«Важно не увидеть, а почувствовать ниточку...»
ПРАВДА, на деле поиск истины выглядит не таким захватывающим занятием, как на бумаге. Это рутинная, очень скрупулезная работа, когда «перелопачиваешь» горы бумаг, опрашиваешь сотни человек, стараешься не упустить даже самой мельчайшей детали. Случается, что иногда именно ту «ниточку», за которую надо дернуть, чтобы раскрутить весь клубок, скорее почувствуешь, чем увидишь, — признается Владимир Николаевич.
Именно такое чувство, говорит, у него появилось, когда пять лет назад, будучи следователем Кировской районной прокуратуры, выяснял обстоятельства убийства сельского пенсионера.
— Двадцатилетний житель соседней деревни, которая относилась уже к Быховскому району, проходил как свидетель, — вспоминает капитан юстиции. — Но что-то в нем цепляло внимание. Парень был замкнутым, на вопросы отвечал скупо, мог фразу до конца не договорить.
...Когда же обнаружили еще двоих погибших пенсионеров — а они оказались непосредственно односельчанами этого человека, — тот перешел в разряд подозреваемых.
— На допросах изворачивался, пытался переложить вину на родную мать. А при встрече с ней плакал и каялся, — рассказал Доморацкий.
Приговор к пожизненному заключению стал для убийцы суровым, но справедливым наказанием.
– ВСЕГДА важно понять: что толкает человека на преступление, каковы мотивы его поступков, — говорит Владимир Николаевич. — Ведь бывает, что человек долгое время вел добропорядочную жизнь, а потом цепь событий, которые нередко он сам же формирует, приводит его к трагическому финалу.
Знание психологии пригодилось молодому следователю, представлявшему к тому времени Могилевскую областную прокуратуру, и когда в 2010-м он вел дело так называемого «фатинского маньяка», от рук которого погибли две могилевчанки. Оперативники и следователи не спали сутками, но преступление было раскрыто в течение трех недель. А Доморацкий по итогам работы за тот год назван лучшим следователем области.
— За последнее время криминалистика шагнула далеко вперед. Экспертизы, которые было невозможно сделать раньше, сегодня проводятся без труда. Потому сейчас у меня в работе одно из старых дел, когда-то считавшееся «глухарем». Новые данные помогут прояснить детали, остававшиеся «за кадром», и продвинуться в расследовании вперед, — высказал надежду Владимир Николаевич.
ДИАПАЗОН работы следователей порой простирается далеко за пределы республики. К примеру, не так давно в России был задержан подозреваемый в квартирных махинациях, раскрытиями которых тоже занимается Доморацкий. Учитывая, что у белорусских следователей есть договоренности о взаимопомощи с коллегами из многих стран, то, даже «подавшись в бега», преступник практически не имеет шансов уйти от возмездия.
Вообще, считает капитан юстиции, трагедия нередко цепляет куда большее количество людей, чем можно себе представить. Это оставшиеся без отца дети, потерявшие сына или дочь родители — как в буквальном смысле, так и в том случае, если те попали за решетку. Особенно обидно, когда жизнь обрывается из-за чьей-то нелепой шутки. С подобным Доморацкому пришлось столкнуться в Кировском районе.
— Молодые люди, отдыхая летом на берегу водохранилища, как водится, выпили. Один из них уснул на берегу, остальные отправились рыбачить. Чтобы разбудить товарища, его друг решил позабавиться: взял только что пойманного окуня и стал водить им по лицу спящего. Рыба выскользнула из рук — и попала прямо в рот. Спасти парня не получилось, — пересказал фабулу своего первого дела Владимир Николаевич.
Реальная работа, признает, значительно отличается от того, как ее представляешь во время учебы.
— Тем не менее свою профессию очень люблю, — сказал офицер. — Но детективов уже не читаю. Сейчас больше интересует история, в том числе период Великой Отечественной. А в целом моя главная поддержка в жизни — это, конечно же, семья.
И еще во многом обязан своему первому руководителю Анатолию Кобернику, который ранее возглавлял прокуратуру Кировского района, а сегодня руководит Бобруйским городским отделением Следственного комитета.
— Он никогда не жалел времени, чтобы дать мне, тогда еще начинающему следователю, профессиональный совет, поддержать в каких-то ситуациях, — признался Владимир Николаевич. — И всегда подчеркивал: в каждом человеке прежде всего нужно видеть личность.
Наряду с незыблемыми законностью и справедливостью эти принципы Доморацкий и сегодня считает самыми главными.
Светлана МАРКОВА, «БН»
P. S. С начала года сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области возбудили более 400 уголовных дел.
— Сегодня в штате Следственного комитета по Могилевской области — порядка 700 человек, — уточнила главный инспектор ведомства Оксана Соленюк. — Практически все следователи — опытные сотрудники, которые пришли сюда из прокуратуры, милиции и других правоохранительных структур. Возглавил комитет полковник юстиции Александр Ракусов, ранее исполнявший обязанности руководителя Могилевского областного управления Департамента охраны МВД Беларуси.