Воспитание жестокостью
Воспитание жестокостью
«Цветы зла»: почему из детей вырастают преступники
В Белыничском районе эту семью знают многие. У ее главы Александра, как в сказке, четыре сыночка и лапочка–дочка. Только на этом сказка заканчивается. К детям своим особой любви и нежности Александр Волков не питал, напротив, был жестоким и деспотичным, бил мальчишек за малейшую провинность. Дети выросли. И... пошли по стопам родителя. Все четверо сыновей неоднократно судимы, один — в том числе за убийство собственного отца...
Что посеешь...
С семьей Волковых нынешний заместитель прокурора Белыничской районной прокуратуры Тамара Ракицкая познакомилась много лет назад. «Я тогда молоденькая была, только окончила юрфак БГУ, вышла замуж, приехала в Белыничский район работать следователем в РОВД, — вспоминает Тамара Николаевна. — Поступил вызов: в одной из деревень района папаша издевается над детьми. От того, что мне довелось тогда увидеть и услышать, испытала шок. Сыновья Александра, старшему, Пете, было лет 7, младшему, Ване, — года 4, в тот день без спроса взяли у соседа детский велосипед покататься. Когда их папа узнал об этом, затащил мальчиков в сарай, принес из дома веревку и на глазах у малыша стал в воспитательных целях... вешать его старшего брата, приговаривая: «Если ты, Ваня, меня ослушаешься, с тобой то же самое будет». У Вани началась истерика. Услышав, как голосит ребенок, в сарай примчалась мать, стала умолять мужа отпустить мальчишек. Александр отпустил. Но гнев свой перенес на жену, выволок ее на улицу, на глазах односельчан бил руками и ногами. Те позвонили в милицию».
За истязание Александра осудили — 3 года он провел в колонии. Как выяснилось из рассказов детей, и их, и маму Александр так «воспитывал» постоянно. Перепуганная женщина пожаловаться на мужа боялась, но от такой жизни стала все чаще заглядывать в бутылку. Когда до его освобождения осталось немного времени, Анна намеренно, чтобы сесть в тюрьму (так говорят люди), совершила кражу. В деревню она уже не вернулась, умерла в колонии. «До слез ее жаль, ведь она неплохая была: работящая и симпатичная — светловолосая, черноглазая, — признается Тамара Ракицкая. — Петю и Ваню забрали к себе родители Александра. Хорошие люди, дед — участник войны, бабуля трудолюбивая, дома — чистота и уют. Казалось бы, из ада дети попали в рай, должны бы отогреться у домашнего очага, которого до этого у них, по сути, не было. Но затравленные мальчишки, видимо, не сумели научиться верить в хорошее — выросли настоящими зверьками».
Цепная реакция
Старшему еще 14 не исполнилось, когда по деревне прокатилась волна краж: из домов пропадали вещи, деньги, съестное. Как выяснилось, «чистили» хаты односельчан младшие Волковы, за что и попали в колонию для несовершеннолетних. Им было с кого брать пример. Вернувшийся из тюрьмы отец на свободе долго не задерживался, жил по принципу «украл, выпил — в тюрьму». Однако после очередной отсидки успел обзавестись новой семьей. Молодой и симпатичной жене и двоим сыновьям, родившимся в новом браке, от папаши тоже доставалось. В 2002 году, поссорившись с супругой, Александр сперва крепко избил ее ногами, затем прямо при детях накинул ей на шею веревку и начал душить. Его снова посадили — за истязание.
За истязание был осужден и его старший сын от первого брака. Свою жену и маленького сынишку он воспитывал точно так, как когда–то его самого и его мать воспитывал отец. Лена постоянно ходила в синяках и кровоподтеках, но, как и ее покойная свекровь, жаловаться на мужа боялась. Напротив, покрывала... Следователи так и не смогли доказать, что ссадины и гематомы на теле 9–месячного малыша — дело рук Петра. Его жена божилась, что малыш выпал из кроватки... В послужном списке Петра и другие судимости: 4 раза сидел за кражи, один — за поджог сарая односельчанки. Младший, Иван, 5 раз был осужден за кражи. Сыновья Александра от второго брака Вася и Антон выросли еще более жестокими.
— В этом году Василия признали виновным в умышленном причинении тяжкого телесного повреждения, опасного для жизни, которое он совершил из хулиганских побуждений, — рассказала следователь Белыничской райпрокуратуры Елена Буякова. — Приревновав свою девушку к парню, Василий ударил «конкурента» ножом в живот. Незадолго до этого, в 2007 году, Василий убил собственного отца. Когда в их доме в очередной раз вспыхнул скандал и Александр стал бросаться с ножом на свою жену, Василий, которому на тот момент только исполнилось 18 лет, выхватил нож и ударил им отца прямо в сердце. Александр умер на месте. Тогда судьи пожалели парня — за неосторожное убийство приговорили его к двум годам исправительных работ. Но он не исправился.
Еще раз о любви...
Для младшего из братьев, Антона, судьба брата не послужила уроком. Через 2 месяца после того, как Василий «порезал» парня, 18–летний Антон тоже на улице с кулаками набросился на односельчанина, за что был оштрафован. В этом году суд приговорил его к пяти годам лишения свободы. Видимо, так и не простив матери смерть отца и то, что из–за нее его старший брат оказался в тюрьме, Антон ударил родительницу ножом в живот. Поводом для ссоры стало замечание: мама попросила Антона не мешать делать уроки младшей дочери Юле.
— Горький опыт этой семьи свидетельствует, что зло и жестокость порождают лишь зло и жестокость, — уверена Тамара Ракицкая. — В деревне и Александра, и его сыновей побаивались. Односельчане признавались, что все пятеро мужиков, стоило им выпить, становились агрессивными и неуправляемыми. В том, что дети вырастают ворами и убийцами, многие склонны винить дурную наследственность — мол, гены пальцем не раздавишь. Но в моей практике было немало дел, в которых главными «героями» — насильниками, ворами, преступниками–рецидивистами — становились парни из вполне благополучных семей. Скажем, у Бориса отец — большой начальник, мама тоже с высшим образованием. Но Боря, еще будучи несовершеннолетним постоянно попадался на кражах, потом докатился до того, что стал избивать школьников, отнимал у них вещи и деньги. Хотя всего у него было в достатке, мать и отец его не обижали. Теперь он судим уже по статье «Тяжкие телесные повреждения», пока отбывал наказание в колонии, избил осужденного. У другого парня, Кирилла, тоже замечательные, интеллигентные родители, но он неоднократно судим. «По малолетке» воровал, дезертировал из армии, изнасиловал пожилую землячку...
Родители Бориса и Кирилла слишком много времени уделяли работе, а от сыновей «откупались» деньгами и подарками. Видимо, в какой–то момент их и упустили, мальчишки связались с плохими компаниями. Так что гены генами, но, чтобы ребенок стал хорошим человеком, он должен расти в атмосфере любви и заботы...
(Некоторые имена в статье изменены. — Авт.)
Автор публикации: Ольга КИСЛЯК