Публичное сочувствие нецелесообразно?
Число жертв трагедии в Пинске, по официальным данным, увеличилось до 14 человек. Вместе с тем в Беларуси многие и не знают о произошедшем на «Пинскдреве». Траур объявили только на предприятии.
В Республиканском ожоговом центре в Минске остаются трое пострадавших, из которых один — в реанимации. Еще три человека находятся в реанимационном отделении Брестской областной больницы. Все они — в сознании, подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких, их состояние на сегодняшнее утро медики оценивали как стабильно тяжелое.
Пожар на заводе «Пинскдрев-ДСП» произошел 25 октября. Предполагаемая причина — взрыв отложений древесной пыли в результате нарушения режима эксплуатации оборудования по производству древесно-топливных гранул.
По факту взрыва прокуратура Брестской области возбудила дело по ч. 2 ст. 302 Уголовного кодекса (нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ).
По распоряжению госсекретаря Совета безопасности Леонида Мальцева создана комиссия по расследованию причин ЧП, которая 15 ноября должна доложить Совбезу о результатах расследования.
Кроме того, собственную комиссию по расследованию причин трагедии создало руководство компании «Пинскдрев».
«Исходя из информации, полученной от самих работников СООО «Пинскдрев-ДСП», причиной аварии мог послужить человеческий фактор в период, когда оборудование находилось на ремонте», — говорится в сообщении, размещенном на сайте компании.
Руководство компании «Пинскдрев» выразило соболезнования семьям пострадавших и погибших работников, оказало и продолжает оказывать материальную и моральную поддержку. «То, что произошло — это огромная трагедия для нас, — говорит председатель профкома компании «Пинскдрев» Мария Кречко. — Мы не оставим без помощи как материальной, так и моральной ни одного из пострадавших и их семьи».
Как сообщил Naviny.by заместитель коммерческого директора по маркетингу и внешнеэкономическим связям ЗАО «Пинскдрев» Олег Корсак, руководством компании принято решение, что помимо уже выплаченных средств (семьям погибших — по 10 млн. рублей, пострадавшим — по 3 млн. рублей), пострадавшим и семьям погибших будет оказана дополнительная материальная поддержка. Во всех коллективах предприятия начался сбор пожертвований для пострадавших. Каждая семья, где погиб работник, 28 октября получила дополнительные 3 миллиона рублей. Ввиду того, что все пострадавшие были застрахованы, им будут выплачены страховые суммы от 9,5 млн. рублей и выше каждому.
Холдинг взял на себя все расходы, связанные с организацией медицинской и психологической помощи, а также погребения.
В компании «Пинскдрев» подписан приказ, в соответствии с которым создана собственная комиссия по расследованию причин и всех обстоятельств тяжелейшей за всю историю существования завода трагедии. Заметим, что, как отметили в Минтруда, подобной трагедии на производстве страна не знала несколько последних десятилетий.
Почему при таких масштабах трагедии в Беларуси она определенным образом умалчивается? Официальные СМИ о трагедии рассказывают мимолетом.
Лидер движения «За свободу» Александр Милинкевичобратился к президенту Александру Лукашенко с письмом, в котором призвал объявить национальный траур в связи с трагедией в Пинске.
«Считаю необходимым объявить национальный траур 2 ноября в память о погибших и приложить усилия для реальной помощи семьям жертв и потерпевшим. Жизнь и безопасность наших людей является главной ценностью для государства, и поэтому никакие политические расчеты не оправдывают замалчивание, черствость и недостаток человеческого сочувствия со стороны властей», — подчеркивается в письме Милинкевича.
Заместитель председателя движения «За свободу» отметил, что ситуация требует реакции со стороны властей. Это очень трагическое событие для всей Беларуси, и сама форма, в которой произошла эта трагедия, требует реагирования на государственном уровне. «И нас беспокоит отсутствие реакции власти именно на государственном уровне», — отмечается в письме.
Заметим, что 29 октября президент был аккурат в том регионе, где произошла трагедия. Он совершал рабочую поездку по Брестской области, в ходе которой много времени посвятил вопросам здравоохранения и медицинской помощи. Например, потребовал в течение двух лет завершить начатые строительство и реконструкцию медучреждений Беларуси. Посетил новый корпус Брестской центральной поликлиники. И ни слова не сказал на камеру о случившемся в Пинске.
Брестская областная больница, где в реанимации находилось несколько человек, пострадавших в результате аварии, осталась вне поля его внимания. И это при том, что общество приучено к тому, что глава государства всегда высказывается по животрепещущим общественным вопросам. Казалось бы, вполне логично было бы если уж не посетить Пинск, то хотя бы встретиться с родственниками пострадавших в том же Бресте.
До 28 октября (похороны первых трех погибших состоялись 27 октября) президент вообще публично не комментировал происшедшее. Только в пятницу в официальных СМИ появилось сообщение о том, что президент Лукашенко отдал ряд поручений в связи с аварией в Пинске, выразил соболезнования семьям пострадавших, поручил правительству оказать им всю необходимую помощь.
Руководство области выразило соболезнование семьям погибших 28 октября. В эфире местного телеканала председатель Брестского облисполкома Константин Сумар заявил о намерении добиваться, чтобы предприятие взяло на себя обязанность по погашению кредитов погибших рабочих. По мнению Сумара, это будет справедливый шаг, так как семьи погибших лишились кормильцев, а по закону после смерти работников эти кредиты должны были бы возвращать их семьи.
Руководство Пинска выразило соболезнования семьям погибших 27 октября. Траур был объявлен только в самой компании «Пискдрев».
В Беларуси облеченные властью лица так часто говорят, что именно люди являются самым главным достоянием нашей страны, что уже, похоже, перестали понимать смысл этого утверждения.
В новейшей истории Беларуси трагический случай в Пинске далеко не первый, когда руководство страны имело все основания в память о погибших и в назидание живущим объявить общенациональный траур.
Вспомним хотя бы март 2007 года, когда зенитными ракетами был сбит белорусский транспортный самолет компании «Трансавиаэкспорт». Может быть, 11 погибших тогда граждан Беларуси — недостаточное количество для нескольких дней скорби? И 14 жертв взрыва в Пинске тоже маловато?
Впрочем, прав эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич, в комментарии для Naviny.by отметивший, что не существует каких-то общих мировых правил, когда необходимо, а когда нет, объявлять траур. Каждая страна подходит к этому тонкому вопросу по-своему в соответствии с моральными ценностями общества.
Однако в данном случае уместно вести речь не о всем обществе в целом, а только о тех, кто считает себя этого общества поводырями. И вот этой небольшой группе людей сегодня, накануне президентских выборов, трагедии вроде пинской ну совсем не в струю. Они не вписываются в оптимистическую парадную действительность, которую белорусы знают по телевизионным репортажам и статьям в государственных газетах.
«Властям незачем ослаблять впечатление от радости жизни в стране. Вот и микшируется негативная информация», — отмечает Валерий Карбалевич.
Однако Лукашенко мог разыграть карту сочувствия, устроить разбор полетов, но не сделал и этого. Почему?
«Политики чаще всего подчиняют сочувствие политической целесообразности. На этот раз белорусские власти посчитали, как мне кажется, что внимание к трагедии принесет больше минусов, чем плюсов», — отметил эксперт.
Елена СПАСЮК