Атрофия
Совершив двойное убийство и ограбление, солигорские наркоманы первым делом «укололись». И через два дня оказались в наручниках
Это преступление произошло в конце февраля прошлого года в Солигорском районе. Оно было раскрыто по горячим следам буквально в течение нескольких дней и потрясло всех своей бессмысленной жестокостью. Трое отморозков ради добычи в несколько десятков миллионов рублей, устроив засаду на лесной дороге, убили водителя и экономиста СПК «Большевик-Агро», которые везли зарплату работникам свинокомплекса. Четверо детей остались сиротами, жена и муж погибших потеряли супругов. И все ради того, чтобы трое подонков с атрофированными мозгами могли беззаботно пить и колоться наркотиками, покупать золотые безделушки…
Суд над преступниками состоялся летом прошлого года и вынес суровый, но справедливый приговор. Кассационные жалобы и просьбы о помиловании высшими инстанциями были отклонены, и сегодня уже можно говорить о всех деталях этого дела. Для того чтобы попытаться понять: что приводит людей к длительному сроку за решеткой, к пожизненному заключению, к исключительной мере наказания -- смертной казни…
Пролог
Солигорск -- город достаточно молодой, во многом специфический и в криминогенном отношении довольно сложный. Уровень жизни там значительно выше среднереспубликанского, но у этого «стотысячника» есть и свои социальные проблемы -- высокий уровень наркомании, преступности и заболеваемости СПИДом.
В Солигорске живет немало обеспеченных людей, и наркоторговцы, естественно, стремятся именно туда. По крайней мере, на Минщине печальное лидерство по уровню наркомании принадлежит этому городу. По данным начальника УВД Минского облисполкома Ивана Савчица, обнародованным им на одной из пресс-конференций, из 1200 наркоманов, находящихся в области на различных учетах, более 450 живут в Солигорске. Месяц назад в регионе провели комплекс оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. В ходе рейда наркотики были найдены на одной из дискотек города. Установлена женщина, двое сыновей которой находятся в заключении за сбыт наркотиков, а теперь она сама их продает.
Продолжает оставаться острой проблема пьянства. По данным местного подразделения МВД, злоупотребление спиртными напитками, а вместе с ним и всплеск преступности особенно возрастают в дни получения заработной платы работниками РУП «ПО «Беларуськалий», а также в праздничные дни. Крупнейшее предприятие Беларуси, ради которого, собственно, и создавался город, притягивает молодых людей со всех окрестных деревень, которые перебираются сюда в поисках работы. Стать калийщиком, конечно же, удается далеко не всем. Но жизнь в городе намного привлекательнее прозябания в глубинке, поэтому цепляются за нее любыми способами. Некоторые из молодых постепенно скатываются, пополняя ряды завсегдатаев баров и наркоманов, а затем и преступников. У сидящих на игле, как правило, есть только две дороги -- одна на кладбище, другая -- в тюрьму…
…Эта преступная троица прошла именно таким путем.
Жук Андрей Сергеевич, признанный Минским областным судом организатором и исполнителем двойного убийства. Родился в деревне Сковшин Солигорского района в 1983 году. На момент совершения преступления разведенный, нигде не работающий, ранее судимый. Оказавшись в Солигорске, пристрастился не только к спиртному, но и к наркотикам. На суде показал, что разбойное нападение сначала спланировал, а затем и совершил для решения своих финансовых проблем…
Сорокин Иван Сергеевич, главный подельник Жука и прямой соучастник разбойного нападения. Родился в том же 1983 году в деревне Саковичи Солигорского района. Холостой, инвалид I группы, ВИЧ-инфицированный наркоман со стажем. По его собственным словам, в первый раз «укололся» в 13-летнем возрасте. Даже получив инвалидность, вызванную наркотиками и пьянством, образ жизни не изменил…
Мороз Владимир Николаевич, признанный судом пособником преступления с двойным убийством. Родился в Солигорске в 1985 году, женат, имеет малолетнего ребенка, работал грузчиком на РУП «ПО «Беларуськалий»…
Первые двое в ходе судебного разбирательства свою вину в совершенном преступлении признали частично: дескать, убивать не планировали, хотели только запугать и забрать деньги. Просто жертвы стали сопротивляться, поэтому и пришлось стрелять. Абсурдная логика. Если не было планов на убийство, зачем заготовили заранее ружейный обрез, зарядили его боевыми патронами? Впрочем, логику наркомана трудно понять в связи с полным ее отсутствием. Когда знакомишься с материалами этого уголовного дела, невольно ловишь себя на мысли, что было спланировано лишь само нападение на автомобиль, перевозивший деньги. Что главная цель у нападавших была одна -- ограбить, «уколоться» и забыться… В день преступления к разбойному нападению готовились, особо не таясь, да и после него не утруждали себя заметанием следов. Автомобиль Мороза, в котором находилась банда, около пяти часов стоял в деревне, сначала у клуба, а затем перед конторой СПК -- наблюдали, когда из хозяйства уедут за деньгами в Солигорск, когда вернутся. Ясно, что такое преступление остаться нераскрытым просто не могло. Что, собственно, и случилось.
Владимир ДОРОШЕВИЧ,
Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «БН»