Семь ужасных методов лечения прошлого
В «Трех мушкетерах» встречается довольно забавная фраза, что д’Артаньян оправился от жестоких побоев благодаря двум обстоятельствам — целебному свойству бальзама своей матушки и отсутствию врачей. Дело в том, что в прошлом лекари вполне могли угробить больного, руководствуясь благими целями. Вспоминаем семь, мягко скажем, странных, а то и ужасных методов лечения минувших веков.
Кипящее масло в огнестрельную рану
Огнестрельное оружие официально появилось в Европе в XIV веке, и в XVI столетии оно уже широко использовалось в различных конфликтах. Но применение пороха привело к новой проблеме — глубоким огнестрельным ранам, которые, несмотря на свою кажущуюся легкость, приводили к смерти в большинстве случаев. Так что медики решили, что дело в «отравлении» тканей порохом и свинцом. А чтобы нейтрализовать «отраву», лекари придумали, что первым делом надо очистить рану, а затем залить туда кипящую масляную смесь. Если очистить не удавалось, то просто залить.
Эту практику прервал француз Амбруаз Паре. В 1537-м он отправился на поля сражений в Италию в качестве цирюльника и хирурга во французской армии, где был поражен жестокостью обращения с пострадавшими. В частности, он вспоминает, что тяжелораненых просто добивали.
Однажды Амбруаз лечил пострадавших при атаке на замок традиционным способом — заливал им в раны кипящее бузинное масло. Но, к счастью, смесь скоро закончилась, и Паре решил использовать холодную смесь собственного приготовления на основе яичного белка, розового и терпентинового масел (в других источниках указывается и скипидар). Причем, по его воспоминаниям, он всерьез считал, что таким образом обрек несчастных на смерть и плохо спал ночью. Но утром оказалось, что все пациенты были в хорошем (по сравнению с получившими кипяток) состоянии — почти не испытывали боли, а вокруг ран не было отека. После этого Паре дал себе обещание больше не мучить раненых кипящим маслом.
В 1545 году, используя опыт своих наблюдений, Паре издал книгу «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и другим», в которой отверг теорию ядовитости пороховой сажи и полностью отказался от использования кипящего масла при лечении ран.
Позже Паре стал первым хирургом короля. Он сделал еще много других передовых для своего времени открытий, например, придумал при ампутации не прижигать рану для остановки кровотечения (из-за чего у раненых развивалась гангрена), а извлекать крупные сосуды и перевязывать их шелковой нитью. Ввел в хирургическую практику операции по исправлению «заячьей губы», разработал метод восстановления «волчьей пасти», предложил использовать протезы конечностей, применял и описал поворот на ножку, а также кесарево сечение при смерти роженицы. И именно с его подачи в странах Западной Европы уже в XVI веке стали задумываться над вопросом проявления милосердия к раненым врагам.
Табачные клизмы и дым в уши
После того как в Европу из Америки прибыл табак, медики заинтересовались его «целебными свойствами» и стали активно использовать в собственных нуждах. Например, в XIX веке считалось, что табачный дым помогает анатому или хирургу, который вскрывает трупы, предохранить себя от «опасных миазмов», поэтому специалистам такого профиля предписывалось постоянно дымить на работе.
Кроме того, врачи стали активно прописывать табак своим пациентам, несмотря на то что еще в 1604 году король Яков VI написал трактат, где утверждал, что курение «опасно для здоровья легких и оскорбительно для чувств». Так, в 1618-м Королевский колледж врачей в Лондоне опубликовал справочник по лекарствам, где «горячий и сухой табачный лист» рекомендовался в качестве лекарства против простуды и вялости. В 1665-м, в время эпидемии чумы в Лондоне, местным советовали курить, чтобы спастись от вредных «миазмов», которые, как считалось, распространяли заразу. А в XVIII веке ушную боль лечили вдуванием табачного дыма в уши.
Но, пожалуй, самое странное — это табачные клизмы утопленникам. Считалось, что если вдуть табачный дым в задний проход несчастному, то он придет в себя. Так что по берегам реки Темзы в Лондоне даже висели специальные реанимационные наборы.
О том, что сигареты приводят к проблемам со здоровьем, стали массово говорить только в 1920-е и 1930-е годы. А сейчас известно о негативных последствиях как активного, так и пассивного курения.
Морфин в сиропе для детей
«Успокаивающий сироп миссис Уинслоу» — это патентованное лекарство, предположительно составленное некой миссис Шарлоттой Н. Уинслоу и впервые представленное в продаже ее зятем в 1845 году. Средство состояло из сульфата морфина (65 мг на жидкую унцию, или 30 мл), карбоната натрия, аммиачной воды и прочих не слишком полезных ингредиентов.
Утверждалось, что этот сироп с убойной дозой наркотического вещества «мог успокоить любого человека или животное» и эффективно усыплял беспокойных младенцев и маленьких детей, особенно когда у них резались зубки. Средство широко продавалось в Великобритании и США.
В 1911 году Американская медицинская ассоциация выпустила публикацию «Убийцы детей», где обвинила «Успокаивающий сироп миссис Уинслоу». Продукт тем не менее не был снят с продажи до 1930 года.
Героин против кашля
Опиоидный наркотик диацетилморфин был выпущен немецкой фармацевтической компанией Bayer AG в 1898 году под торговой маркой «героин» (считается, что название произошло от слова heroic — «героический»). Вплоть до 1910 года препарат продавался в Европе и США как заменитель морфина, «не вызывающий привыкания», и как средство от кашля. Но, как мы сейчас знаем, в человеческом организме героин стремительно превращается в морфин и вызывает быстрое привыкание, а потому считается особо опасным наркотическим средством.
Но в начале XX века препарат пользовался большим спросом. Например, в Нью-Йорке продавали смесь диацетилморфина и сахарного сиропа — ее использовали для лечения кашля, бронхита, астмы, ларингита, пневмонии и коклюша как у взрослых, так и детей.
Ради справедливости стоит отметить, что в те времена многие препараты содержали опасные наркотические вещества. На рубеже веков, по некоторым оценкам, число американцев, зависимых от морфина, кокаина и героина, составляло четверть миллиона человек из общей численности населения в 76 миллионов.
В 1914 году в США запретили распространение и продажу героина в аптеках, но разрешили назначать по «медицинским показаниям». А в 1924-м конгресс США наложил на вещество окончательный запрет, после чего в стране началась подпольная торговля.
Ртуть против «французской болезни»
Столетия назад врачи не видели ничего плохого в лечении ртутью. Так, известно, что американский президент Авраам Линкольн принимал антидепрессанты — таблетки Blue Mass, где содержание ртути превышало норму в девять тысяч раз. Он страдал от вспышек ярости, но как только прекратил прием медикаментов, тут же успокоился и вошел в историю как уравновешенный и рассудительный человек.
Но, пожалуй, самое известное применение ртути — против сифилиса: этим веществом пытались лечить заболевание до изобретения антибиотиков. Втирать ртутную мазь в ноги предложил еще Парацельс. Затем лекари стали использовать окуривание киноварью, капли из сулемы, ртутные компрессы и ртутные пары.
В принципе идея была не лишена смысла — соединения ртути, мышьяка, висмута и йода действительно могут подавить возбудителя болезни — бледную трепонему. Но вместе с этим пациент получал тяжелое отравление (ну и еще у него выпадали все волосы).
Так что в начале XIX века стали применять препараты йода. А в 1908 году был синтезирован сальварсан, или «препарат 606» — производное арсенобензола. Хотя список его побочных эффектов мог сравниться с ртутью, эффективность перевесила недостатки. Позже были синтезированы органические соединения мышьяка и стали применяться препараты висмута с меньшим количеством побочных эффектов (последние оставались в клинической практике до 1990-х годов). Но настоящим прорывом стало применение препаратов пенициллинового ряда с 1943 года — это было во много раз лучше и безопаснее токсичной ртути.
Еще один суровый метод лечения «французской болезни» — пиротерапия, искусственное повышение температуры тела человека. Этот способ разработал лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1927 года Юлиус Вагнер-Яурегг (который также известен тем, что поддерживал нацизм, а еще выступал за принудительную стерилизацию людей с психическими заболеваниями). Дело в том, что размножение бледной трепонемы может происходить только около 37 °C, и даже небольшое повышение температуры тела тормозит размножение и частично убивает возбудителя болезни. Так что пациентов намеренно заражали малярией, чтобы у них поднялась температура до 40−41 градусов по Цельсию, а затем лечили хинином.
Лечение радиацией
В начале XX века было популярно лечение радиацией, хотя на тот момент уже было известно биологическое действие радиоактивности. Так, в 1895-м помощник Рентгена В. Груббе получил ожог рук при работе с рентгеновскими лучами. А в 1902 году первооткрыватель лучей урана Анри Беккерель заработал язву от ампулы с радиевой солью в кармане жилета. Но, видимо, людей обнадежило открытие терапевтического воздействия рентгеновских лучей и лучей радия на рак, так как в начале XX века в продажу поступили товары вроде радиоактивной минеральной воды, зубной пасты или косметики — считалось, что они приносят пользу и укрепляют здоровье.
С 1918-го по 1928-й в аптеках продавался препарат от всех болезней под названием «Радитор» — он содержал микрограмм радия-226. Самая известная жертва этого «лекарства» — американский миллионер Эбен Байерс. Он принимал этот препарат несколько лет (употребил около 1400 пузырьков!) и умер от тяжелого радиоактивного отравления. Кроме того, у несчастного был рак ротовой полости, из-за чего он потерял все зубы и часть челюсти.
Лоботомия из фургончика
Мы уже упоминали ранее, что лоботомию в 1935-м разработал лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Эгаш Мониш. Первую операцию провели в 1936-м (тогда она называлась лейкотомия). А уже в начале 1940-х годов лоботомия стала широко применяться в США — это был дешевый способ справиться с психологически травмированными на фронте солдатами. В 1941-м этой операции подверглась и сестра будущего президента США Розмари Кеннеди, которая провела остаток жизни в психиатрических клиниках и так и не смогла вновь заговорить.
С 1936-го до конца 1950-х годов лоботомию прошли 40 000−50 000 американцев, причем операции подвергались не только больные шизофренией, но и с тяжелым неврозом навязчивых состояний. Операции зачастую проводились в нестерильных условиях и врачами без хирургической подготовки. Так, последователь Мониша Фримен разъезжал по Штатам в специально оборудованном фургончике.
Лоботомия широко применялась не только в США, но и в Великобритании, Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, Японии, СССР и других странах. К счастью, в 1950-е популярность этой варварской процедуры пошла на спад. Так, в СССР лоботомия была официально запрещена в 1950 году. Но в Америке лоботомия продолжала практиковаться вплоть до 1970-х годов.