Как говорится, куда смотрела общественность, заместители руководителя, профком, в конце концов? Ведь коллектив ОАО «Рудаково» солидный — 680 человек.
Надежда что-то прояснить растворилась, как дым. Несмотря на внешнюю доброжелательность, в хозяйстве прочно держали оборону.
С одной стороны, объяснение этому есть. За два года руководство ОАО поменялось практически полностью. На вопрос журналиста, что это за служебное жилье такое и во что оно обошлось хозяйству, заместитель директора по социальным и культурно-бытовым вопросам Василий Суходолов сказал, что в глаза его не видел. Заместитель директора по строительству вторит: «Не готов ответить, работаю в хозяйстве только 7 месяцев».
Игорь Василенко, заместитель директора ОАО «Рудаково» по производству, пришедший в хозяйство спустя два месяца после увольнения Михаила Кривенчука, замечает:
— Поскольку я с Михаилом Михайловичем не работал, однозначно не могу сказать ни плохого, ни хорошего об этом человеке. Судя по производственным показателям работы сельхозпредприятия, Михаил Кривенчук — сильный руководитель. Работал и приносил прибыль, а как он построил себе дом, я не знаю. Извините, без комментариев…
«Ничего плохого, кроме хорошего»
ОАО «Рудаково» в районе на хорошем счету. Председатель Витебского райисполкома так и сказал по телефону, что «ничего плохого, кроме хорошего, сказать не могу. Хозяйство работало эффективно». Это аграрное предприятие известно огромным тепличным хозяйством, достаточно развитым животноводством. Михаил Кривенчук возглавил «Рудаково» в 2003 году, уже имея до этого длительный опыт работы руководителем сельхозпредприятий. Пригородное хозяйство «Рудаково» переживало кризисный период, несло убытки. За два года сделано было немало. Реконструировали и модернизировали тепличный комбинат, особый акцент делая на новые энергосберегающие технологии. Переоборудовали котельную с учетом минимального расхода газа, построили свою мини-ТЭЦ. С 2005 года хронически убыточное сельхозпредприятие стало ежегодно получать прибыль.
Однако было бы странным иное развитие ситуации. Кроме средств областного бюджета, финансирование инвестпроектов в хозяйстве велось в основном за счет Национального банка Беларуси. И, видимо, финансировалось так, что руководителю «Рудаково» удалось «выкроить» 562 миллиона рублей в ценах 2005 года и на служебное жилье для себя общей площадью 248 квадратных метров. Конечно, строили дома и рядовым работникам. Но маленькие. И дешевле. Типовой на семью — 80 квадратных метров за 40 миллионов рублей, тоже в ценах 2005 года.
Так и жили бы, но в 2011 году главный «буксир» хозяйства — Нацбанк — прекратил финансирование. И руководству «Рудаково» пришлось серьезно думать, где и у кого брать деньги. Только на завершение реконструкции машинного двора, строительство второй очереди теплиц необходимо было 80 миллиардов рублей.
Экономика ОАО настолько «захромала», что в том же году в Рудаково приезжает председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон. Руководитель КГК посоветовал тогда директору завершать стройку за счет кредитных ресурсов, как делают многие другие сельхозпредприятия.
Уже тогда, три года назад, знакомство с состоянием дел в «Рудаково» оставило у председателя Комитета госконтроля двоякое впечатление. С одной стороны, приятно удивили новые технологии, примененные в организации работы. Но наряду с этим, по словам Александра Якобсона, сложности в экономике, возникшие в начале 2011 года, привели его руководство в растерянность, а вышестоящая организация — ОАО «Мачулищи» — не предлагала конкретных решений. «Этот вопрос мы будем решать вместе с Правительством и Национальным банком», — пообещал тогда глава КГК. Но Кривенчук не стал дожидаться и в феврале 2012 года, проработав в хозяйстве 9 лет, перешел на должность заместителя гендиректора «Витебскэнерго».
104 года работал бесплатно
Теперь возвратимся к общественности и профкому. Первая молчала по понятным причинам: не принято у нас вмешиваться в дела директоров. Что касается профкома, то и здесь без лишних сложностей. Супруга директора Кривенчука Валентина Васильевна работала его заместителем по социальным и культурно-бытовым вопросам, затем — до 5 февраля, аккурат до ареста заместителя директора «Витебскэнерго» — возглавляла профком. Так что социальные проблемы сельчан были «под контролем». Потому-то из-за особняка для себя руководящая супружеская чета и не построила для нуждающихся сельчан более десятка домов попроще. Ведь ровно на столько по ценам 2005 года потянет так называемое ведомственное жилье директора. К слову, сегодня в ОАО «Рудаково» в очереди на жилье стоят 220 человек — треть работающих в хозяйстве.
И еще назовем пару цифр для размышления. Сегодня доярка в ОАО «Рудаково» получает в среднем 4,5 миллиона рублей, работая без выходных, тракторист — 3,5 миллиона. Чтобы компенсировать 10 миллиардов рублей ущерба, нанесенного предприятию его бывшим директором, им надо трудиться бесплатно 104 года (!) И как прикажете после этого комментировать мнение райисполкома, что для Кривенчука интересы «Рудаково» были прежде всего?
А МОЖЕТ, это и не Кривенчука арестовали, а человека, очень на него похожего? Мы будет следить за этим громким делом и обязательно к нему вернемся, когда все точки над «i» расставит следствие.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»