Светодиодные светофоры и другие новинки в регулировании движения
Кажется, совсем недавно на центральных улицах Минска появились первые светодиодные светофоры – и вот горожане скорее удивляются старым ламповым регулировщикам, чем современным светофорам с обратным отсчетом времени.
Анимационные светящиеся знаки на солнечных батареях, светофоры со всевозможными звуковыми сигналами – это уже ближайшее будущее Минска. Светофоры постоянно совершенствуется.
Первый светофор в Минске появился в 1938 году, на перекрестке улиц Кирова и Бобруйской. Через 60 лет, в середине 90-х, на смену тяжелым ламповым регулировщикам стали приходить светофоры нового поколения. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали применяться массово.
В Минске светодиоды появились, кажется, совсем недавно. И сразу зарекомендовали себя как успешные регулировщики движения. Теперь их редко где не увидишь. Когда видишь обратный отсчет – кажется, что и не так уж долго ждать зеленый.
Вместо обычной лампочки в этих светофорах установлено около 200 светодиодов, которые гарантируют безотказную работу дорожного регулировщика около 12 лет! Когда лампочка не горит, жидкокристаллический черный матовый фильтр ничего не отражает. При включении сигнала он просветляется, и такой свет отлично виден при любой погоде. Этот светофор не "жмурится" на солнце и не бликует стеклянными окулярами, как его ламповый предшественник.
Общий вес светодиодного светофора не превышает 7 килограммов, это позволяет устанавливать его не только на стойках, но и подвешивать на штангах и растяжках. Кстати, а послевоенный светофор с трудом могли удержать 4 человека!
Особо умные светофоры умеют экономить электроэнергию – в темное время суток яркость их света становится меньше. Правда, город не спешит внедрять такие новинки. Но специалисты уверены: регулирование городского движения со временем будет становиться все интеллектуальнее.
Евгений Пустовойт, начальник конструкторского отдела:
Планируется, что на основании данных детекторов транспорта, которые видят обстановку, зеленый и красный горит так долго, насколько это нужно потоку. Тем самым для водителя снизится время ожидания и время в пути.
Еще одна новинка пока в руках конструкторов, но скоро, возможно, будет удивлять минчан. Это управляемые знаки, которые могут менять свое значение в зависимости от транспортных ситуаций и погодных условий. Своей очереди ждет система диспетчерского управления движением общественного транспорта на основе спутниковых технологий GPRS.
Евгений Пустовойт, начальник конструкторского отдела:
Мы разрабатывали и предлагали эту систему в Минске для организации автобусных остановок, для монтажа автобусных остановок. Чтобы отображалось на остановках, где автобус и через сколько времени он прибудет. Но это пока пилотный проект, до практической реализации еще далеко.
Среди экспериментальных новинок - светодиодный анимационный светящийся знак на солнечных батареях. Также пока в планах на будущее — оборудовать перекрестки Минска новыми звуковыми извещателями.
Евгений Пустовойт, начальник конструкторского отдела:
Мы сейчас заканчиваем прототип, думаю, что в ближайшем времени опытный образец уже выпустим. Ориентируясь на западных коллег, у них практически везде используется такое для людей с ослабленным зрением и слухом.
Единственный минус этих систем — шум, который может мешать жителям близлежащих домов. Но специалисты работают над решением этой проблемы. В Европе, например, вместо пронзительного писка давно используют естественные звуки – цокающие копыта или пение птиц.
Это — возможное будущее. Но глядя на то, как с каждым годом преображаются цветные регулировщики, оно кажется не таким уж далеким!