Родила…и убила
Мать-убийца... Подобное словосочетание способно вызвать содрогание не только у многочисленных любителей фильмов ужасов. Данные сведения все чаще появляются в отчетных документах прокуратуры. Каковы же социальные и психологические предпосылки для совершения такого жестокого вида преступлений, как убийство собственного ребенка? Об этом речь пойдет ниже.
Весной 2009 года жительница одного из городских поселков на Минщине Ольга Воропай забеременела от любовника. Признаваться близким и мужу в том, что носит под сердцем чужого ребенка, девушка совершенно не хотела. Поэтому и не встала на учет по беременности в женской консультации. Когда пришло время рожать, будущая мать закрылась в хозяйственной постройке, находящейся на территории двора, и там, чтобы никто не слышал сдавленных криков, самостоятельно родила доношенную, здоровую девочку. Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Минской области, новорожденного младенца пребывающая в состоянии послеродового стресса мать завернула в целлофановый пакет, вынесла во двор, где впоследствии и утопила в выгребной яме. Там крохотное тельце и обнаружили сотрудники милиции: по результатам экспертизы, малышка захлебнулась нечистотами.
Совершившую тяжелое преступление молодую женщину присудили к десяти годам колонии общего режима.
Еще одно жестокое убийство произошло в деревне Новоселье Минской области. Страдающую заболеванием нервной системы двухлетнюю дочку мать-алкоголичка попросту забила до смерти. Вернувшись, домой с очередной гулянки, мамаша обнаружила, что девочка обмочила штанишки. Рассердившись, женщина потащила ребенка в ванну. Там в сердцах несколько раз ударила дочку электрическим шнуром от стоящей рядом стиральной машины. Когда малышка расплакалась, вышедшая из себя мать начала жестоко избивать дочку: всего впоследствии насчитали более 100 ударов руками, ногами и электрическим шнуром. Затем женщина отнесла ребенка в комнату и уложила спать, не задумываясь о том, что у малышки на лице кровь. Труп обнаружили на следующее утро пришедшие с плановой проверкой сотрудники милиции. Наказанием за убийство, совершенное с особой жестокостью, стал двадцать один год лишения свободы в колонии общего режима.
К слову, не всегда подобные преступления карались со всей жестокостью закона. В далекой древности отношение к матерям-убийцам было достаточно поверхностное. В греческой Спарте младенцев, родившихся с увечьями, сразу убивали - это не считалось грехом. У большинства племен майя подлежали убийству все новорожденные младенцы, кроме последнего. В некоторых африканских племенах детей убивали перед длительными походами, чтобы не осложнять жизнь матери. В средние века считалось, что убийство ребенка до его крещения приводит к тому, что его душа не попадает в рай. Вина при этом на мать ложилась огромная, и подобные преступления чаще всего карались смертью. В Советском союзе убийство матерью ребенка расценивалось как обычное преступление без отягощения. И только с введением нового Уголовного кодекса в 2002 году в Беларуси появилась статья 140, которая так и называется "Убийство матерью новорожденного ребенка". Согласно этой статье, преступление карается лишением свободы на срок до пяти лет. Наказание, согласитесь, достаточно легкое по сравнению с карой за обыкновенное убийство.
- Во многом это объясняется тем, что современное белорусское законодательство учитывает, что беременность, особенно нежеланная, и сами роды оказывают неблагоприятное воздействие на психику женщины, и сопровождаются психотравмирующей ситуацией, - рассказывает заведующий отделом амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз по Минску и Минской области Николай Кринчик, - Психотравмирующее воздействие может быть обусловлено целым рядом причин, как объективных, так и субъективных. К последним относятся беременность в результате изнасилования или вне брака, представление о греховности внебрачной беременности, отказ отца ребенка признать его своим, страх разглашения, осуждающая позиция близких, материальные проблемы, тяжкие жилищные условия. Многое зависит и от психофизических особенностей женщины, переживающей нежелательную беременность. В данном случае она может протекать по двум крайним вариантам: либо своеобразное игнорирование собственной беременности даже при ярко выраженных ее признаках, таких как увеличение живота и отсутствие менструации, либо, наоборот повышенная чувствительность к раздражителям с выраженными негативными эмоциями, страхом, депрессией. Сознание женщины в подобных случаях наполнено негативными ощущениями и переживаниями, чувством брезгливости, ненависти и даже отвращением к собственному ребенку. Оба варианта обуславливают психологическое отторжение образа ребенка и переживаются женщиной как внутренний конфликт, стержнем которого является противоречие между материнскими чувствами и нежеланной беременностью. Обвиняемые - чаще всего женщины от 18 до 30 лет, забеременевшие вне брака и в результате изнасилования. Они скрывают свою беременность даже от близких и родителей, не обращаются к врачам ни до, ни после родов, практически у всех преобладает неправильное представление о сроках беременности в сторону их уменьшения, вследствие чего для их самих роды субъективно неожиданны. Роды у большинства проходят вне дома.
Современное законодательство учитывает все нюансы подобного рода преступлений.
Тем не менее, красноречивые факты по-прежнему свидетельствуют, что желающих избавиться от такого тяжкого бремени, как собственное новорожденное дитя, со временем меньше не становится. И виноваты в этом не издержки современного законодательства, а, скорее, та самая гнетущая психологическая атмосфера, которая создается порой вокруг будущих матерей. Страх, ненависть, злоба, отчаяние этих чувств беременная женщина должна стараться избегать и принимать свой новый статус не как грех, а как дар. Тогда и убийств новорожденных младенцев станет гораздо меньше.
Елена Харламова.