Вирусы и ядерное оружие: зачем СССР нужны были закрытые города
В СССР существовали места на карте, где рельсы уходили как будто бы в никуда, уже на подходе к ним стояли КПП, а периметр был обнесен рядами колючей проволоки. А за ней жили люди, которым иногда даже в отпуск нельзя было покидать пределы родного города.
Условия жизни в этих городах были многим лучше обычных — их жители не знали слова «дефицит», в магазинах можно было купить любые товары, преступности не было, независимо от сферы деятельности жителям начислялась 20%-ная надбавка к окладу.
42.TUT.BY выбрал пять некогда самых секретных закрытых городов, которые существовали в СССР и перешли по наследству к России.
Три имени одного города
Долгое время из-за соображений секретности у этого города сменялось одно название за другим. Сначала это был «Златоуст-20», потом «Златоуст-36» и, наконец, Трехгорный.
История города началась 24 января 1952 года, когда в секретном месте около Челябинска началась постройка завода по производству атомных боеприпасов. Спустя два года неподалеку от завода был создан рабочий поселок № 17, а через год были выпущены две тактические авиационные атомные бомбы РДС-4 «Татьяна».
Даже сегодня город остается закрытым, попасть в него обычному человеку практически невозможно, если у него нет родственников в Трехгорном. Город окружен тремя рядами колючки под напряжением и следовой полосой. Движение по прилегающей трассе строго без остановок, есть два стационарных поста ГАИ на расстоянии 500 м.
Основное предприятие ЗАТО — «Приборостроительный завод» (занимается производством ядерных боеприпасов). Это известно официально, а вот неофициальных теорий еще больше: местные жители могут рассказать о подземных заводах, которые выпускают секретную продукцию, специальных хранилищах для ядерных боеприпасов и других особо важных объектах.
Сейчас на Google-картах можно посмотреть каждый контрольно-пропускной пункт и подробно разглядеть заводские трубы, но все остальное находится под тщательной охраной и гифом «совершенно секретно».
Красноярск-26
Это секретный город и предприятие («Сибхимстрой», сейчас — горно-химический комбинат) по производству оружейного плутония были построены по прямому указу Сталина в 50 километрах на северо-восток от Красноярска, на восточном берегу Енисея.
Первое время на объектах трудились заключенные, которые и понятия не имели, что они строят. Город сменил несколько названий — в разное время Красноярск-26 знали как «Девятку», Атомград, Железногорск и Соцгород.
Чтобы возвести подземный завод по производству плутония на месте будущего Железногорска, строители обнесли колючей проволокой тайгу площадью 130 квадратных километров. Завод строился внутри горного массива с таким расчетом, чтобы выдержать ядерный удар.
Реакторное и радиохимическое производство, атомная ТЭЦ, объекты водоснабжения и вентиляции комбината — все эти объекты были размещены в многоуровневой системе внутри горы.
Находившаяся рядом река Енисей была необходима горно-химическому комбинату — вода служила для охлаждения трех уран-графитовых реакторов, один из которых производил оружейный плутоний-239.
Позже под Енисеем был построен тоннель, пролегающий на глубине 40 м, для перемещения радиоактивных отходов на полигон их захоронения.
После развала СССР реакторы были остановлены — соглашение об этом подписали вице-президент США Альберт Гор и российский премьер-министр Виктор Черномырдин.
Северск
Несмотря на обилие дефицитных товаров, отсутствие проблем с медициной, образованием и преступностью, у закрытых городов было много негативных моментов. Одна из них — высокая опасность материалов, с которыми работали ученые. Печальный пример этому — ЗАТО Северск. Его основание связано со строительством Сибирского химического комбината, необходимого для получения урана и плутония. Здесь же расположена Сибирская АЭС, вторая атомная станция, построенная в СССР.
В народе город называли «5-й Почтовый» или просто «Почтовый» — из-за того, что строительство комбината носило наименование «Почтовый ящик № 5». Местное атомное производство было самым крупным и включало полный цикл — в город ввозили необогащенную урановую руду, а вывозили начинку для ядерных боеголовок и готовое топливо для АЭС.
Вокзал Северска уникален тем, что в советское время с него людей перевозили не в другие города, а на работу — на «объекты».
В 1993 году шестого апреля в 12 часов 58 минут по местному времени на радиохимическом заводе (РХЗ) Сибирского химического комбината в результате взрыва был разрушен один из аппаратов по экстракции урана и плутония, содержавший раствор нитрата уранила.
При взрыве значительная часть плутония и других радиоактивных веществ была выброшена в атмосферу через разрушенные стенки и крышу емкости, разрушенную крышу и окна цеха, штатную вентиляционную систему. В результате аварии 1946 человек подверглись облучению.
«Челябинск-65»
Город «Челябинск-40» (позже «Челябинск-65»), чей официальный статус был подтвержден 17 марта 1954 года, возник закрытым указом Президиума Верховного Совета РСФСР, возник благодаря химкомбината «Маяк», где к этому времени успели запустить уже шестой реактор. В то время это было наиважнейшее предприятие для ВПК СССР. Именно здесь был произведен заряд для первой советской ядерной бомбы РДС-1.
«Маяк» постоянно преследуют аварии, в которых, случается, погибают люди. Самая страшная произошла 29 сентября 1957 года, тогда выброс радиоактивных веществ составил 20 миллионов кюри (для сравнения: в Чернобыле — 50 миллионов).
В зоне радиационного загрязнения оказалась территория нескольких предприятий комбината «Маяк», военный городок, пожарная часть, колония заключенных и территория площадью 23 тысяч км² с населением 270 тысяч человек в 217 населенных пунктах трех областей — Челябинской, Свердловской и Тюменской. Но при этом, благодаря стечению обстоятельств, сам Челябинск-40 не пострадал.
Во время ликвидации последствий аварии 23 деревни из наиболее загрязненных районов с населением от 10 до 12 тысяч человек были отселены, а строения, имущество и скот уничтожены. Радиационное загрязнение сохраняется до сих пор, а зону заражения называют Восточно-Уральским радиоактивным следом.
Теперь Челябинск-65 переименован в Озерск, город по-прежнему закрыт для посторонних, а химкомбинат «Маяк» функционирует, производя регенерацию отработавшего ядерного топлива, изотопную продукцию, приборы и оборудование.
Загорск-6 (Сергиев Посад — 6)
Кроме ядерного оружия в СССР разрабатывалось и биологическое. Одним из центров его создания был Загорск-6, закрытый военный городок возле города Сергиев Посад в Московской области. Построен он был для обслуживания в/ч 44 026 или Вирусологического центра научно-исследовательского института микробиологии Министерства обороны России.
Этот военный городок был возведен в 1954 году и специализировался на создании биологического оружия на основе вирусов, риккетсий (внутриклеточных паразитов) и токсинов.
Здесь велись (и, возможно, ведутся) работы с такими возбудителями опасных инфекций, как натуральная оспа, оспа обезьян, боливийская (Мачупо) и аргентинская (Хунин) геморрагические лихорадки, геморрагические лихорадки Марбурга, Эбола и Ласса, геморрагическая лихорадка долины Рифт, с оружием на основе токсина ботулизма и многих других токсинов.
В советское время здесь хранился запас «оружейной натуральной оспы», он составлял 20 тонн. Многие из созданных здесь наработок не имеют аналогов за рубежом. И потому абсолютно секретны.