"Не хуже, чем у Microsoft". Как в Минске создают модули для "умных очков"
Надеваете очки — и на реальные объекты накладываются указания навигатора или полезные инструкции. Это возможно, если ваши очки «умные» — с технологией дополненной реальности. Сейчас этой технологией интересуются крупнейшие мировые компании вроде Apple и Microsoft. Идет разработка и в Минске: в компании «Изовак Дополненная Реальность» разрабатывают видеомодули для «умных очков». Их создатели считают, что через несколько лет на рынке дополненной реальности начнется настоящий бум — и к этому моменту им будет что показать.
«Есть результат, который можно показывать»
— Мы занимаемся в первую очередь оптическим прибором — видеомодулем, — объясняет Виталий Хомич, коммерческий директор проекта. — Это ключевой компонент в очках, шлеме — в любом другом конечном изделии. Дизайн конечного изделия имеет для нас небольшое значение, в первую очередь мы делаем «сердце».
Но без прототипа хороших очков мы не можем выйти на рынок, поэтому у нас есть план сделать свои очки. Надеюсь, еще полгода-год — и мы продемонстрируем конкретные очки. На сегодняшний день мы постепенно развиваем технологию и уже сделали несколько прототипов — есть результат, который можно показывать.
Разработчики демонстрируют один из прототипов устройства. Он оснащен маленьким LCoS-дисплеем, который передает изображение на уникальный волновод. Видно достаточно хорошо — и демонстрационное видео, и все вокруг.
Разработчики объясняют, что волновод изготовлен по запатентованной технологии. Этот прототип позволяет видеть полноцветную картинку с разрешением 800×480 пикселей. Главное преимущество модуля — яркость картинки, она достигает 1500 кд/м2 — как у топовых телевизоров. Для сравнения — максимальная яркость экрана iPhone X — 625 кд/м2.
— Яркость — это проблема всего рынка, — говорит Артем Артамонов, технический директор проекта. — Чтобы «пересветить» яркий солнечный свет — надо постараться. Мы на высоком уровне работаем с тонкими пленками и оптическими покрытиями и можем серьезно повышать уровень контрастности.
С помощью электромонохромного покрытия на ярких участках изображение затемняется, и вы сможете видеть его четко, ярко и контрастно. У нас есть специальные гидрофобные и олеофобные покрытия. Благодаря им внешняя часть никогда не испачкается, не поцарапается, на ней не останется отпечатков пальцев. При отрицательных температурах на внутренней стороне не появится обледенение, а внутренняя часть не запотеет.
Сейчас над проектом работает меньше десяти человек. Главный инвестор — Группа компаний «Изовак», которая специализируется на тонкопленочных технологиях. Проект для дополненной реальности «родился» у ее сотрудников и выделился в отдельную компанию, которая недавно стала резидентом ПВТ.
«Samsung и Apple — наши потенциальные партнеры»
Технология дополненной реальности пока не стала массовой. Но разработками для нее сейчас занимаются сразу несколько крупных мировых компаний. Компания Microsoft в 2016 году представила для разработчиков очки дополненной реальности HoloLens. Широкой аудитории они пока не доступны. Также свои устройства создает израильская компания Lumus. Apple активно продвигает приложения дополненной реальности для камеры смартфона.
Белорусские разработчики собираются работать в сфере B2B («бизнес для бизнеса»). Они планируют поставлять видеомодули другим компаниям, которые будут выпускать готовые устройства.
— Компании Samsung, Apple, Huawei, которые уже занимаются этой тематикой — это наши потенциальные партнеры. — рассуждает Виталий. — Рынок приложений для AR — огромный. Но в мире только 5−6 компаний, — в том числе мы, — у которых получился какой-то прототип, который нормально работает и дает изображение. Сейчас на рынке нет готового продукта. То, что мы видим у Microsoft Hololens или Lumus — это тоже прототипы. Только они за счет своих вложений собрали это в очки и демонстрируют. Но по качеству изображения, по уровню технологии мы с ними на одном уровне.
Свои «умные очки» пыталась выпустить и Google. В 2014 году Google Glass начали продаваться, а уже в 2015 году компания объявила о закрытии проекта. Возможно, причиной стало то, что их продукт был нацелен на массовую аудиторию. Пользователи активно жаловались на все недостатки, к примеру на то, что в очках ничего не видно, если смотреть на солнце.
— Такие компании, как Google, зарабатывают на масс-маркете, — считает Виталий. — В B2B стираются какие-то моменты, которые не нравятся широкому потребителю — например, если белый цвет недостаточно белый. Важна сама функциональность, как продукт помогает решить конкретную задачу, улучшает работу и позволяет компании экономить деньги.
Разработчики считают, что бум технологии дополненной реальности наступит через 3−4 года: «Технология сейчас на стадии дозревания». Применять ее можно будет во множестве сфер: в промышленности, медицине, образовании, спорте, в спасательных операциях, в армии, а еще для развлечений и игр. Эти технологии, которые мы сегодня видим в кино — например, головной дисплей в костюме «Железного человека».
Где именно «выстрелит» эта технология — сказать сейчас трудно. Пока же можно представлять футуристичные картины: хирургов, которые видят в очках расположение артерий, или солдат, которые получают указания прямо на «умный шлем».
Полноценный образец очков для демонстрации видеомодуля белорусские разработчики обещают показать в первой половине следующего года.