Дело труба
24.02.2011
—
ЧП
Наши ученые запатентовали уникальный метод тушения складов нефтепродуктов
Если в канистру с бензином бросить спичку, сгорит и ее содержимое, и гараж, в котором она стоит. Если искра попадет в резервуар с 400 тоннами топлива, последствия могут повлиять на экономику целого региона. Именно так случилось 3 мая 2008 года, когда от разряда молнии вспыхнул 6-й резервуар на базе «Брестоблнефтепродукта». А рядом стояли еще несколько гигантских емкостей с бензином… Пять часов интенсивного тушения, несколько пенных атак, десятки тонн израсходованного пенообразователя – таков итог этого страшного пожара и этой тяжелой победы спасателей. Сегодня, листая фотоархив того ЧП, ученые МЧС утверждают: все можно было сделать быстрее и с меньшими затратами. И у них есть основания так говорить.
Интегрированное устройство оперативной врезки – так называется комплект оборудования, который позволяет без риска и с максимальной скоростью справляться с самыми проблемными пожарами на нефтебазах. Белорусская разработка не имеет аналогов в мире. Увидев ее в действии на полигоне МЧС в Светлой Роще, спасатели из Ирана и Азербайджана не поверили своим глазам, сказав, что это невозможно. Авторский коллектив разработчиков в подробностях показал «Р» анатомию чуда.
— Самое тяжелое при тушении пожаров в хранилищах нефтепродуктов – температура горения (1100—1300 градусов Цельсия), разлив горящего топлива в пределах обвалования и деформация конструкций стальных резервуаров. Подразделению трудно даже приблизиться к полыхающему факелу высотой с 3—4-этажный дом. В итоге тушение ведется с машин и стационарных стволов, закрепленных на крыше резервуаров, — рассказывает Руслан Лихоманов, начальник Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС. – Наши специалисты пошли от противного, взяв за основу принцип «троянского коня». Зачем заливать горящий нефтепродукт сверху, расходуя десятки тонн пенообразователя, если это можно сделать изнутри?
Суть в том, что прибывшее подразделение делает врезку в отводные технологические коммуникации. Затем в разгерметизированную трубу подается пенообразователь, который под давлением поступает в горящий резервуар, всплывает на поверхность и образует тонкую пленку, которая препятствует распространению огня. На боевое развертывание комплекса уходит всего 15 минут, при этом для успешного результата достаточно одной попытки. И, наконец, самое главное: специалисты все это время находятся в 90—100 метрах от бушующего огня, не подвергая свои жизни ни малейшей угрозе…
— Если честно, нас натолкнула на мысль технология ремонта, которую используют на нефтепродуктопроводах аварийные бригады. По сути, этот состоящий из разрозненных элементов механизм позволяет эффективно делать отверстие в трубе. Взяв за основу принцип сверления, мы усовершенствовали его и разработали новый, универсальный комплекс узкого назначения. Благодаря бандажу он может герметично «обхватывать» трубу любого диаметра и делать сверхточные отверстия меньше чем за минуту. Привод сверла работает от отдельного модуля на сжатом воздухе, но при желании можно запитать его от любого баллона, который носит за спиной спасатель, — рассказывают участники авторского коллектива, разработчики Василий Емельянов и Олег Навроцкий. – Отдельного внимания заслуживает синтетический пенообразователь, который используют для более эффективного подслойного тушения. Это еще одна уникальная разработка нашего института, обладающая высокой стойкостью к температурным воздействиям и способная создавать пленкообразущий барьер на пути огня. Ничего подобного в Беларуси раньше не выпускалось. Для сравнения: во время пожаров на нефтебазах боевые подразделения МЧС используют десятки тонн пенообразователя общего назначения. Нашего потребовалось бы не более тонны.
Неудивительно, что беспрецедентными разработками белорусских спасателей уже заинтересовались предприятия концерна «Белнефтехим», а также коллеги из стран СНГ. Пленкообразующий пенообразователь недавно получил патент Национального центра интеллектуальной собственности, устройство оперативной врезки сейчас проходит квалификационные испытания. А это значит, что самые тяжелые и коварные пожары на нефтехранилищах вскоре сойдут со своего черного олимпа под натиском технологии.
На снимке: разработчики Олег НАВРОЦКИЙ и Василий ЕМЕЛЬЯНОВ со свои детищем.
Фото: архив НИИПБиЧС