Крепкий орешек
В Беларуси поставлен на конвейер новый шлем спасателя
Такой экспонат не встретишь ни в одном музее мира. Оплавленная, как сыр в микроволновке, радиостанция и искореженное от температуры забрало каски – все это оригиналы, хранящиеся в Командно-инженерном институте МЧС. Их владелец – легендарный белорусский спасатель Олег Гавдурович, участвовавший в тушении самых сложных пожаров советской эпохи. Амуниция сдавалась, он — нет: тем и знаменит. Прошли годы, герои уже на пенсии, но шлемы той поры… по-прежнему в строю. Ситуацию поручили исправить ученым МЧС.
— Советский шлем разработан в далекие 1970-е и, разумеется, слабо соотносится с реалиями нынешних пожаров. Уже при плюс 130 градусах Цельсия забрало начинает плавиться, а каска теряет свою жесткость. Кроме того, они с трудом подгоняются под размер и неудобно сидят на голове, — рассказывает «Р» Сергей Палубец, главный специалист отдела технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций НИИ ПБ и ЧС МЧС. – Самый простой вариант – закупить импортные, но для больших партий они баснословно дороги. Поэтому министерство поставило перед нами задачу разработать современный шлем спасателя нового образца. И изготовить его на отечественном предприятии.
Начнем с того, что обновленный ГОСТ на данное изделие в республике существует с 2009-го года. Документ четко оговаривает, из чего должен состоять шлем, сколько весить и чем дополнительно оснащаться. Здесь же подробно расписана методика испытаний. Изучив самые прогрессивные европейские разработки, ученые МЧС взялись за дело. Уже в начале 2010 года на полоцком «АГВ-ПОЛСПО» изготовлен опытный образец будущего шлема. Испытания, аккредитованные лаборатории, пробная носка… И вот к концу года с конвейера сошла первая партия пилотного ШП-09. Пятьсот новеньких шлемов мгновенно разошлись по подразделениям МЧС всей республики.
— В чем же их коренное отличие от предшественников? Во-первых, они защищают спасателя от электричества и держат «удар» силой 660 В. Шлем может легко дооборудоваться фонарем и переговорной радиогарнитурой. Внутренняя оснастка позволяет легко подгонять размер от 58 до 64, а также регулировать его по высоте. Особое покрытие корпуса легко накапливает свет и обеспечивает постсвечение от 10 до 955 минут, что заметно облегчает взаимодействие подразделения в затемненных помещениях, а также в ночное время, — показывает Сергей Палубец. – Бельгийский лицевой считок стойко переносит температурные невзгоды, не запотевает изнутри и не царапается снаружи. И самое главное, теперь спасателю не нужно каждый раз снимать шлем, чтобы надеть лицевую часть дыхательного аппарата на сжатом воздухе: крепеж находится на самой каске. Эта незаметная мелочь экономит десятки драгоценных секунд.
Идем дальше — температура. В ШП-09 из огня да в полымя можно шагнуть смело: сам шлем сможет целый час защищать спасателя от пламени с температурой горения под плюс 200 по Цельсию. Пелерина (специальная металлизированная ткань, закрывающая шею и плечи) уберегает кожные покровы человека даже при 10-минутном воздействии плюс 600 по Цельсию. А еще — открытого пламени в течение 20 секунд.
— Несколько месяцев шлем испытывали в лаборатории на противоударную защиту. Он без всяких проблем защитил спасателя от 3-килограммового, острого, как стрела, пробойника, брошенного с метровой высоты. И тяжелого 5-килограммового ударника, рухнувшего на каску с 3-метровой отметки. При этом собственный вес шлема – всего 1,75 кг: он изготовлен из композиционного материала на основе стекловолокна и полиэфирных смол, — объясняет Сергей Палубец. – Практика их применения в боевых подразделениях МЧС Беларуси показывает: отечественная разработка полностью себя оправдала. Мы получили продукт европейского качества, который заметно превосходит конкурентов из СНГ и становится в один ряд с мировыми производителями данной амуниции. При этом цена белорусского шлема значительно меньше… Именно поэтому сейчас решается вопрос об изготовлении второй партии: 1800 штук.
На снимке: в новом шлеме — хоть в огонь, хоть в воду.
Фото: Василий МАТВЕЕВ