Банкоматам поставили мат
Столичные банкоматы оказались уязвимыми для мошенников. Аферисты совершали хищения денежных средств со счетов пользователей поистине уникальным для нашей страны способом: посредством липкой ленты. Следственным управлением ГУВД Мингорисполкома возбуждено уголовное дело по статье 205 часть 2 УК кража, совершенная группой лиц. Однако как выяснилось впоследствии, привлекать к расследованию данного инцидента пришлось специалистов по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий.
Как показывает практика, современные грабители все реже выходят на большую дорогу с с финкой или ломиком. Сегодняшние криминальные спецы все больше предпочитают использовать высокие технологии. Так, группа мошенников, промышлявшая хищениями из банкоматов в столице, в качестве орудия преступления использовала обыкновенный скотч. Для этого им понадобилось минимальное знание работы банковского программного обеспечения, немного везения и удачно выбранное время. Схема была гениально проста: преступники заклеивали липкой лентой место, откуда поступают деньги в банкоматах и ожидали потенциальную жертву в укромном уголке. Пытаясь получить денежные средства, граждане натыкались на явное упорство банкомата - купюры из шатера не выходили. Между тем, доверчивые обыватели на мошеннические происки реагировали весьма неоднозначно: вместо того, чтобы обратиться в службу технической поддержки банка, они торопливо покидали место происшествия. Далее мошенники попросту снимали скотч и забирали деньги. Когда держатели пластиковых карточек начали обращаться в банк с претензиями, руководство его обратилось за помощью в управление К МВД Беларуси. И здесь следует отдать должное оперативникам: на след продвинутых злоумышленников удалось выйти в кратчайшие сроки. Как выяснилось, к совершению преступления были причастны шестеро молодых минчан. Ранее конфликтов с законом похитители чужих денег не имели. В настоящее время мошенникам уже предъявлены обвинения. К слову, в своих незаконных деяниях они начали сознаваться буквально на следующий день. Сумма ущерба составила 8 миллионов белорусских рублей.
- Данная схема хищения является новинкой для Беларуси, однако, изучая опыт российских коллег, можно отметить, что там подобные преступления далеко не редкость, - комментирует ситуацию старший оперуполномоченный по особо важным делам управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Олег Слепченко. Однако здесь существуют два аспекта. Во-первых, необходимо отладить работу самого программного обеспечения: оно должно работать таким образом, чтобы не полученные клиентом деньги спустя определенное время возвращались в банкомат. Если же это не происходит, нужно обратить внимание на технические сбои и своевременно заняться их устранением. Данная функция лежит на работниках технической поддержки данного банка. Следует отметить и слабую бдительность самих держателей банковских карт. При возникновении неполадок необходимо внимательно читать сообщения на мониторе банкомата либо незамедлительно обращаться в службу технической поддержки.
Ну что же виновные наказаны, проблема на первый взгляд решена. Однако экстраординарный инцидент наводит на весьма серьезные вопросы: насколько легко пробить брешь на карт-счете рядового пользователя и насколько современной аппаратурой оснащены сегодняшние банкоматы?
Елена Харламова