Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"

Источник материала:  
25.09.2010 16:26 — ЧП
Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"
В тот день мне и детям было плохо. Днем мне Илья говорит: "Мама, мне кажется, что самолет упал"
 
В четверг вечером недалеко от деревни Хотыничи Ганцевичского района потерпел крушение МИГ-29, на котором пилоты Сергей Коваленко и Александр Жигайло отрабатывали фигуры высшего пилотажа на малых высотах.
 
Причины падения выясняются, но уже сейчас понятно, что классные летчики - командир авиационной эскадрильи подполковник Сергей Коваленко и заместитель командира авиационного звена майор Александр Жигайло - до последнего уводили свою машину от населенных пунктов. Самолет упал в болотистом лесу, недалеко от райцентра.

У Сергея Коваленко остались жена и трое детей. Возможно, сослуживцы погибшего летчика смогут найти слова и объяснить его семье, за что погиб их муж и отец. У нас же, когда Светлана Коваленко открыла дверь, перехватило дыхание, и мы смогли лишь высказать скупые слова сочувствия. Их еще не раз скажут этой семье, но уже никто не вернет им родного человека и ту прошлую счастливую жизнь, которая обрушилась в одночасье.
 
Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"
Не так давно подполковнику Коваленко (в центре) вручили грамоту за уникальную посадку самолета на автодорогу Брест-Москва.

Мы заходим в уютную 2-комнатную квартиру. Видно, что здесь еще вчера царила любовь и счастье, а сегодня живет только горе.
 
Кажется, что дочки и жена выплакали уже все слезы. Но Светлана держится из последних сил.
 
- Я стараюсь не раскисать, чтобы дети пережили все это. Илье будет 17 лет, Лизе сейчас 13, а самой младшей Варе 10 лет - она так похожа на Сергея... Сегодня под утро я услышала его голос: "Свет, Свет, детей береги!" - плачет Светлана. - Мне нужно собраться. Нужно детей в свет вывести…" В тот день мне и детям было плохо. Днем мне Илья говорит: "Мама, мне кажется, что самолет упал". Сказал он это, как потом оказалось, уже когда самолет упал.

А вчера Илья, сынок, сказал мне: "Мама, для папы это была самая лучшая минута. Господь знает, когда забрать человека, значит, он был готов".

Беду Светлана предчувствовала.

- Предчувствия плохие были, - говорит вдова. - Накануне во сне я увидела дом, который мы сейчас строим в Березе. Только вместо крыши были почему-то церковные купола, а внутри дома две иконы - Николая Чудотворца и Божией Матери.

Сергей Коваленко был одним из лучших летчиков страны, что и подтвердил минувшей весной.

- В этом апреле он сел на автодорогу Брест-Москва, сделав высший пилотаж. За это его наградило руководство - министр подарил микроволновку, - вспоминает Светлана.

Кажется, что Светлана Коваленко мыслями переносится в тот лес, где упал МИГ-29, и пытается представить, как же он погиб.

- Как же ему было больно... Может, не об землю? - сквозь слезы смотрит на нас Светлана. - Мне сказали, что от мужа ничего не осталось, никаких вещей. С ним в самолете были иконки. Он был очень уравновешенный и аккуратный в пилотировании. Но после перевода в Барановичи говорил мне, что очень уставал, они ведь там в какой-то казарме по трое человек живут. Мы с детьми остались в Березе жить.

Сергею было 43 года, два года до пенсии оставалось. Я ему говорила: "Может, ты не поедешь в Барановичи?" А он: "Ну, а что? Надо же отслужить. Деньги зарабатывать".

- Случались с Сергеем внештатные ситуации?

- Однажды у него не выходило шасси. Я проснулась ночью от тяжелого гула самолета. Про себя просила: "Господи, спаси, спаси". А потом он как-то во сне вскочил и, обхватив голову, сказал:

- Сегодня я мог не прийти домой. Шасси не выходило, а бензин заканчивался. Я молился...

Накануне трагедии Сергей Коваленко звонил домой.

- Сказал, что купил дочкам дневник для музыкальной школы, тетради: "Светик, что еще купить? Приеду в пятницу или субботу. Второй день полетов". Я вам скажу, что все летчики боятся летать. Только дураки не боятся.
 
Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"
Вчера специалисты целый день прочесывали место катастрофы.

Второму погибшему пилоту Александру Жигайло было 29 лет.

Похороны летчиков пройдут в воскресенье в Березе и Могилеве.
 
КОГДА ВЕСТАЛСЯ НОМЕР

Родной брат погибшего летчика Александра Жигайло Антон сообщил "КП", что пилоты должны были лететь на другом истребителе: "Но в самый последний момент он оказался неисправен, и самолет заменили. Брат однажды признался, что боится летать на старых самолетах, которые есть в парке".
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
"Ребята, которые погибли за штурвалом, - настоящие герои!"

Прокомментировать очередное падение МИГ-29 согласился бывший военный летчик, подполковник Военно-воздушных сил Советского Союза в отставке. По его просьбе мы не называем фамилию и имя (запись разговора есть в редакции).

- Я сейчас не летаю, но летал на самолетах, когда был расцвет авиации. О чем тут говорить, если самолет МИГ-29 был выпущен в 1977 году. Если ваш сосед ездит на машине 1977 года, что вы про такой автомобиль можете сказать? А здесь речь идет о самолете. Конечно, его там где-то подделали, подмазали, но если проводить аналогию с "Жигулями", то "копейка" - она и в Африке "копейка". Да, самолет этот когда-то был хорош, но это уже каменный век. Еще одна причина, по которой происходят подобные авиакатастрофы, - недостаточный налет пилотов. Сейчас летчики летают столько, что им нужно давать ордена только за, что они садятся в кабину самолета.

- На авиационных сайтах высказывают мнение, что подобные трагедии проходят из-за того, что у пилотов просто мало опыта. Когда они заканчивали учебу, был развал Союза, естественно, что авиация переживала не самые лучшие времена.

- Я тоже с этим соглашусь. Например, когда я был рядовым летчиком и только закончил училище, у меня в месяц было 50 часов налета. А самый большой налет у молодого командира экипажа – 90 часов в месяц. Выходит, что человек по три часа в день сидел за штурвалом. А сегодня, по моим данным, у летчиков налета 50 часов в год! И это в лучшем случае.

- Вчера Министерство обороны заявило, что пилоты ценой собственной жизни увели самолет от населенных пунктов.

-
Они умерли, как герои, сидя за штурвалом! Печально, что в последнее время такие случаи участились.

- Для чего пилоты делают такие сложные фигуры, выполнение которых так опасно? В этом есть необходимость?

- То, что пилоты учатся летать в экстремальных условиях, так это нормально, это закономерно. Пилот должен летать в любую погоду, в любых условиях. Для этого его держат, кормят, чтобы он в любой момент мог встать грудью и закрыть брешь.
 
КОМПЕТЕНТНО
"МИГ-29 одна из самых надежных машин в мире"

- Без продления ресурс у истребителя 20 лет. Это достаточно надежная машина. Сложно комментировать ситуацию в Беларуси: я не знаю, в каком состоянии была эта машина, как ее эксплуатировали. К примеру, если она стояла под забором и гнила, а потом на нее посадили летчиков без налета, то это сочетание двух факторов. Хотя МИГ-29 одна из самых живучих машин, - прокомментировала трагедию "КП" начальник управления российской Объединенной авиастроительной корпорации Елена Федорова. - Практически в сорока странах мира есть МИГ-29. Он надежный, простой в эксплуатации.
 
СПРАВКА "КП"
Это третья трагедия за последнее время

МИГ, разбившийся в четверг, - это уже третий военный самолет, который терпит крушение с прошлого августа.

30 августа 2009 года
на авиасалоне города Радом (Польша) во время выполнения фигур высшего пилотажа разбился белорусский самолет СУ-27УБ. Летчики-снайперы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич погибли. Оба пилота жили в Барановичах. У 46-летнего Александра Журавлевича остались дочь и жена. А у 53-летнего Александра Марфицкого - жена и две дочери.

21 апреля 2010 года
в небе столкнулись два истребителя МИГ-29, принадлежащие 927-й истребительной авиационной базе, которая находится в Березе. Один самолет разбился, летчики успели катапультировался, второй истребитель успешно приземлился на базовом аэродроме.
 
КСТАТИ
Все полеты МИГ-29 приостановлены

После крушения военного истребителя МИГ-29 в Ганцевичском районе в Беларуси был введен запрет на полеты этих истребителей.

- Эта мировая практика. Запрет продлится до первичного выяснения причин, - прокомментировал "КП" начальник пресс-службы Министерства обороны Вячеслав Ременчик.

- Сколько дней это может продлиться?

-
В этом случае срок не устанавливается.

ДОСЬЕ "КП"

В Беларуси находятся последние модификации самолета МИГ-29 - конца 80-х - начала 90-х годов. Сегодня такие истребители есть только на авиационной базе Барановичей. По неофициальной информации, в стране около 40 МИГов.
 
Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"
Обломки упавшего самолета.
Фото: Газета "Ганцавіцкі час"
Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"
Место падения самолета.
Фото: Газета "Ганцавіцкі час"
Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"
Место падения самолета.
Фото: Газета "Ганцавіцкі час"
Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"
Обломки упавшего самолета.
Фото: Газета "Ганцавіцкі час"


←Авария в Минске: Две иномарки не поделили дорогу на улице Толстого

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика