Вода — это радость и беда
Анатолий Голуб — о том, что нужно сделать, чтобы отдых на воде доставлял приятные эмоции, а не приводил к трагическим последствиям
Первого июня — официальное открытие купального сезона. Для нас это пора незабываемых впечатлений, для спасателей — наиболее напряженное и ответственное время, потому что именно в летний период на водах гибнет наибольшее число людей. Поэтому подготовку к сезону спасательные станции начинают еще с Нового года. Во многом от ее качества зависит наша с вами безопасность. В рейд-проверку готовности подведомственных структур глава ОСВОДа Беларуси Анатолий Голуб отправился вместе с корреспондентом «Р» на Мядельщину.
Район для инспекции выбран не случайно. Вместе с озером Нарочь (протяженность береговой зоны свыше 80 километров) на эту местность приходится 80 процентов озер Минской области. Площадь всей водной глади Мядельщины — 16 600 гектаров. Ясно, что в обеспечении безопасности тысяч туристов и отдыхающих первую скрипку должна играть районная организация ОСВОДа.
Руководит ею Дмитрий Мелешко, по итогам 2010 года награжденный почетной грамотой общества.
И вполне заслуженно, так как его структура оказалась единственной в столичном регионе, где в аномально жаркое лето не было допущено превышения числа гибели людей по сравнению с 2009 годом. Возглавляет ее Дмитрий Тадеушевич вот уже 16 лет, и за все эти годы в зонах действия трех спасательных станций не утонул ни один человек. Секретов столь успешной работы местных спасателей нет. Прежде всего это плодотворная профилактическая работа в учебных заведениях и трудовых коллективах, выступления в СМИ, оформление уголков ОСВОДа, а также активная помощь членов первичек общества, коих в районе уже соответственно 1500 и 89. «Предупрежден — значит вооружен» — этот профессиональный девиз ставится во главу всего спасательного дела. Положительную роль играет также тесное взаимодействие с местной властью, милицией, равно как и небезучастность областной организации ОСВОДа. Впечатляет и общее состояние трех спасательных станций района, на двух из которых довелось побывать. Первая из них — «Мядель» — находится прямо в населенном пункте, около водной глади. Ею, к слову, также командует Мелешко. Капитальные постройки, в которых все сделано для беспроблемного дежурства сотрудников. Грех им жаловаться и на материально-техническое оснащение. В наличии все необходимое водолазно-спасательное оборудование и плав-средства, причем вполне современные, а также медикаменты.
Основное отличие второй станции — «Нарочь» — от образцового «Мяделя» только в ветхости ее строений. Но уже в 2012 году на этом месте намечено строительство новой станции, проект ее уже готов. Отметим также, что в распоряжении мядельских спасателей три автомобиля, причем все разных модификаций, это позволяет оперативно решать сложные задачи в любую погоду. Нетрудно догадаться, что штат всех станций района (третья называется «Зубренок» и находится на территории одноименного оздоровительного лагеря) укомплектован полностью, а текучесть кадров почти нулевая. Потому что в этом деле выше всего ценится профессионализм. А спасатели, порой рискующие собственным здоровьем и даже жизнью, помогая терпящим бедствие на воде, как никто другой знают ему истинную цену. И дорожат своим призванием.
— Кроме регулярных занятий со своим составом, в подготовительный период мы также очищаем акватории ведомственных пляжей, — рассказывает Дмитрий Мелешко. — В районе их 14. Мы отвечаем за чистоту дна от берега до буйков, а за береговую территорию и за культурный отдых на ней спрос с администраций здравниц, санаториев, домов отдыха и т.д. Непосредственная зона действия каждой спасательной станции – 1200 метров от нее. На этом расстоянии можно увидеть в бинокль тонущего человека и успеть оказать ему помощь.
Но объять необъятное невозможно. Охватить всю водную гладь Мядельщины силами трех станций и двух ведомственных постов немыслимо. На каждом водоеме спасателя не поставишь. Кстати, по статистике, в среднем в летний период в нашем туристическом крае в здравницах, а их 11, отдыхают около 50—60 тысяч человек, причем половина из них — иностранцы. И в три раза больше так называемых дикарей. Только на организованных пляжах озера Нарочь в летний день в среднем отдыхают около 10 тысяч человек. Много это или мало для района с населением в 35 тысяч? Попробуй за всеми уследи. В текущем году, постучим по дереву, несчастных случаев на воде Мядельщины еще не было. В минувшем — нашей службой было предупреждено 230 человек, 38 — спасено, из них 9 детей. И все же 5 человек погибли, и все вне зон досягаемости спасателей. Двое утонули в нетрезвом состоянии. Пьянство и пренебрежение правилами безопасного отдыха по-прежнему остаются основными причинами гибели людей на воде. Могут ли спасатели Беларуси сократить ежегодный прискорбный список утонувших? В профессиональном плане мы делаем все возможное. В материально-техническом обеспечении в последние годы общество также существенно поправило свое положение. Резервы — в более действенной профилактической работе, в улучшении культуры отдыха людей на воде.
— Хотел бы также обратить внимание на текущую статистику, — подключается к беседе с Мелешко руководитель ОСВОДа Анатолий Голуб. — По состоянию на 22 мая в Беларуси уже погибли от попадания воды в дыхательные пути 103 человека, в том числе 11 несовершеннолетних, хотя купальный сезон, по сути, еще и не начинался. У нас круглый год действуют 66 оснащенных спасательных станций и 100 постов. Но какие бы меры и усилия ни предпринимала наша служба вкупе с руководством страны, с местными властями, с органами МВД, мы каждый год будем «пожинать» большое количество несчастий на воде. До тех пор, пока сами люди не поймут очень простую и тривиальную истину: их спасение прежде всего дело рук их самих. Правила безопасного купания, как и вождения автомобиля, едины для всех. Никогда и ни при каких обстоятельствах не следует забывать, что вода — добрый друг, но при определенных условиях, и беспощадный враг. Хотелось бы также сказать о разделении меры ответственности. Почему все то, что касается воды, соотносится только с ОСВОДом. И подчас получается весьма лукавая статистика, усугубляющая его показатели. К примеру, в прошлом году в том же Мядельском районе погибла 72-летняя старушка. Шла по двору, стало плохо, упала в лужу и захлебнулась. Но вначале, как оказывается, у нее был инфаркт, который тоже мог стать причиной смерти. Из-за проблем со здоровьем, а также из-за падения электроприборов в воду каждый год гибнут десятки людей в ванной. Крайним же остается ОСВОД. Нужно определиться, что все-таки первично, а что вторично? Поэтому, считаю, следует выработать новые и более объективные подходы в оценке трагических случаев на воде и в быту.
Фото: Константин БЕЛОУС