Без лишнего груза ушел. На дно...
– ЭКСТРЕМАЛ! Чем он лучше рыбаков, не понимающих коварности льда? Провалится же! — негодует Юрий.
Словно в подтверждение его слов через пару минут легкомысленный лыжник «нащупал» самое слабое место на водоеме, лед под его ногами треснул, и он стал погружаться в холодный омут. Бедолага пытался самостоятельно выбраться из водного плена. Вместе с Юрием и другими спасателями мы бросились на помощь. С собой взяли спасательную доску, тросы, жилеты. Мне поручили нести один из тросов... В считанные минуты завершили спасательную операцию и вытащили «экстремала».
Оказалось, что лыжник — известный в городе спортсмен. Он готовился к соревнованиям, делал забег по льду, ничуть не сомневаясь в его прочности. К счастью, это происходило недалеко от берега — воды там по пояс. И хотя пострадавший сильно промок, от дальнейшей помощи отказался. Объяснил, что живет недалеко, сам доберется...
Мы с Юрием возвращаемся на пост. Отдежурили здесь еще несколько часов и отправились на Краснослободское водохранилище (в народе его называют «Дикое озеро»), что в 30 километрах от Солигорска. Водоем получил дурную славу как раз из-за немалого числа ЧП в период зимней рыбалки. Перед новым годом здесь уже утонули два человека. По дороге Юрий припомнил один из последних случаев.
— В районе деревни Смоличи под лед провалился работник иностранного посольства в Беларуси. Рыбак поставил около десяти жерлиц, одна из них сработала. Он побежал проверить, но лед не выдержал, и человек ушел под воду. Сразу же после тревожного сигнала на место происшествия выехали три водолаза, начальник спасательной станции. Взяли с собой акваланги, костюмы, тросы. Только на месте поняли, что нужно было с собой прихватить еще сани — от берега до места ЧП немалое расстояние — больше полутора километров. Из-за того что нам дали неверную информацию (якобы рыбак утонул в нескольких метрах от берега), пришлось возвращаться обратно, — сетует Юрий. Время было упущено, жизнь работнику посольства спасти не удалось… Как потом оказалось, у того не было с собой никаких спасательных средств.
ВОТ и в день нашего приезда на водохранилище из двадцати рыбаков, которые задумчиво сидели у лунок, ни у одного таких средств не было. Первым, с кем заговорили, был заядлый рыбак из деревни Старина Солигорского района.
— Где ваш жилет? Или его вообще нет? — строго интересуется Юрий.
— Дома забыл, — признался тот. А сам уже десять лунок прорубил.
— В следующий раз советую брать его с собой — проверю! А пока не советую вам по тонкому льду ходить. Даже самый хороший клев может закончиться для вас драматично.
Подходим к следующему смельчаку, рискнувшему выйти на тонкий лед. Он также сидел у лунки без страховки. Рыбак-минчанин нашел себе самое отдаленное от берега место. Случись что, на помощь к нему никто прийти не успеет. «А я и не собираюсь тонуть», — заявил он на наше предупреждение.
— Один ваш «коллега» тоже так думал... Неужели не можете отжалеть 300 тысяч рублей на жилет или хотя бы приобрести штыри, которые помогут вам спасти жизнь: если провалитесь, то, воткнув их в твердую поверхность, сможете выбраться.
— Спасибо за совет, не знал. Обязательно куплю.
Едем на Случь — в районе Старобина есть место, куда также съезжаются любители рыбалки. Там недавно утонул местный житель.
— Ловил рыбу «пауком». Пошел за ним и утонул. Место глубокое. Был одет в комбинезон, который в воде стал тяжелее в несколько раз. Килограммов двести в мокром снаряжении весил. Водолазы еле подняли со дна тело.
РЕКА только-только замерзла. А днем ранее, утверждает водолаз, вместо льда была водная гладь. Но два человека с удочками все равно сидели. Один из них — житель деревни Саковичи, работает на торфобрикетном заводе. Он взял с собой не только рыболовные снасти, но и горячительное.
— Как спасаться будете, если под лед провалитесь? — интересуемся.
— Это мое дело. Выберусь. Лед я «чувствую», знаю, где можно провалиться…
Человек у соседней лунки — из местных и тоже без спассредств.
— Зачем носить с собой жилеты, только лишний груз, — недоумевает он. — Понапридумывали новые правила, не успеваешь за ними следить…
На меловых озерах (каскад озер на месте бывшего карьера) возле деревни Смольгово в Любанском районе, куда мы направились дальше, вода забирает человеческие жизни каждый год. Последней этим летом утонула девушка из Слуцка. Рыбаки тоже тонут. В тот день на льду насчитали около 10 человек. Картина типичная: ни у одного из рыбаков не было при себе средств спасения.
— Вы хотя бы тросы брали с собой или доски, здесь же больше десяти метров глубина! Провалитесь, нескоро вас найдут, — сделал замечание одному из рыбаков осводовец.
— Я же осторожно! Как только начинает лед трещать, сразу возвращаюсь, — оправдывается нерадивый рыболов...
Константин КОВАЛЕВ, «СГ»