Через 8 лет раскрыто заказное убийство бизнесмена
14 сентября 2005 года в «СБ» был опубликован материал «Охота на глухаря». В нем рассказывалось об убийстве осенью 2002 года известного минского бизнесмена. Сообщалось, что за кровавое злодейство на 19 лет лишения свободы осужден бывший сотрудник милиции Михаил Мытник. Во время следствия и на суде он утверждал: преступление совершил в одиночку. Но... Перед тем как впасть в предсмертную кому, бизнесмен успел сообщить врачам, что на него напали двое: один ударил по голове бейсбольной битой, второй — пистолетом. Кто был этот второй и был ли он вообще, ни следствию, ни суду установить не удалось. «СБ» сделала тогда предположение: «Точку в этой криминальной эпопее ставить рано. Речь, скорее, о запятой...» Предположение оказалось верным. Сейчас, спустя почти 8 лет после публикации, стало доподлинно известно: убийц действительно было двое. Мало того, вовсе не бывший милиционер, а тот, оставшийся в тени второй спланировал и осуществил нападение на бизнесмена, а также множество других преступлений, которые до недавнего времени числились в категории нераскрытых.
Человек с тройным дном
В сентябре 2001 года к жителю Кобрина приехал минчанин, чтобы переоформить на свое имя «Фольксваген–Пассат», у него приобретенный. Оба тут же поспешили в милицию. Еще бы! Человек никому не продавал свою иномарку. Она вообще — в розыске. «Фольксваген» с документами на автомобиль, водительским удостоверением и паспортом владельца год назад украли с парковки возле городского рынка. Вор предъявил минчанину права и паспорт с искусно вклеенной собственной фотографией, взял деньги (около 4.000 долларов), чин чином оформил расписку, доверенность и условился о встрече в Кобрине, чтобы «уладить остальные формальности». Преступник выглядел так солидно и вел себя настолько естественно, что у покупателя не возникло и тени сомнения в его абсолютной добропорядочности. И это неудивительно. Ведь похититель–продавец был не примитивным уголовником типа персонажей знаменитого фильма Александра Серого «Джентльмены удачи», существовавших по схеме «украл — выпил — в тюрьму». Выправка, осанка. Модно и элегантно одетый. С манерами и речью интеллигента. Трезвенник... Люди, с которыми он общался, если можно так выразиться, в миру, и подумать не могли, что визави параллельно живет в совершенно иной, скрытой от их глаз реальности. Что этот респектабельный, обаятельный, обладающий тонким чувством юмора господин, представлявшийся обычно предпринимателем, называет своих истинных «компаньонов» не по именам–отчествам, а как принято в их специфической среде: Удав, Мустафа, Москаль, Лось, Рыжий, Шура Балаганов и проч. Про таких, как он, говорят: с двойным дном. Но даже это меткое и, казалось бы, исчерпывающее определение к нему не подходило. Дно было тройным. Достаточно сказать, что одни подельники знали его как Виктора Юшкевича, другие — как Александра Шевеля, третьи... У него не было друзей. Он никогда и никому не доверял. Хитрость, расчетливость, осторожность, изворотливость, жестокость и безжалостность позволяли матерому преступнику долгие годы безнаказанно вершить темные, подчас страшные дела.
Знакомьтесь: дипломат Тимофей Тимофеевич
В школе он был одним из лучших учеников, в военном училище — образцовым курсантом, затем — бравым командиром огневого взвода спецчасти БВО. Прекрасная семья: любящая жена, любимый сын... Все изменилось в 1990–м. Увольнение в запас ввиду тогдашнего сокращения штатов. И... Метаморфоза была резкой и неожиданной. Работа, близкие, нормальная жизнь перестали существовать. Кражи, грабежи... В середине 90–х после разбоя с применением огнестрельного оружия — арест. Преступнику удается так повернуть дело, что суд выносит удивительный приговор: 3 года... условно. Решение, естественно, вскоре отменяется. Розыск. Активный, но безуспешный. Ибо его, Вячеслава Юрцева 1966 года рождения, больше нет. Отныне он живет по подложным — похищенным и переделанным — документам. Снимает в Минске квартиры, но, как правило, долго не задерживается по одному и тому же адресу.
Юрцев, он же Юшкевич, он же Шевель, ворует автомашины, периодически меняя подельников. Сначала те, что «плохо припаркованы». Со временем — лишь дорогие и новые.
Афера с «Фольксвагеном» из Кобрина — исключение, которое преступник устроил, чтобы поразвлечься. (Подобные «развлечения» он иногда любил организовать себе на потеху. Так, однажды имитировал ДТП, составил соответствующий акт, изготовил фототаблицу, зафиксировав несуществующие повреждения автомобиля. И долго веселился, получив 1.583 доллара страхового возмещения по украденным документам человека, чья машина якобы попала в аварию.) Обычно ворованные иномарки по глухим лесным дорогам перегоняют в Витебск. Оттуда после соответствующей «маскировочной» обработки — в Россию. Иногда потерпевшим из числа состоятельных бизнесменов предлагается выкупить похищенный автомобиль. За «приемлемую» (от 1.500 до 3.000 долларов) сумму. Потерпевшие безропотно платят. Юрцев прекрасно знает, с кем и по какой цене заключать «сделку». И знает, почему в милицию эти люди обращаться не станут.
Предприниматели с сомнительной репутацией питают также еще одну сферу криминальной деятельности человека с тройным дном. Юрцев благосклонно выполняет «просьбы» по возвращению долгов. В Минске и других городах страны проводит «разъяснительные беседы» с несознательными заемщиками. Аргументы — пару татуированных громил, бейсбольная бита и пистолет ТТ, который интеллигентный бандит с недвусмысленным намеком называет «дипломат Тимофей Тимофеевич», — действуют безотказно. «Проситель» получает деньги с заоблачными процентами, Юрцев — соответствующее вознаграждение.
Нет забытых преступлений
С Михаилом Мытником по кличке Миша–милиционер он познакомился в 2001 году. 27–летний Мытник действительно был когда–то милиционером. Попал под подозрение в краже у фермера телевизора и домашней птицы. И не нашел ничего лучшего, как удариться в бега. Юрцев помог ему с нелегальным пристанищем и взял в оборот. Миша–милиционер перегонял краденые машины, иногда участвовал в операциях по «возвращению долгов».
Роскошный японский внедорожник того самого минского бизнесмена Юрцев пытался угнать несколько раз. Но хитроумную защиту не удавалось взломать даже при помощи специального устройства. Тогда Юрцев решил действовать просто и наверняка. С напарником подкараулили бизнесмена в подъезде его дома. Мытник ударил битой, Юрцев — рукояткой ТТ. Электронный ключ от внедорожника лежал в кармане жертвы...
...Интеллигентного бандита брали бойцы спецподразделения «Алмаз». 18 мая 2004 года. В тот же день был задержан и Миша–милиционер.
За время совместной «работы» Юрцев психологически поработил и запугал Мытника. Поэтому вину за убийство тот взял на себя. Юрцеву вменили лишь разбой, за который разыскивали, да всего пару краж автомобилей, по которым имелись неопровержимые доказательства: 9 лет заключения.
За решеткой он чувствовал себя как рыба в воде. Сокамерников обработал так, что их родственники оплачивали услуги его адвоката, снабжали «авторитета» спортивной одеждой и обувью (щеголь предпочитал исключительно марки «Адидас». — Авт.). Нашел общий язык и со стражниками. В итоге уже летом 2009 года был условно–досрочно освобожден. Но через некоторое время — вновь водворен за забор с колючей проволокой. Он и предположить не мог, что сыщики не прекращали тщательно собирать сведения о его, казалось бы, уже забытых преступлениях.
...Судебные заседания длились почти год. 44 (!) тома с неопровержимыми доказательствами множества злодеяний, в том числе — хладнокровного убийства в 2002–м. Кроме всего прочего, были обнародованы детали, которые и в уголовной среде, мягко говоря, не приветствуются. Юрцев одалживал и не возвращал деньги. Покидая очередную квартиру, он, иной раз имевший в кармане не одну тысячу долларов, уносил простыни, подушки, сковородки, ложки, вилки... Однажды украл автомобиль у человека, чьи жена и маленький сын находились в больнице — рак. Так называемый «водитель», перегонявший машину, узнав об этом, возвратил ее и без того убитому горем хозяину. В ярости Юрцев едва не застрелил подельника, у которого шевельнулись остатки совести. Подобные факты, озвученные в ходе процесса, превратили в прах дутый «авторитет» бандита даже в глазах его сотоварищей по криминалу.
Минский городской суд приговорил Вячеслава Юрцева к 23 годам ИК усиленного режима. А также вынес частное определение в адрес исправительного учреждения, в стенах которого преступник умудрялся заниматься вымогательством. Недавно Верховный Суд утвердил это решение. Таким образом, запятая, поставленная в материале «СБ» 14 сентября 2005 года, превратилась наконец в точку.
Комментарий
Сергей Федорович Хрипач, судья Минского городского суда:
— Уголовное дело, о котором идет речь, свидетельствует о целенаправленной и эффективной работе, проводимой сегодня в стране по раскрытию преступлений, в том числе и тех, что, казалось бы, за давностью лет раскрыть уже невозможно. Материал — еще и очередное, на мой взгляд, очень серьезное предупреждение всем, кто думает, что река времени может поглотить их мерзкие злодейства. Рано или поздно правосудие настигнет каждого, чья совесть запятнана криминальными деяниями. Суровое возмездие неотвратимо даже для таких хитрых, изворотливых и, как им кажется, неординарных преступников, как «герой» публикации.
Советская Белоруссия №93 (24230). Пятница, 24 мая 2013 года.
Автор публикации: Дмитрий НОВИКОВ