Новый смертный приговор: один выстрел за 102 ножевых ранения
24 декабря судебная коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда вынесла смертный приговор убийце гомельской студентки Натальи Емельянчиковой, 25-летнему Александру Грунову. Он признан виновным в убийстве с особой жестокостью по статье 139 Уголовного кодекса, пишет БелаПАН.
Грунов 20 сентября 2012 года из-за обиды нанес не менее 102 ножевых ранений Наталье Емельянчиковой, от чего та скончалась на месте.
Приговор является, пожалуй, уникальным в истории белорусской судебной практики. Дело в том, что ранее Гомельский областной суд уже приговаривал Грунова к высшей мере наказания, однако судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда 22 октября отменила смертный приговор, направив дело на пересмотр. И 26 ноября в областном суде началось повторное слушание дела.
Прения по делу о жестоком убийстве девушки состоялись 23 декабря. Во время прений государственный обвинитель затребовала для обвиняемого высшую меру наказания — расстрел. Прокурор отметила, что Грунов совершил преступление, шокирующее своей жестокостью, этот человек опасен для общества. По мнению гособвинителя, в деле много отягчающих вину Грунова обстоятельств, в то время как смягчающих — нет. Явку с повинной, написанную обвиняемым после доставления в милицию, считать смягчающим вину обстоятельствам нельзя, заявила прокурор.
Мать убитой студентки также потребовала для обвиняемого высшей меры наказания. "У него нет ни капли жалости, ни капли раскаяния, как его вообще можно считать человеком?" — заявила женщина. Она также зачитала сообщение СМИ с мнением Александра Лукашенко о гомельском деле. Глава государства, в частности, сказал: "Если ты, негодяй и подонок, идешь и не первый раз уже совершаешь преступление, убиваешь человека, то какое право ты имеешь жить на этой земле? Я не кровожадный, но возмездие и наказание должно быть соответствующим. Возьмите это на контроль. В противном случае мы никогда не наведем порядок и никогда не понизим эту температуру в обществе. Тяжкие, особо тяжкие преступления: виноват — отвечай на всю катушку".
Адвокат обвиняемого просил суд наказать Грунова лишением свободы, но не расстрелом, поскольку уверен, что он не настолько опасен для общества, как считает гособвинитель. Адвокат привел доводы о смягчающих обстоятельствах в деле, в том числе о явке с повинной: "Она свидетельствует о чистосердечном признании и раскаянии. Если бы обвиняемый не написал явку с повинной и вообще отказался от дачи показаний, было бы очень сложно доказать его вину. Все обвинение строится на показаниях Грунова".
Сам Грунов, выступивший с последним словом в суде, лишь попросил прощения у матери убитой девушки и сказал, что "не знает, как это произошло". Относительно наказания он ни о чем суд не просил.
Следует отметить, что убийство студентки Грунов совершил спустя год после отбытия наказания за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть: он избил сожителя своей матери. По результатам психиатрической экспертизы молодой человек признан адекватным, зависимости от алкоголя и наркотиков у него не выявлено. Однако он страдает смешанным расстройством личности.
Предыдущий смертный приговор был вынесен в Беларуси 26 ноября. Минский областной суд приговорил к высшей мере наказания 53-летнего Эдуарда Лыкова.
17 декабря верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Кэтрин Эштон выразила сожаление по поводу очередного смертного приговора в Беларуси. "Смертная казнь никогда не может быть оправдана", поскольку является "жестоким и бесчеловечным наказанием", заявила еврокомиссар и в очередной раз призвала белорусские власти ввести мораторий на смертную казнь.
Беларусь — единственная страна в Европе, где до сих пор применяется смертная казнь.
Алена ГЕРМАНОВИЧ