В память подвигу белорусского танкиста: под Минском показали восстановленный уникальный танк
Ровно 75 лет назад советский танкист Зиновий Колобанов с одним КВ-1 встал на пути немецких войск, рвавшихся к Ленинграду. Советский танк стал той скалой, о которую разбилась стальная волна 6-й танковой дивизии вермахта.
За 30 минут боя экипаж Колобанова подбил 22 танка противника. На броне КВ-1 не осталось живого места — в советскую машину попало 114 вражеских снарядов.
К годовщине подвига отважного танкиста реставраторы историко-культурного комплекса «Линия Сталина» воссоздали тяжелый танк КВ-1, найденный в болоте у деревни Тесище Сенненского района Витебской области.
В военные годы подвиг Зиновия Колобанова не получил широкой огласки, а за бой вместо Золотой Звезды героя, к которой его представили, он получил орден Красного Знамени.
После войны Колобанов остался служить в Белорусском военном округе, затем уволился в запас и работал на Минском автозаводе. Самого танкиста не стало в 1995 году, но память о нем живет до сих пор.
Сегодня во многом благодаря игре World of Tanks имя белорусского героя знают миллионы людей по всему миру, а настоящий танк КВ-1 с боевыми шрамами от немецких снарядов теперь можно увидеть на ИКК «Линия Сталина».
Год назад 42.TUT.BY провел три дня с поисковиками на подъеме этой уникальной машины, а сегодня узнал все подробности ее оживления.
Редкий танк пытались сдать на металлолом
В начале восстановительных работ специалисты столкнулись с многочисленными трудностями — целой поднять удалось только башню, а от корпуса остался только кусочек передней части с остатками трансмиссии, местом механика-водителя и лобовой броней, хранящей отметки попаданий противотанковых орудий.
— Танку изрядно досталось: на башне мы нашли с десяток отметок от бронебойных снарядов и пуль крупнокалиберного пулемета, — рассказал исполнительный директор «Линии Сталина» Александр Метла, — а в лобовом листе корпуса, прямо над местом механика-водителя — вмятину от попадания снаряда 50-мм противотанковой пушки.
В далеком 41-м танкисты не смогли достать застрявший танк из болота и подорвали его. Тяжелая башня отлетела на несколько метров и утонула в болоте, благодаря чему сохранилась до наших дней.
— Часть корпуса осталась над водой, и после войны ее срезали на металл. Это было сделано после того, как не удалось вытянуть из воды сам танк, — с сожалением в голосе рассказывает Александр Метла, — мы нашли на корпусе порванный стальной трос. Обидно, что такая машина полностью не сохранилась до наших дней.
Действительно, есть о чем жалеть, пущенная на металл часть корпуса принадлежала уникальному танку образца 1940 года с пушкой Л-11, таких было собрано не более 64 штук.
Донор для КВ
— Найти непострадавший корпус танка КВ-1 оказалось невыполнимой задачей, как и ходовую часть от Су-152, также построенных на базе этого тяжелого танка. Из этой трудной ситуации нас выручили представители Белорусской железной дороги, подарившие тягач, изготовленный на базе ИСУ-152.
Эта самоходка была создана на базе тяжелого танка ИС. Моторно-трансмиссионное отделение и ходовая часть ИС-1 и КВ-1 имели много общего. Танк, можно сказать, восстанавливали всем миром: вторую ИСУ-152 отдал военпром, сталью помогла «Универсальная Горно-Металлургическая Компания», принимало участие в восстановлении и предприятие «МАЗ-МАН».
После того, как были найдены необходимые элементы конструкции, за танк принялись специалисты по реставрации танков Александр Микалуцкий и Владимир Якушев.
— Работы предстояло немало, чтобы добиться соответствия с историческим прототипом, пришлось срезать рубку и часть корпуса, затем вырезать необходимые для восстановления детали, — рассказывает Владимир Якушев. — В ходе работ мы заметили, что на заводе, где изготавливался танк, откровенно халтурили — отверстия для болтов были просверлены неправильно, а сами болты в них просто заваривались при сборке.
Немцам оставалось 20 минут до Ленинграда
Заместитель министра обороны Игорь Лотенков отметил, что подвиг танкистов Зиновия Колобанова — уникален. Никогда еще роте танков не удавалось полностью уничтожить батальон.
— Немцам до Ленинграда оставалось не более 20 минут, когда на их пути встали несколько тяжелых машин, которыми командовал Зиновий Колобанов. Во время боя под совхозом Войсковицы было уничтожено 43 танка противника, и немцам не удалось с ходу ворваться в городские предместья. Этот бой говорит и о гении советских конструкторов: КВ-1 получил множество попаданий, был разбит прицел, приборы наблюдения, заклинило башню, но танк продолжал сражаться.
Медаль Колобанова и «Мир танков»
Историческая составляющая всегда была важна для компании Wargaming. Благодаря игре World of Tanks многократно возрос интерес к истории и подвигам советских танкистов.
— Когда мы узнали, что «Линия Сталина» восстанавливает легендарную советскую машину КВ-1, мы с удовольствием приняли участие в этом проекте, — рассказал разработчик минской студии разработки World of Tanks Константин Никифоров. — Wargaming уже давно в рамках инициативы «Помним все» содействует реставрации легендарных образцов военной техники и возрождению интереса к истории, используя современные технологии.
По словам Никифорова, КВ-1 пользуется большой популярностью у игроков, а медаль Колобанова, где изображена эта машина — заветный трофей в игре. В регионе с доменом ru в день зарабатывается всего около 1500 таких медалей, при общем количестве регистраций игроков в 40 млн. Это очень редкий отличительный знак в «танках».
Дед никогда не говорил о войне
На презентации присутствовал и внук знаменитого героя-танкиста Александр Колобанов. По его словам, дед редко говорил о войне.
— Мой дед был скромным человеком, никогда не бравировал, не хвастал своим подвигом и редко говорил о войне, хотя мы знали о его наградах. Хотя Зиновий Колобанов был веселым человеком, когда говорил о войне, становился очень грустным. При жизни мало кто знал о его подвиге, а сам дед не старался о нем рассказывать. Конечно, сейчас бы ему было приятно, и мне жаль, что он не увидел этого момента.
Вторая жизнь КВ-1
После почти пяти месяцев сложных работ уникальный танк получил вторую жизнь. Неискушенному взгляду трудно отличить воссозданную машину от оригинала. По словам Александра Метлы, от оригинала этот КВ-1 отличают лишь несколько незначительных деталей.
— Памятники бывают разные, одни стоят на постаментах с мраморными табличками, которые читает не каждый прохожий, а есть живые, как наш КВ-1. Танк будет принимать участие в исторических реконструкциях, раз за разом воссоздавая историю и подвиг наших прадедов.
И в подтверждение его слов перед гостями комплекса было разыграно настоящее сражение.
… Далекий 1941 год, еще одна безымянная высота и одно из сотен сражений, разыгравшихся в первые дни Великой Отечественной. Немецкая разведка подготовила засаду, в которую угодила колонна советских войск. Под пулями гитлеровцев пехота бросается врассыпную и залегает.
Чтобы спасти солдат, на позиции противника в лобовую атаку бросается Т-34, но его подбивает меткий выстрел замаскированной вражеский пушки. Тем временем еще два немецких танка обходят пехоту с двух сторон и зажимают в клещи.
Казалось бы, конец неминуем, но в это время сквозь дым появляется силуэт бронированного гиганта КВ-1. Град выстрелов обрушивается на броню советского гиганта, не причиняя ей особого вреда. Вскоре оба немецких танка подбиты, и воодушевленная пехота сминает в рукопашной гитлеровцев. Под аплодисменты публики диктор объявляет: «Победа!»