Моссэ: через 20 лет в спорте будут соревноваться генетические технологии
Заведующая лабораторией генетики человека Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси профессор Ирма Моссэ убеждена, что гены можно "редактировать", а в недалеком будущем привычным делом может стать внедрение определенных наборов генов в генотип человека, чтобы сделать его совершенней. И вполне вероятно, что лет через 10-20 будут соревноваться не спортсмены, а генетические технологии. Корреспондент Sputnik Николай Барбук обсудил с Ирмой Борисовной спортивные перспективы с учетом генетического отбора.
Когда расшифровали геном, произошла революция
— Сегодня для многих это звучит странно, пугающе и даже дико, но такова мировая тенденция: в спорт постепенно придут люди со специально подобранными генами. Я не пропагандирую это и не занимаюсь предсказаниями — просто рассказываю, в каком направлении двигается наука. К слову, в декабре в Минске пройдет международная конференция Совета Европы и Минздрава Беларуси по биоэтике, ученые будут обсуждать и эту тему, у меня тоже будет доклад.
Но давайте вспомним: когда-то и искусственное оплодотворение воспринималось как вмешательство в естественные законы природы, а сегодня так называемых "пробирочных детей" уже десятки тысяч. Когда речь идет о помощи мужчине и женщине стать родителями через экстракорпоральное оплодотворение, это считается нормальным, а когда мы говорим, что генетика будет помогать растить чемпионов, делать людей более совершенными, физически развитыми, лишенными наследственных болезней — этого многие опасаются. Когда-то даже синтез генов запрещался, мораторий сами ученые объявляли и на "детей из пробирки", и на клонирование, но запреты в науке — вещь ненадежная…
Появилась возможность редактировать ДНК, выбирать не только цвет глаз будущего ребенка, но и его таланты. Как бы это странно ни звучало сегодня, но к 2030 году собираются продавать наборы генов. Хотите — создайте себе хоккеиста, хотите балерину, мальчика или девочку — пожалуйста.
Напомню, геном человека (совокупность наследственного материала, заключенного в клетке) полностью расшифрован лишь в 2000 году. Это — революция в генетике, которая открыла путь к новым знаниям и исследованиям. Конечно, они проводились не на пустом месте, был накоплен богатый опыт научных разработок, но произошел качественный скачок, в результате которого ученые многих стран мира начали более предметно изучать, какой ген за что отвечает. И сегодня эта область науки развивается стремительными темпами. Впереди, конечно, наиболее развитые страны — США, Великобритания, Франция, Германия, Китай, Россия. Мы, скажем так, стараемся не отставать…
С чего начиналось
— Все начинали с экспериментов на дрозофилах, отличающихся большой плодовитостью. Мы, к примеру, облучали радиацией 150 поколений дрозофил. Очень дешевый, простой и удобный материал. Подавляющее большинство фундаментальных открытий в генетике сделаны именно с помощью этой плодовой мушки.
Но в какой-то момент было решено, что исследования должны носить более прикладной характер — программы с дрозофилами в нашем институте свернуты полностью, теперь мы работаем с людьми. И это тоже хорошо. Я говорю своим ученикам: "Если наши исследования и рекомендации помогли родиться хотя бы одному здоровому ребенку, только ради этого стоило заниматься наукой". А таких детей уже не одна сотня.
Сотрудничество со спортом у нас началось года примерно с 2007-го. К нам приезжал один из российских ученых, сделал доклад о генетике человека, мы очень воодушевились. Стали погружаться в эту тему, читать специальную литературу, участвовать в научных конференциях. На одной из них познакомились со спортивным врачом Павлом Николаевичем Малашевичем — очень грамотным специалистом с пытливым умом. Затем он привел к нам Андрея Васильевича Семенякова — врача национальной команды по биатлону. Они как раз готовились к Олимпиаде в Ванкувере, попросили протестировать спортсменов. Мы взялись за эту работу с огромным энтузиазмом. Не стану раскрывать детали, но спортивные врачи сумели воспользоваться результатами наших исследований, которые либо подтвердили правильность их собственных наблюдений, либо заставили подкорректировать программу подготовки.
Я никогда не была болельщицей, но как же мы тогда ожидали выступления биатлонистов! А когда Дарья Домрачева завоевала бронзовую медаль, а Сергей Новиков — серебряную, мы буквально прыгали! Нельзя сказать, что такой результат достигнут исключительно благодаря нам, но наш вклад тоже был. Когда Семенякову вручали после Олимпиады награду, он вспомнил добрым словом и генетиков, не забыл.
В чем суть исследований
— Все достаточно просто: у человека для анализа берется кровь либо слюна. Дальше при помощи специальных приборов и методик исследуются нужные гены и их сочетания.
Мы провели анализ генотипов членов национальных команд, представляющих 30 видов спорта. Протестировали более 550 элитных спортсменов (мастеров спорта международного класса, мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта). И что любопытно, их генотипы существенно различаются по редким благоприятным для спорта аллелям (различным формам одного и того же гена). Также различаются генотипы спортсменов основного и запасного составов. Выявили сочетания генов, характерные для скоростно-силовых, координационных, циклических и игровых видов спорта. Иными словами, гены выдающегося спортсмена все же отличаются от генов обычного атлета, не говоря уже от обычного физкультурника.
Полученные сведения использовали для разработки программ отбора начинающих спортсменов. Делаем генотипирование и можем сказать, есть гены спортивного таланта или нет их, есть смысл готовить чемпиона или пусть занимается чем-то другим. А так потратят родители деньги, скажем, на хоккейное обмундирование, будут заставлять ребенка заниматься, да еще и упрекать, что он ленивый и нет никакого результата, в итоге и психику сломают, и здоровье погубят, и материальные затраты понесут, а ребенок изначально не мог стать высококлассным игроком, природой не дано. И к нам уже родители приводят детишек маленьких, чтобы заранее определиться с будущими увлечениями.
Что делать?
— Конечно, нужна обязательная генная паспортизация. Так поступают, к примеру, в Китае. Прогенотипируют 200 детишек, 20 отберут. У нас же зачастую кто попал к тренеру, с тем он и работает. Говорит для проверки: "Бегите!" Кто-то добежит, кто-то упадет, его уберут, а который упал, может, потенциальный чемпион. Просто переболел, не захотел выкладываться в этот раз, настроения не было. Тренер видит ребенка именно в этот момент, здесь и сейчас, а наука говорит о генетическом потенциале. Реализует он его или нет — другой вопрос, зависит от многих иных условий, но ориентироваться нужно на объективные данные, заложенные природой и выявленные наукой.
Следующее важнейшее направление — ДНК-диагностика, выявление патологических заболеваний. С помощью современных методов можно определить особенности обмена веществ, состояния сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, свойств высшей нервной деятельности человека. Вот одна женщина-тренер привела свою двухлетнюю дочку для обследования. Выявили, что у девочки высокий риск диабета. Мама поблагодарила, дескать, теперь я знаю, что с раннего детства буду приучать к правильной здоровой пище, никаких там тортиков, мороженого, пирожных.
Одна из последних работ посвящена рискам травм. Обследовали ребят из пожарно-спасательного спорта и девчонок из художественной гимнастики. Выявили тех, у кого повышенная предрасположенность к переломам. Фамилии называть не стану, да их и не знаю — все сугубо конфиденциально, под номерами или шифрами. При этом мы не ставим запреты, ни в коем случае не запрещаем заниматься спортом — даем людям полезную информацию, расширяем их знания о себе, что позволяет профилактировать, предупреждать заболевания. Скажем, при остеопорозе нужно принимать препараты, которые содержат кальций, стронций, витамин D. Врачи это прекрасно знают, важно им своевременно подсказать, что делать.
Была ситуация с лыжником Леонидом Корниенко — серебряным призером чемпионата мира по лыжным видам спорта 2007 года в японском Саппоро (называю фамилию только потому, что он писал о себе в газетах, жаловался, что отстранили от соревнований, и его, конечно, можно понять). У него случилась тромбоэмболия легочных артерий, причем как раз в то время, когда мы готовили для него генетический паспорт, где обращали внимание на такую опасность. Мне позвонили из РНПЦ кардиологии, куда попал спортсмен, и говорят, похоже, это ваша тема. Оказалось, у него Лейденская мутация, которая связана с изменениями в гене свертываемости крови. Если бы фактор риска учли вовремя, человек мог бы до сих пор находиться в строю и зарабатывать медали. Ведь генетическую предрасположенность к тромбообразованию можно держать под контролем, соблюдая меры профилактики. После этого протестировали более 300 человек, выявили 18 с такими опасными мутациями. Их не нужно отстранять, они просто нуждаются в дополнительном обследовании, в случае необходимости нужно давать им препараты, чтобы не было тромбов, вот и все.
Мы предлагали проект по выявлению факторов риска в спорте с включением ДНК-диагностики в программу диспансеризации, но поддержки в Минспорта, увы, пока не нашли.
Замечу, наша лаборатория — единственная в СНГ, аккредитованная в области генетики человека, к тому же получившая сертификат Референсного Института Биоаналитики в Бонне, который регулярно проверяет все генетические лаборатории мира, и нас тоже. Мы гарантируем качество своей работы. К огромному сожалению, не все умеют воспользоваться результатами наших исследований. Вот приезжал недавно врач одной команды, рассказываю элементарные вещи, а он смотрит стеклянными глазами, и я вижу, что он ничегошеньки не понимает. Вот это обиднее всего.
Совет от Ирмы Моссэ
Что касается онкологических заболеваний, их механизмы очень сложны, но издревле считалось, что причины рака — долгая печаль (сейчас говорят — длительная депрессия). Да и многих других болезней тоже. Не дайте генетической предрасположенности к ним проявиться — прочь уныние! Живите в радости и любви!