Спасатели без страха и упрека
Журналисты и блогеры провели один день в роли сотрудников МЧС
В День пожарной службы спасатели решили познакомить журналистов и активных представителей интернет-сообщества со своей непростой работой. На предложение откликнулись 233 человека, из них только 39 прошли конкурсный отбор и получили возможность провести целый день со службой МЧС. В этот день любой желающий мог сам побыть эмчеэсником на воде и под водой, на суше, на вышке и в компьютерном классе командно-инженерного института МЧС.
Первая остановка — в Минском городском управлении МЧС. Вначале блогеров знакомят с техникой и бытом спасателей. Часть, в которую мы приехали, частенько выезжает на ДТП, поэтому во дворе стоят два автомобиля-тренажера. Один из них — новенькая иномарка «с секретом». Едва в нее садишься, специальное устройство начинает переворачивать авто. «Как на гриле», — тут же охарактеризовали его блогеры. Человек, сидящий в салоне, может представить, что чувствует водитель, чья машина вылетает в кювет.
— После аварии автомобиль не всегда остается на колесах, он может лечь и на бок, и на крышу. Тренажер обучает спасателей, как подобраться к водителю максимально быстро при любом положении легковушки, — объясняет Виталий Дембовский, помощник начальника Минского городского управления МЧС.
Второй тренажер — старенький «москвич». Капот поджигают, пожарные демонстрируют схему спасения человека из горящего авто. Сначала справляются с очагом, потом вырезают манекен из покореженного авто с помощью гидравлического инструмента. Далее каждый желающий пробует перекусить металлический прут с помощью инструмента. Он тяжелый для нетренированного человека, поэтому среди добровольцев только мужчины.
На вооружении управления — вышка в 55 метров. Спасатель не должен знать страха высоты, если наступит чрезвычайная ситуация, надо будет зависать на высоте примерно в 18-этажный дом. Забираемся в кабину с Виталием Дембовским. На голову мне одевают увесистый шлем, цепляют на талию страховку — все, к подъему готова.
— Самые острые ощущения можно испытать, когда дует сильный ветер: создается впечатление, что кабинку шатает из стороны в сторону. Сегодня спокойная погода, так что подъем на вышке не такой экстремальный, — констатирует помощник начальника управления, когда мы за считаные секунды поднимаемся на высоту 55 метров. Ощущения, надо сказать, куда ярче, чем на макушке колеса обозрения.
Далее нас ждал переезд в Центр водолазно-спасательной службы при Республиканском отряде специального назначения МЧС. Тут у блогеров появилась возможность прокатиться на моторной лодке, на судне на воздушной подушке, попытаться спасти утопающего. В роли человека за бортом — профессиональный водолаз.
— Тону! — кричит он и бьет руками по воде.
Пытаюсь докинуть веревку. Вроде дотянулся.
Подтягиваю мужчину к берегу. Водолаз возвращается в воду и снова делает вид, что тонет. Парень пытается докинуть спасательный круг. Раз за разом — и все мимо.
— Человек уже захлебнется к этому времени, у спасателя нет права на такие ошибки, — констатирует водолаз.
После центра водолазно-спасательной службы нас ждал еще Республиканский отряд специального назначения, элитное подразделение, в котором перед блогерами выступили собаки-спасатели. Далее — Командно-инженерный институт МЧС. Даже в классах здесь обстановка, максимально приближенная к практике. Заходим в кабинет, где учатся передавать сообщение по рации. Казалось бы, проще простого. Но каждый курсант одет в форму, в комнате полно дыма. Преподаватель нажимает пару кнопок за учительским столом, и раздается сильный писк, по глазам начинают бить вспышки яркого света. Блогеров хватает ненадолго: «Выключайте!» А курсанты за эти несколько минут успевают передать сообщение.
Блогеры и журналисты провели в подразделениях МЧС десять часов, к концу дня разъезжались по домам уставшие, но довольные: хотя бы на один день испытать на себе всю сложность профессии спасателя — дело захватывающее.
На снимке: один день с пожарной службой Беларуси.
Фото: Оксана МАНЧУК, БЕЛТА