Кто служит в первой ИТ-роте и как она устроена
В среду министр обороны генерал-лейтенант Андрей Равков открыл компьютерный класс первой в Беларуси ИТ-роты. Сорок четыре новейших компьютера, специальная система кондиционирования, ортопедические кресла, высокоскоростной интернет. 42.TUT.BY побывал на дне открытых дверей и узнал, какие задачи стоят перед новым подразделением и в каких условиях предстоит служить бойцам.
Кофе-паузы и тренажерный зал
Экскурсию для журналистов по подразделению провел лично министр обороны генерал-лейтенант Андрей Равков. На мини-брифинге он отметил, что конкурс в роту был восемь человек на место, поэтому в подразделение попали парни, «заточенные на результат», а работы у них немало.
— Задачи перед подразделением стоят серьезные: ребята будут работать над навигацией, системами автоматизированного управления войсками, программами моделирования боевых действий и многими другими проектами, призванными повысить обороноспособность армии страны. Курировать роту будут офицеры Генерального штаба и Военной академии.
Конечно, для такой работы нужны соответствующие условия. Место службы подразделения больше напоминает офис ИТ-компании, чем привычный учебный армейский класс. В помещении абсолютная тишина, рабочие места отделены друг от друга небольшими перегородками, удобные анатомические кресла, в которых не устает спина, — не в каждой крупной компании выделяют такие своим сотрудникам.
Как и в любом современном офисе, есть небольшая кухня с кофейными аппаратами, горячим термосом для любителей чая и тарелками с печеньем и конфетами. Здесь можно сделать кофе-паузу и заодно обсудить написание сложного алгоритма.
Кстати, компьютерный класс можно назвать настоящим виртуальным цехом, выдающим готовый продукт: ведь здесь вместе работают программисты, дизайнеры и тестировщики.
Казарма, где отдыхают бойцы, — это несколько рядов кроватей, небольшая новогодняя елка и собственный тренажерный зал. Как отметил Андрей Равков, тренажеры были подобраны специалистами спорткомитета так, чтобы можно было нивелировать долгое сидение за компьютером.
Напротив тренажеров — стол для пинг-понга. Эта настольная игра выбрана не случайно, как отметил один из сопровождающих офицеров, глаза во время игры непрерывно делают зарядку, фокусируясь на мяче. Это хорошо для тех, кто работает за компьютером и целыми днями смотрит на неподвижный экран.
Построить виртуальный боевой самолет
Всех задач, которые стоят пред ИТ-ротой, военные не раскрывают из соображений секретности. Но некоторыми подробностями поделился исполняющий обязанности заместителя начальника Военной академии Беларуси по научной работе кандидат технических наук полковник Дмитрий Сахарук.
— Подразделение будет занято в том числе и созданием виртуальных моделей боевой техники, состоящей на вооружении нашей армии, — поделился офицер. — Это делается для упрощения обучения бойцов. До сих пор нам приходилось оборудовать различные классы техникой для ее изучения, теперь же, после создания виртуальных моделей, можно будет использовать одно и то же помещение под разные задачи. Например, создав виртуальную модель учебно-боевого самолета Як-130, мы можем сегодня изучать бортовые системы самолета, завтра — вооружение, послезавтра — двигатели, и все это в одном помещении в мельчайших подробностях. Только представьте, как это упростит и ускорит подготовку тех же авиационных техников.
По необходимости создаваемые виртуальные модели будут снабжаться искусственным интеллектом.
— Это значительно повысит эффективность учебного процесса, — объясняет Дмитрий Сахарук. — Например, раньше ту же радиостанцию изучали группами по два-три человека. Виртуальная модель позволит каждому бойцу изучать оборудование самостоятельно и досконально — можно легко посмотреть, как прибор работает, из чего состоит. Искусственный же интеллект будет способен воспроизводить различные нештатные ситуации и поломки, с которыми бойцу нужно будет научиться справляться. Стоит ли говорить, какой опыт получит при этом военнослужащий?
По словам офицера, первые виртуальные модели будут готовы к следующей осени: первый призыв еще не уйдет и сможет протестировать свои проекты на предмет ошибок, отладить алгоритм работы и заодно передать опыт новобранцам.
Главное — талант, но бегать 5 км нужно уметь
В ИТ-роте из сорока человек только четверо не имеют опыта работы. Все остальные — состоявшиеся специалисты, работавшие в престижных фирмах, в том числе и в компаниях — резидентах Парка высоких технологий. Дмитрий Сахарук отметил, что особенных ограничений по здоровью при приеме в ИТ-роты не было: «Брали всех, кто годен в армию, главными были интеллектуальные способности».
Новобранцы прошли курс начальной военной подготовки, и сейчас у них общевойсковая. Полевых выходов у айтишников не будет. По окончании службы каждый из них получит специальность «оператор ЭВМ».
О том, каким будет распорядок дня у бойцов роты информационных технологий, рассказал ее командир — старший лейтенант Владимир Стороженко.
— Распорядок дня у военнослужащих роты информационных технологий пока самый обычный: подъем в шесть утра, отбой в десять вечера. Правда, привыкли парни к нему не сразу — большинство из них — «совы», раньше часто работали по ночам. До девятого января у них длится обычная общевойсковая подготовка: учебные занятия, физкультура. Вот недавно был кросс пять километров — до финиша добежала вся рота. Да вообще у них проблем с «физо» особых не было — мы постепенно повышали нагрузки, чтобы все втянулись и стали настоящими мужчинами. После 9 января ребята займутся работой по своей непосредственной специальности, мы для них все подготовили, даже техническую библиотеку, правда, они своих книг еще так много привезли, что пришлось выделять дополнительную полку.
Не хватает только латте и чизбургера
После официальной части журналисты смогли пообщаться с призывниками. Первым своими впечатлениями поделился Артем Шушкевич. Парень до призыва работал в EPAM Systems. Говорит, стремился попасть в ИТ-роту, чтобы не потерять квалификацию.
— Сам я из деревни Городечно Новогрудского района, — говорит он. — Из военкомата могли направить служить в Воложин или Слоним. Конечно, был не заинтересован потерять навыки — я закончил БГУИР, программирую на Java, работаю с библиотеками React и Polymer.
На службе с первого дня много было непривычно. Особенно на курсе молодого бойца, когда вокруг тебя постоянно много людей, если точнее, то сто человек. Трудно было выходить из собственной зоны комфорта.
На удивление быстрее всего привык к раннему подъему — буквально со второй ночи. Труднее всего было подружиться с берцами — натирали ногу, пока разносил. На службе мне нравится «железо» — процессоры i7 8700, у всех SSD. Я Frontend-разработчик, и мне возможностей железа хватает за глаза. Кстати, монитор у меня стоит 27-дюймовый — это удобно. На одной половине экрана обычно открываю Visual Studio Code, на другой — обычный браузер. Если чего и не хватает на службе, то это латте и чизбургера из «МакДональдса».
Вадим Белорусов из Витебска готовился к службе в Печах, когда ему позвонили из военкомата и предложили попробовать пройти собеседование в ИТ-роту в Минске.
— Конечно, я сразу сорвался на маршрутке, — вспоминает он. — Это был шанс не растерять навыки и продолжить работать по специальности. На гражданке я был веб-программистом. Я пишу на JavaScript, в работе часто использую HTML и CSS. Собеседование в Минске проходило в несколько этапов. Сначала был тест, причем на языке программирования C++. Тем, кто им не пользовался в работе, было непросто. Второй этап — собеседование, спрашивали, над чем работал, в каких проектах был занят. Первые дни в армии был небольшой стресс — нужно было все делать быстро и по уставу. Параллельно осваивать новые навыки, например — шить. Но в общем условия лучше, чем ожидал, рад, что смог пройти отбор в ИТ-роту.