Погост-Загородский – здесь находилась главная резиденция известного белорусского рода Друцко-Любецких
Деревня Погост-Загородская, Пинский район, Брестская область. Слово «погост» известно еще с Х века. Когда-то наши предки жили общинами, а центром общины был погост, где заседала администрация, велись различные торги.
Почему же в название деревни есть слово Загородский? Один говорят, что погост находился за большим городом, а вторые – что погост просто-напросто был огороженным.
То, что здесь стояли большие древние города доподлинно известно. Историки нашли здесь 7 древних стоянок времен мезолита, неолита и Бронзового века, которые дотируются временем до нашей эры. Когда велись раскопки, тут были найдены кремневые орудия труда, каменные топоры, украшения из кости и рога.
Все древние стоянки находились возле озера. А когда возле озера построили дамбу, то некоторые древние стоянки оказались на дне озера. Так что много чего можно найти на дне этого озера. Говорят даже, что во время религиозных праздников над озером слышен какой-то шум, а вечером кто-то поет.
В письменных источниках Погост-Загородский оказался только в 1528 году. Как раз в этом году королева Бонас Сфорца подтверждала старые права местной шляхты. Такие права она подтвердила шляхтичу Семену Орде, которые тогда принадлежала эта деревня.
В некоторых частях Беларуси «погостом» называют кладбища. Потому, что когда христиане пришли на эти территории, то там, где были центры общин, христиане начали строить церкви и рядом с ними хоронить первых христиан. Также к церквям привозили хоронить христиан с других мест и говорили: «Вот, повезли хоронить на погост». Когда были войны и поселения горели, люди переезжали на новые места, но хоронить возили все на тот же «погост». Правда, в это деревне кладбище называют не «погост», а «моглицы».
Когда точно на эти земли пришли христиане – не известно. Но доподлинно известно, то первый христианский храм появился тут в середине XVI века. Позже здесь было много храмов и костелов, также были и монастыри. На другом берегу озера есть деревня Новый двор, там был униатский монастырь. Но в начале ХIX века монастырь перевели в православье. Люди перешли в другую веру, а вот монахи – нет. Тогда монахов выгнали с этих земель, а униатские кресты поснимали и кинули в озеро. Один из крестов приплыл к берегам Погоста-Загородского. Местные жители крест достали и поставили в своей деревне. А позже, в конце XIX века, на месте этого креста построили часовню.
В 1577 году деревню передали Степану Мартиновичу. Он вложил в нее деньги и свой талант вести хозяйство. А в середине XVII века в деревней стали владеть Статкевичи и Нелюбовичи. Благодаря им и, конечно, прежним владельцам, Погост-Загородский стал ремесленно-торговым центром. Регулярно начали проводить тут ярмарки. Особенно на ярмарках была популярна местная керамика. Тут делали черную глянцевую посуду.
Своего рассвета это место достигло в XVIII веке, когда оказалось во владении знаменитого белорусского рода Друцка-Любецких. В своей главной княжеской резиденции на Пиншчине, они построили шикарный дворец, вокруг которого заложили красивый парк с водной системой. К сожалению, ни то, ни другое не сохранилось до наших дней. А вот водная система сохранилась, правда, сегодня она не работает и похожа на обычное болото. А когда то – это был канал, через который лежали мостики, а на берегу стояла винокурня.
В своем дворце Друцко-Любецкие не только устраивали балы. Они брали детей из селянских семей и учили их грамоте и тому, как любить свою Родину.
Одни из воспитанников, который родился в Погосте и учился во дворце, позже оправдал доверие и прославил свои родные края. Это был Лукаш Галомбиевский.
Историческая справка
Родился в Погосте-Загородском 13 октября 1773 года. Историк, этнограф, архивист. Учился при дворе Франциска Друцко-Любецкого. Участник восстания под руководством Тадэуша Косцюшко. Работал в библиотеке польского историка Чацкого. Вместе с которым, для приобретения книг и рукописей, посещал многие костелы и католические монастыри.
В 1831 году работал библиотекарем в библиотеке Варшавского университета, одновременно преподавал там курс библиографии. В своих работах описал быт, обряды, одежду, праздники и фольклор поляков, белорусов, украинцев, русских и литовцев. В последние годы своей жизни написал и издал «Историю Польши» в трех томах, «Историю польского военного дела» и другие. Около 40 работ сохранились по сегодняшний день в рукописях.
Умер 7 января 1849 года, прожив 76 лет.
Стены местного храма помнят Лукаша Галомбиевского, храм этот старше его всего на 4 года. Он был построен в 1779 году Друцко-Любецкими, как костел Святого Юзефа. Позже они этот костел передали униатам. Но после восстания Калиновского униатов с этих земель прогнали и храм перестроили в православную церковь.
В 30-е годы прошлого века, когда эта территория принадлежала полякам, то церковь снова перестроили в костел. А в 1945 году костел снова стал православной церковью святых Кирилла и Мифодия.
Во время войны фашисты расстреляли всех евреев и еврейских детей, которые жили в этой деревню. Местный житель, который перебрался на постоянное место жительство в Израиль, приезжал сюда и поставил на местах расстрела памятники.
На окраине деревне находится могила погибших во время войны красноармейцев. Автор этой скульптурной композиции – народный художник Беларуси Заир Азгур.