«Даже злейший враг не должен так умирать». 31 год назад произошла авиакатастрофа в Рамштайне
28 августа 1988 года, последнее воскресенье лета. Авиашоу Fligtag-88 на военной базе в США в Рамштайне подходило к концу. Десять самолетов итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori разделились: пять направились в одну сторону, четыре в другую, а самолет полковника Иво Нутарелли — в третью. Комментатор объявил самый незабываемый воздушный трюк… В итоге погибло 70 человек. Как это произошло? 42.TUT.BY вспоминает ужасную трагедию, что произошла 31 год назад.
Авиашоу Flugtag в небе над Рамштайном к тому времени стали традицией и собирали массу народу — не только из ФРГ, но из из соседних Нидерландов, Бельгии и Франции (благо от их границ до авиабазы всего несколько часов на машине). Так было и в 1988 году — шоу собрало 300 тысяч человек, включая почти весь состав базы.
«Пронзенное сердце»
Весь день авиагруппы показывали свое искусство, и все шло гладко. Отлетали французские, португальские, английские летчики. А под конец шоу в небо поднялась пилотажная группа «Трехцветные стрелы» ВВС Италии. Десять специально оборудованных для авиашоу скоростных штурмовиков Aermacchi MB-339PAN с трогательными позывными «Пони 1», «Пони 2» и так далее до «Пони 10», за штурвалами которых были опытнейшие пилоты.
Одним из первых номеров Frecce Tricolori был очень популярный трюк «Пронзенное сердце». В свое время его изобрели пилоты французской авиагруппы La Patrouille de France. Суть фигуры проста — во время выполнения самолеты разделяются на две группы и делают «мертвую петлю» — а в нижней точке расходятся в считанных метрах друг от друга. При этом истребители рисуют фигуру, похожую на сердце. А одинокий штурмовик, отделившийся от обеих групп в самом начале маневра, стремительно сближается с товарищами и как бы пронзает сердце стрелой. Вот как это выглядит на видео.
Впечатляющий маневр был почти закончен, но что-то пошло не так. Две летящие навстречу группы из четырех и пяти самолетов разминулись идеально. А 38-летний пилот того самого одинокого штурмовика, который должен был «пронзить сердце» — Иво Нутарелли — не рассчитал, на какой высоте выровнять свой штурмовик «Пони 10».
Катастрофа
70 раз до того Нутарелли выполнял свою часть маневра идеально. А сейчас на скорости под 600 км/ч, на ничтожной высоте в 40 метров и всего в 300 метрах от зрителей он врезался в «Пони 2» Джорджио Алессио — ведущего одной из групп, буквально раздавив его кабину. Машина Алессио потеряла управление и врезалась в «Пони 1» Марио Нальдини.
Нутарелли погиб мгновенно. Та же судьба постигла Алессио. Нальдини прожил еще несколько мгновений, он даже успел катапультироваться, но падающий самолет был уже слишком близко к земле — и парашют катапультирования не успел раскрыться. Так погиб и Нальдини. Самолет Алессио упал, не причинив никому вреда, на взлетно-посадочной полосе.
Штурмовик Нальдини принес больше вреда: «Пони 1» упал рядом с вертолетом Sikorsky UH-60 Black Hawk медслужбы армии США. Было ранено и обожжено шесть членов экипажа, из них один — пилот Ким Джон Страдер — скончался от ожогов 17 сентября в техасской больнице. Из-за осколков разбившихся самолетов стали недоступными посадочные полосы, и оставшиеся семь штурмовиков группы Frecce Tricolori не могли сесть в Рамштайне. Самолеты построились в формацию «Марш пропавших», салютуя погибшим товарищам, и улетели на соседнюю авиабазу Зембах.
Но самое страшное было впереди. Неуправляемый горящий «Пони 10» с уже мертвым Иво Нутарелли внутри, двигался в том же направлении, в котором летел раньше. Вот только он падал, а впереди были зрительские трибуны. В 50 метрах от них машина рухнула на землю и заскользила по инерции в сторону людей. По пути было проволочное заграждение, но что такое проволока для подобных скоростей? Объятая пламенем машина прорвалась и въехала в толпу. Остановил ее только фургончик с мороженым, вокруг которого в жаркий день собралось особенно много людей.
28 августа было днем катастрофических неудач. До исполнения «Пронзенного сердца» Frecce Tricolori почти не успели полетать. И штурмовик Нутарелли успел сжечь лишь 300 из 1100 литров топлива в баках. Остальные 800 литров накрыли ошеломленных людей. Все произошло в считанные секунды, убежать времени не было.
На месте сгорели больше 30 человек. Сотни получили раны и ожоги. «Даже злейший враг не должен так умирать», — вспоминал Томас Венцель, выживший 28 августа, но потерявший в катастрофе невесту.
Но мертвые мертвы, а теперь предстояло спасать живых. И с этим были большие проблемы. Единственный медицинский вертолет, на котором можно было бы начать эвакуацию раненых, был уничтожен падением самолета Нальдини. Правда, уже к 16 часам начали прибывать вертолеты и машины «скорой помощи».
Но никакого нормального взаимодействия между немецкими властями и американскими военными к тому времени налажено не было. База США принадлежала США и ФРГ напрямую не подчинялась. Например, расположение ближайших больниц водителям американских машин было зачастую совершенно неизвестно — приходилось спрашивать дорогу. В результате возникали трагические заминки, и люди, которых еще можно было спасти, умирали. Более того, инъекционные иглы немецких медиков не всегда подходили к системам военных США, и раненым не успевали перелить кровь (после катастрофы западные медики серьезно озаботились вопросами унификации).
Последствия
Погибло, по официальным данным, 70 человек — 66 посетителей авиашоу, пилот американского вертолета и трое пилотов группы Frecce Tricolori. Среди погибших оказалось 16 детей и один нерожденный ребенок (мать выжила). Около тысячи было ранено, из них 450 поместили в 46 больниц по всей Германии и одну больницу во Францию. Последняя смерть была зарегистрирована более чем через месяц, 3 октября 1988 года.
Катастрофы на авиашоу бывали в Западной Европе и раньше. Но трагедий такого масштаба европейцы еще не знали. Последовало грандиозное разбирательство, после чего авиашоу в Германии радикально изменились: вводились строгие регламенты, нельзя стало летать над зрителями или в сторону зрителей, какое-то время вообще не приглашали группы высшего пилотажа. Инцидент в Рамштайне оставался самым страшным по количеству жертв вплоть до львовской трагедии 2002 года, когда упавший истребитель Су-27 стал причиной гибели 77 человек, включая 28 детей.
Расследование показало, что наиболее вероятной причиной гибели людей стала ошибка Иво Нутарелли, не рассчитавшего траекторию полета. Технические неисправности самолета не выявлены, и штурмовики Aermacchi MB-339 до сих пор стоят на вооружении в нескольких странах и используются авиагруппой Frecce Tricolori.
Не обошлось и без теорий заговора. Двое погибших итальянских пилотов, Марио Нальдини и Иво Нутарелли, якобы должны были дать показания по делу о гибели лайнера С-9 над Тирренским морем в 1980 году (или, как ее еще называют, «Массового убийства на Устике»). Тогда погиб 81 человек, и многие до сих пор считают, что самолет был сбит намеренно. Отсюда и появилась версия, что Нальдини и Нутарелли, которые могли что-то знать об этом, 28 августа 1988 убрали намеренно, подстроив новую массовую катастрофу.
Погибшим на авиашоу поставлен памятник, где перечислены имена всех жертв.
Среди них — военнослужащие ВВС США Стивен Холл и Женевьева Риггс. Трогательная история: овдовевшие супруги погибших военных, Дебора Холл и Мирон Риггс — в итоге стали мужем и женой. Сейчас они живут на ферме в Небраске вместе с двумя детьми, которых они усыновили десять лет назад.
А группа Rammstein, названная, хоть и с грамматической ошибкой, в честь инцидента в Рамштайне, записала песню, посвященную событию.