9 из 10: обзор игры про новый ледниковый период - Frostpunk
Frostpunk — экономическая стратегия для тех, кто хочет попробовать себя в роли кризис-менеджера. Землю окутал ужасный холод, люди живут в лачугах возле большого генератора, дающего тепло. Кто-то умирает от голода и болезней, кто-то от переохлаждения и несчастных случаев в шахте. А игрок пытается делать вид, что все хорошо, и разрешает детский труд. Нужно больше рабочей силы, ведь запасы угля для генератора стремительно заканчиваются.
Наша оценка игры: 9 из 10.
Особенность Frostpunk в том, что в отличие от большинства других градостроительных симуляторов, игра обожает вываливать на игрока морально-этические проблемы.
Ситуация отчаянная: люди борются за выживание, ресурсы ограничены, а вы управляете поселением и должны реагировать на проблемы. Будете плохо справляться, разгорится народное восстание.
Базовая механика Frostpunk вроде бы простая. Добываем ресурсы, исследуем технологии, возводим разные постройки, стараемся, чтобы жители более-менее были счастливы. Но тут вступает в дело холод.
Генератор, стоящий в центре поселения и отапливающий близлежащие постройки, работает на угле. Его нужно постоянно добывать, иначе большая печка перестанет работать. Люди начнут страдать, болеть и возмущаться. А с развитием городка нужно улучшать генератор, чтобы тепло расходилось дальше и захватывало больше построек. Но для этого понадобится в разы больше угля.
Температура постоянно меняется. Жить при относительно комфортных -20 градусах придется недолго. Холод усиливается, как и недовольство жителей, а некоторые постройки перестают работать. Контроль за температурой — такая же важная задача, как и контроль за ресурсами.
Этические вызовы в первые часы натурально пугают. Ты пытаешься вести себя максимально человечно и без перегибов. Детский труд? Нет, я лучше построю пансионаты для несовершеннолетних. Грубая медицина? Нет, это приведет к частым смертям, я лучше организую стационар, пусть это и выйдет дороже.
Но очень быстро игра превращается в симулятор диктатора. Потому что в условиях нехватки ресурсов и постоянного роста жителей очень сложно быть гуманным. Тогда появляются двойные и тройные смены. Упор на религию или жесткий порядок (людей нужно вдохновить или усмирить). Сокрытие важной информации, которая может вызвать вопросы или негодование у населения.
Одним поселением во Frostpunk дело не ограничивается. В ледяную пустошь можно посылать поисковые отряды. Они исследуют интересные места на карте. Там можно найти ресурсы, но самое главное — других выживших. Они с радостью вольются в общество и начнут работать на вас. В то же время скауты могут нарваться на диких животных и пострадать. Исследовать опасные пещеры или двигаться к следующей точке интереса — решает игрок.
При этом в игре нет такого понятия как «правильный» выбор. Каждое решение имеет самые неочевидные последствия. Принять заплутавших выживших может показаться добрым поступком. Но где они будут жить? Чем их кормить? Да, они будут работать на шахтах и добывать уголь, но придется потратиться на их комфорт. Будет ли это выгодно в долгосрочной перспективе?
Жизнь управленца никогда не бывает простой. Если вы построили достаточное количество больниц, склады заполнены ресурсами, а генератор работает почти без перебоев, это совсем не значит, что все хорошо. В городке может возникнуть радикальная оппозиция, которая постепенно будет приманивать сторонников.
Если вовремя не среагировать, не дать людям новую цель, не прибегнуть к религии или жесткой диктатуре, то горстка радикалов превратится в абсолютное большинство. И вас изгонят из поселения, обрекая на верную смерть.
Чтобы не потерять контроль над своими подданными, нужно прибегать ко всяческим ухищрениям. Устанавливать с виду гуманистические порядки. Да, у нас смена длится 24 часа, но посмотрите — мы по-христиански хороним усопших на кладбище, а не сваливаем трупы в кучу. Клирики откровенно промывают жителям мозги, но зато в обществе порядок и люди стабильно работают в шахте, потому что верят в светлое будущее.
Даже на десятом часу Frostpunk из социальной драмы не превращается в табличку Excel с циферками. Игра постоянно держит в напряжении и подкидывает новые вызовы.
Решения становятся масштабными и видоизменяют город. Можно построить тоталитарное общество, где жестко наказывают инакомыслящих. Или пойти по пути теократии, которая начинается с благих намерений, но обычно заканчивается инквизицией.
В каком-то смысле это немного вредит игре. Пройдя Frostpunk, не особо хочется начинать заново. Да, общество может пойти по другому пути, но ничего принципиально нового игра предложить уже не в силах. Это не «Цивилизация», в которой каждая партия проходит по разным сценариям.
Понимая это, разработчики обещают добавлять новые сюжеты. Но даже сейчас Frostpunk — одна из лучших игр в жанре. Обычно она ставит игрока перед плохим и очень плохим выбором. И не факт, что первый из них верный.