“Зеленые” тропы
Через белорусско-украинскую границу контрабандисты пытаются провезти тонны мяса и радиоактивный металлолом.
Недавно брестские пограничники остановили неподалеку от украинской территории “Мерседес” для проверки. В машине они обнаружили целых полторы тонны контрабандных туш телят! У водителя — жителя Кобрина — никаких документов на мясо не оказалось... Этот случай лишь один из многих: пограничники обоих государств отмечают рост контрабандных потоков, а недавно Госпогранкомитет усилил охрану границы с Украиной. С чем это связано, какие проблемы здесь существуют и чем чаще
всего промышляют контрабандисты, выяснял корреспондент “НГ”.
“Соседский” бизнес
Недавно неподалеку от госграницы пограничники задержали жителя Малоритского района, пытавшегося перегнать в Украину трактор МТЗ. Разрешения на право нахождения в пограничной полосе у него не было, к тому же у мужчины не оказалось документов на сельхозтехнику. Он пояснил, что трактор его попросили перегнать к линии границы неизвестные. Нарушителю пограничного законодательства придется выплатить штраф, а трактор находится в Малоритском РОВД.
— До сих пор между жителями приграничья с белорусской и украинской стороны остались прочные родственные отношения, которые проявляются не только во взаимопомощи, но и в совместном контрабандном бизнесе, — говорит начальник пресс-центра Госпогранкомитета Александр Тищенко. — Контрабандные потоки постоянно растут: это признает и украинская, и белорусская сторона. Ценовой дисбаланс порождает спрос и предложение. Поэтому что-то наши везут в Украину, чтобы продать подороже, а что-то наоборот — к нам. Это криминальный бизнес, и он приносит большой доход.
По словам пограничников, на украинском участке преобладает именно товарная контрабанда. Пытаются перевозить туши, перегонять крупный рогатый скот.
Недавно брестские пограничники в трех километрах от государственной границы обнаружили туши телят — больше тонны. По всей вероятности, контрабандисты собирались перебросить мясо на украинскую территорию. Оно было укрыто в лесу вблизи деревни Дубок. Стоимость контрабандного мяса составила 96 миллионов рублей.
— Но проблема не столько в нелегальных доходах контрабандистов, — отмечают пограничники. — Ведь речь идет о качестве товаров, ветеринарном и санитарном контроле — о здоровье людей, которые это мясо будут потреблять.
Но, пожалуй, абсолютный лидер контрабандных рейтингов — это сигаретная продукция. Белорусское курево пытаются доставить на украинскую территорию в огромных количествах. Совсем недавно в семи километрах от границы пограничный наряд задержал гужевую повозку. В ней неизвестные перевозили 48 коробов с сигаретами белорусского производства. Контрабандистам удалось скрыться, а вот их “транспортное средство” задержано. Табачная продукция на сумму более 62 миллионов рублей передана сотрудникам налоговой инспекции Дрогичинского района. К слову, контрабандисты умудряются даже подделывать продукцию крупных белорусских брендов. А иногда и сами выдумывают названия для “табака”.
Правда, какое название злоумышленники выдумали для сигарет, пограничники по объективным причинам не рассказывают.
Когда металл “фонит”...
Впрочем, товарная контрабанда — это “цветочки” по сравнению с другой, более опасной для общества. На южном направлении все активнее проявляется наркотрафик, пытаются перевозить товары двойного назначения.
— Мы задерживали на границе прицелы, системы управления, которые пытались провезти в нашу страну, — говорит Александр Тищенко. — Это — нехороший сигнал. Одно дело — перевозить кеды и майки, и совсем другое — попытки перевезти аппаратуру военного назначения. А есть и серьезные вопросы, связанные с радиационной обстановкой...
Много нюансов имеет охрана 30-километровой зоны отчуждения. Пограничники отмечают, что это действительно серьезная проблема: заходят туда не только сталкеры в поисках острых ощущений. Бывают попытки вывезти из зоны металлолом и другие вещи, а их вывозить оттуда никак нельзя. Есть такие, кто зарабатывает и на этом. Говорят, что периодически много металлолома как цветного, так и черного.
В конце зимы с разницей в две минуты в пункте пропуска “Мокраны брестские пограничники задержали два автомобиля — Volkswagen и Audi. Водители — жители областного центра — спрятали в своих иномарках почти полтонны лома цветного металла. Стоимость контрабандного товара составила 6 миллионов рублей. Однако интересно и другое: до решения суда у контрабандистов изъяли автомобили. А их стоимость составляет 26 миллионов рублей.
Там, где лес шумит
“НГ” писала о ситуации на белорусско-украинской границе в Столинском районе. В прошлом году между жителями украинского приграничья и белорусскими пограничниками возникали серьезные конфликты. Украинцев, которые промышляли на нашей территории в районе Мерлинского полигона, начали оформлять как нарушителей границы, выписывать штрафы. Сборщики дикоросов, для которых ягодный бизнес — основной источник доходов, начали возмущаться. Дело чуть ли не до рукоприкладства дошло. Конфликт разрешился в пользу украинцев. Президент Беларуси подписал разрешение на сбор лесных ягод и грибов на белорусской территории жителям десяти украинских приграничных деревень.
Мы поинтересовались, какова обстановка в районе Мерлинского полигона сегодня, и позвонили председателю Дзержинского сельсовета Лельчицкого района Юлии Гайкевич. (Этот населенный пункт находится ближе всего к госгранице в районе Мерлина).
— Раньше были недовольные, — говорит Юлия Владимировна. — Наши жители возмущались, что украинцы всю ягоду выбирают. Теперь вроде все спокойно. Правда, еще не сезон...
Подтверждают ее слова и пограничники.
— Прежде в украинских приграничных деревнях практически в каждом дворе стояла лесопилка, лес вывозили почти в промышленных масштабах, — рассказывает Александр Тищенко. — Грешат этим украинцы даже сейчас. Этой зимой мы нашли три гектара вырубленного леса. Но это совершенно не те масштабы, как раньше.
“Спорные” острова
Сейчас главная задача пограничников — это контроль за “зеленой” зоной, через которую идут основные контрабандные потоки, а также белорусские стражи границы активно сотрудничают с украинскими коллегами в вопросах обеспечения безопасности во время проведения чемпионата Европы по футболу, до которого осталось совсем мало времени.
— Украинские коллеги активно сотрудничают с нами, ибо прекрасно понимают, что границу нужно “держать” обоюдно, — говорит Александр Тищенко. — Украинцы получают опыт обеспечения безопасности на таких масштабных массовых мероприятиях. А мы вместе с ними, потому что впереди у нас чемпионат мира по хоккею. Последний неприятный факт в Днепропетровске говорит о том, что усилия по укреплению охраны границы лишними не будут.
Проблем, конечно, хватает. Сейчас пограничники решают совместные вопросы по усилению пограничного контроля в пунктах пропуска. К примеру, Новые Еловичи украинцы подтянули до пропускной способности Новой Гуты. Говорят, это направление раньше напоминало бутылочное горлышко: с нашей стороны шел большой автомобильный поток, а на украинской стороне его приходилось сужать. После реконструкции потоки станут равномерными.
Пограничники постоянно обмениваются полезной информацией, изучают обстановку на совместных участках.
— Нужно понимать, что обустройство границы — совсем недешевое дело. А сам процесс займет лет десять, — объясняют специалисты. — Каждый столб устанавливается только после согласования обеими сторонами. А учитывая сложность участка, нюансов очень много. Рассматривалась даже возможность обмена территориями. К примеру, у нас есть деревня Глушкевичи в Лельчицком районе, которая фактически находится на территории Украины. Даже скорая помощь должна дважды пересечь границу: это создает много неудобств. В Лоевском районе много островов, которые сегодня являются “спорными”. И таких примеров много.
По словам пограничников, на украинском участке границы проблем по-прежнему немало, но современная система охраны рубежей, а также хорошее взаимодействие с “южными” коллегами позволяют охранять границу должным образом.