«Даже злейший враг не должен так умирать». 31 год назад произошла авиакатастрофа в Рамштайне

Источник материала:  
28.08.2019 15:58 — Новости Hi-Tech

28 августа 1988 года, последнее воскресенье лета. Авиашоу Fligtag-88 на военной базе в США в Рамштайне подходило к концу. Десять самолетов итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori разделились: пять направились в одну сторону, четыре в другую, а самолет полковника Иво Нутарелли — в третью. Комментатор объявил самый незабываемый воздушный трюк… В итоге погибло 70 человек. Как это произошло? 42.TUT.BY вспоминает ужасную трагедию, что произошла 31 год назад.

«Даже злейший враг не должен так умирать». 31 год назад произошла авиакатастрофа в Рамштайне
Фото: wikipedia.org

Авиашоу Flugtag в небе над Рамштайном к тому времени стали традицией и собирали массу народу — не только из ФРГ, но из из соседних Нидерландов, Бельгии и Франции (благо от их границ до авиабазы всего несколько часов на машине). Так было и в 1988 году — шоу собрало 300 тысяч человек, включая почти весь состав базы.

«Пронзенное сердце»

Весь день авиагруппы показывали свое искусство, и все шло гладко. Отлетали французские, португальские, английские летчики. А под конец шоу в небо поднялась пилотажная группа «Трехцветные стрелы» ВВС Италии. Десять специально оборудованных для авиашоу скоростных штурмовиков Aermacchi MB-339PAN с трогательными позывными «Пони 1», «Пони 2» и так далее до «Пони 10», за штурвалами которых были опытнейшие пилоты.

Одним из первых номеров Frecce Tricolori был очень популярный трюк «Пронзенное сердце». В свое время его изобрели пилоты французской авиагруппы La Patrouille de France. Суть фигуры проста — во время выполнения самолеты разделяются на две группы и делают «мертвую петлю» — а в нижней точке расходятся в считанных метрах друг от друга. При этом истребители рисуют фигуру, похожую на сердце. А одинокий штурмовик, отделившийся от обеих групп в самом начале маневра, стремительно сближается с товарищами и как бы пронзает сердце стрелой. Вот как это выглядит на видео.

Впечатляющий маневр был почти закончен, но что-то пошло не так. Две летящие навстречу группы из четырех и пяти самолетов разминулись идеально. А 38-летний пилот того самого одинокого штурмовика, который должен был «пронзить сердце» — Иво Нутарелли — не рассчитал, на какой высоте выровнять свой штурмовик «Пони 10».

Катастрофа

70 раз до того Нутарелли выполнял свою часть маневра идеально. А сейчас на скорости под 600 км/ч, на ничтожной высоте в 40 метров и всего в 300 метрах от зрителей он врезался в «Пони 2» Джорджио Алессио — ведущего одной из групп, буквально раздавив его кабину. Машина Алессио потеряла управление и врезалась в «Пони 1» Марио Нальдини.

Нутарелли погиб мгновенно. Та же судьба постигла Алессио. Нальдини прожил еще несколько мгновений, он даже успел катапультироваться, но падающий самолет был уже слишком близко к земле — и парашют катапультирования не успел раскрыться. Так погиб и Нальдини. Самолет Алессио упал, не причинив никому вреда, на взлетно-посадочной полосе.

Штурмовик Нальдини принес больше вреда: «Пони 1» упал рядом с вертолетом Sikorsky UH-60 Black Hawk медслужбы армии США. Было ранено и обожжено шесть членов экипажа, из них один — пилот Ким Джон Страдер — скончался от ожогов 17 сентября в техасской больнице. Из-за осколков разбившихся самолетов стали недоступными посадочные полосы, и оставшиеся семь штурмовиков группы Frecce Tricolori не могли сесть в Рамштайне. Самолеты построились в формацию «Марш пропавших», салютуя погибшим товарищам, и улетели на соседнюю авиабазу Зембах.

Но самое страшное было впереди. Неуправляемый горящий «Пони 10» с уже мертвым Иво Нутарелли внутри, двигался в том же направлении, в котором летел раньше. Вот только он падал, а впереди были зрительские трибуны. В 50 метрах от них машина рухнула на землю и заскользила по инерции в сторону людей. По пути было проволочное заграждение, но что такое проволока для подобных скоростей? Объятая пламенем машина прорвалась и въехала в толпу. Остановил ее только фургончик с мороженым, вокруг которого в жаркий день собралось особенно много людей.

28 августа было днем катастрофических неудач. До исполнения «Пронзенного сердца» Frecce Tricolori почти не успели полетать. И штурмовик Нутарелли успел сжечь лишь 300 из 1100 литров топлива в баках. Остальные 800 литров накрыли ошеломленных людей. Все произошло в считанные секунды, убежать времени не было.

На месте сгорели больше 30 человек. Сотни получили раны и ожоги. «Даже злейший враг не должен так умирать», — вспоминал Томас Венцель, выживший 28 августа, но потерявший в катастрофе невесту.

«Даже злейший враг не должен так умирать». 31 год назад произошла авиакатастрофа в Рамштайне
Схема выполнения фигуры «Пронзенное сердце» итальянскими летчиками. Отмечены точки столкновения самолетов. Фото: wikipedia.org

Но мертвые мертвы, а теперь предстояло спасать живых. И с этим были большие проблемы. Единственный медицинский вертолет, на котором можно было бы начать эвакуацию раненых, был уничтожен падением самолета Нальдини. Правда, уже к 16 часам начали прибывать вертолеты и машины «скорой помощи».

Но никакого нормального взаимодействия между немецкими властями и американскими военными к тому времени налажено не было. База США принадлежала США и ФРГ напрямую не подчинялась. Например, расположение ближайших больниц водителям американских машин было зачастую совершенно неизвестно — приходилось спрашивать дорогу. В результате возникали трагические заминки, и люди, которых еще можно было спасти, умирали. Более того, инъекционные иглы немецких медиков не всегда подходили к системам военных США, и раненым не успевали перелить кровь (после катастрофы западные медики серьезно озаботились вопросами унификации).

Последствия

Погибло, по официальным данным, 70 человек — 66 посетителей авиашоу, пилот американского вертолета и трое пилотов группы Frecce Tricolori. Среди погибших оказалось 16 детей и один нерожденный ребенок (мать выжила). Около тысячи было ранено, из них 450 поместили в 46 больниц по всей Германии и одну больницу во Францию. Последняя смерть была зарегистрирована более чем через месяц, 3 октября 1988 года.

Катастрофы на авиашоу бывали в Западной Европе и раньше. Но трагедий такого масштаба европейцы еще не знали. Последовало грандиозное разбирательство, после чего авиашоу в Германии радикально изменились: вводились строгие регламенты, нельзя стало летать над зрителями или в сторону зрителей, какое-то время вообще не приглашали группы высшего пилотажа. Инцидент в Рамштайне оставался самым страшным по количеству жертв вплоть до львовской трагедии 2002 года, когда упавший истребитель Су-27 стал причиной гибели 77 человек, включая 28 детей.

Расследование показало, что наиболее вероятной причиной гибели людей стала ошибка Иво Нутарелли, не рассчитавшего траекторию полета. Технические неисправности самолета не выявлены, и штурмовики Aermacchi MB-339 до сих пор стоят на вооружении в нескольких странах и используются авиагруппой Frecce Tricolori.

Не обошлось и без теорий заговора. Двое погибших итальянских пилотов, Марио Нальдини и Иво Нутарелли, якобы должны были дать показания по делу о гибели лайнера С-9 над Тирренским морем в 1980 году (или, как ее еще называют, «Массового убийства на Устике»). Тогда погиб 81 человек, и многие до сих пор считают, что самолет был сбит намеренно. Отсюда и появилась версия, что Нальдини и Нутарелли, которые могли что-то знать об этом, 28 августа 1988 убрали намеренно, подстроив новую массовую катастрофу.

Погибшим на авиашоу поставлен памятник, где перечислены имена всех жертв.

«Даже злейший враг не должен так умирать». 31 год назад произошла авиакатастрофа в Рамштайне
Фото: wikipedia.org

Среди них — военнослужащие ВВС США Стивен Холл и Женевьева Риггс. Трогательная история: овдовевшие супруги погибших военных, Дебора Холл и Мирон Риггс — в итоге стали мужем и женой. Сейчас они живут на ферме в Небраске вместе с двумя детьми, которых они усыновили десять лет назад.

А группа Rammstein, названная, хоть и с грамматической ошибкой, в честь инцидента в Рамштайне, записала песню, посвященную событию.

←Россия начала подготовку к полету на Луну

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика