«Телефонный терроризм» Уголовным кодексом не лечится
Следствие по уголовному делу в отношении 38-летнего минчанина, обвиняемого в ложных заявлениях, о якобы готовящихся взрывах в поездах близится к завершению. Об этом «Белорусским новостям» сообщили в Первомайском УВД Минска. Скорее всего, действиям «телефонного террориста» будет дана не правовая, а медицинская оценка.
Напомним, 5 января 2010 года в управление ФСБ Российской Федерации по Смоленской области поступило анонимное телефонное сообщение о минировании пассажирского поезда № 30 «Калининград — Москва», следовавшего по территории Беларуси. Об инциденте тут же проинформировали подразделения КГБ, МВД и МЧС республики. По маршруту движения состава были усилены меры безопасности и контроля.
Проведенное на железнодорожной станции «Орша» обследование вагонов показало, что сообщение о минировании оказалось ложным. В результате оперативно-розыскных мероприятий с участием специалистов Антитеррористического центра КГБЮ «шутника», кстати, ранее уже судимого за такие проделки, вычислили и задержали.
В отношении него возбудили уголовное дело по ст. 340 УК РБ «Заведомо ложное сообщение об опасности», допросили и отпустили домой, откуда он уже ночью 9 апреля вновь позвонил в ФСБ России и сообщил о заложенном взрывном устройстве в «варшавском» поезде. «Террорист» не уточнил, какой именно состав он «заминировал», а потому пришлось проверять сразу четыре пассажирских поезда, следовавших как из Варшавы, так и в столицу Польши. И на сей раз ничего взрывоопасного в вагонах не нашли, да и, как выражаются в правоохранительных органах, установить «шутника» особой сложности не представлялось. Новое уголовное дело объединили с прежним и с учетом активности минчанина, ему «светил» реальный срок заключения — лет на пять вдали от телефона. Однако, по всей видимости, некоторое время мужчина может провести в специализированном лечебном заведении. Все зависит от выводов психиатров, в своеобразной очереди к которым стоят еще несколько аналогичных пациентов, страдающих «телефонным терроризмом».
В настоящее время ведется следствие в отношении 56-летнего минчанина, который «заминировал» сразу два весьма небезопасных для свободы объекта. 29 апреля в 12. 50 он позвонил по телефону «102» и сообщил, что в 15.00 в оружейных арсеналах МВД и КГБ прогремят взрывы. Делом техники было установить место звонка – им оказался таксофон, находившийся в 26-й столичной поликлинике, да и сыщики сработали оперативно. Подозреваемого задержали прежде, чем он успел покинуть лечебное учреждение.
Отпечатки пальцев на телефонной трубке, запись голоса человека, звонившего на милицейскую спецлинию, и показания свидетелей, видевших его в конкретное время возле таксофона – вполне приличная доказательная база для обвинительного заключения и передачи дела в суд с последующим вердиктом о месте отбытия наказания. Если, конечно, не будет ограничений по медицинским показаниям.
А вот на Витебщине «телефонного террориста» в соответствующее заведение определили практически сразу после задержания. Что особо примечательного в этой истории, так это предпринятые «шутником» меры конспирации. 1 мая 37-летний житель Полоцка специально поехал в соседний Новополоцк, откуда из таксофона позвонил в Первомайское УВД Минска и сообщил о готовящемся взрыве в здании Администрации президента. У мужчины был приличный опыт «минирования» различных объектов, в результате чего он получил судимость, а затем его признали инвалидом второй группы по психическому заболеванию. Но запутать следы своего очередного преступления ему не удалось. Уголовное дело возбудили, а «террориста» на время следствия поместили в психиатрическую больницу.
…По сложившейся за годы телефонного хулиганства традиции, осенью, с началом нового учебного года, объектами ложного минирования чаще всего становятся школы. Как правило, сообщения из детских уст о возможных взрывах поступают в дежурные части милиции накануне проведения контрольных работ и сдачи сочинений. Весной — наиболее активны люди взрослые, чье психическое здоровье оставляет желать лучшего. То ли сезонные обострения, то ли магнитные бури на солнце на них так действуют, но, слава Богу, что из двух зол они выбирают меньшее.
Максим ТРАПЕЗНИКОВ