Сталь из стратосферы: суперпушки Первой мировой
Первая Мировая стала настоящей войной калибров. «Артиллерия разрушает — пехота занимает позиции противника» — такой тактики придерживались командиры по обе стороны окопов.
Артиллерийская подготовка порой длилась неделями, в ней участвовали орудия самых разных калибров. 42.TUT.BY вспомнил самые большие пушки, которыми располагали противоборствующие стороны.
Из Берлина с любовью
В 1918 году немцы проигрывали войну и спасти их от неминуемого поражения могло только чудо, изготовить которое взялся талантливый оружейник Крупп.
Последним доводом немцев должна была стать сверхдальнобойная суперпушка «Колоссаль», способная бить на дальность 130 км (для сравнения: на такое расстояние летит ракета советского комплекса «Точка-У»).
С ее помощью кайзеровские военные планировали оказать психологическое давление на французов, заодно продемонстрировав свою огневую мощь. Орудие получило прозвище — «Парижская пушка».
Расчетом командует адмирал
Размеры нового орудия поражали: длина ствола составляла 34 метра (160 калибров), а вес — 138 т, само орудие весило 256 т. Чтобы ствол не прогибался под собственным весом, конструкторы оснастили его системой поддерживающих тросов.
Но даже такое решение не особо спасало: после каждого выстрела ствол орудия колебался 2−3 минуты.
Орудие вело огонь со специальной забетонированной площадки, на которую перевозилось по железной дороге. Обслуживали «Колоссаль» 60 комендоров береговой обороны во главе с адмиралом.
176 секунд до Парижа
Позиция для орудия была оборудована в сотне километров от французской столицы в районе города Крепи. Весь полет на дистанцию 120 км снаряд сверхпушки проделывал за 176 с.
Длинный ствол позволял достигать невиданной начальной скорости снаряда — 1600 м/с, благодаря чему снаряды «Парижской пушки» могли подниматься на высоту до 40 км, выходя в нижние слои стратосферы.
До создания ракетной техники это была самая большая высота, достигнутая устройством, созданным человеком.
Каждый снаряд больше предыдущего
Ресурс ствола был небольшим — всего 65 выстрелов, учитывая высокую скорость снаряда и давление внутри ствола, а также мощный пороховой заряд.
Стенки ствола изнашивались настолько, что после каждого выстрела ресурс ствола существенно увеличивался. Поэтому к каждому стволу прилагался комплект пронумерованных снарядов, каждый из которых был несколько большего калибра, нежели предыдущий.
Большого впечатления пушка на французов не произвела: в результате обстрелов погибли 256 парижан, 620 человек были ранены, несколько сотен уехали из города. А в июле-августе 1918 года союзники предприняли наступление, поставившее Германию на грань поражения.
Самая «Большая Берта»
Куда больше солдаты союзников боялись немецкой дамы по имени «Большая Берта» — 420-мм мортиры. Это орудие стреляло огромными 900-кг снарядами на расстояние в 14 км.
Мощность орудия была такова, что двум «Бертам» требовалось в среднем 360 снарядов и всего один день времени для выведения из строя и деморализации бетонного форта с гарнизоном численностью 1000 человек.
Уже после первых боев на Западном фронте союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».
Один снаряд — один форт
Наверное, самым большим успехом в применении «Больших Берт» стал штурм бельгийского форта Лонсен — прямое попадание бетонобойного снаряда пробило перекрытие, и боеприпас взорвался в пороховом погребе, полностью уничтожив фортификацию.
За время боев в Бельгии «Большая Берта» получила всемирное признание. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты за десять дней во многом благодаря эффективности ее огня.
Впрочем, у мортиры были свои недостатки — ствол орудия быстро изнашивался, что значительно снижало дальность стрельбы, а некачественные снаряды могли разорваться во время стрельбы. Так было потеряно несколько «Больших Берт».
Всего было выпущено от 9 до 12 таких орудий, к которым было изготовлено 18−20 стволов.
Монстр Кайзера, «проект Gamma»
420 мм мортира «проекта Гамма» была невероятно громоздкой и тяжелой — ее вес достигал ста пятидесяти тонн, а для ее установки на позицию требовалась неделя — именно столько затвердевало бетонное основание для этого "монстра".
«Гамма» относилась к орудиям типа Bettungsgeschütz («фундаментное орудие»), то есть была неподвижной. Точное количество выпущенных орудий неизвестно, по некоторым данным их было около десятка.
Чтобы перевезти «Гамму», требовалось десять железнодорожных платформ: шесть — для перевозки самого орудия, и четыре — для транспортировки боезапаса, подъемников, тягачей и т.д.
Монтировалось на позиции орудие при помощи башенного крана, расчет мортиры составлял 250 человек. «Гамма» могла каждые восемь минут посылать на позиции противника 886-кг снаряд.
После войны были уничтожены все мортиры за исключением одной, спрятанной на полигоне Круппа в Меппене. Это орудие успело повоевать за вермахт. Последнее упоминание о ней относится ко времени подавления Варшавского восстания.
Французский ответ
Применение немцами сверхтяжелых орудий побудило французов на создание собственных "монстров". Одним из таких проектов стала 520-мм гаубица.
На разработку сверхтяжелой гаубицы, заказ на которую был выдан французской комиссией по тяжелой железнодорожной артиллерии в 1916 году, ушел целый год. В конструкции гаубицы фирма Scnheider воплотила весь опыт, накопленный в годы войны.
Масса орудия в боевом положении составляла 263 тонны, передвигалась оно по рельсам на специальном 16-осном лафете. Гаубица вела огонь двумя типами снарядов: легким и тяжелым. Первый весил 1370 кг, второй — 1654 кг.
Всего было построено две 520-мм гаубицы, одна из которых была уничтожена разрывом снаряда в канале ствола во время полигонных испытаний в июле 1918 года. Чудовищной силы взрыв не оставил шансов на восстановление орудия и транспортера.
Вторая установка была принята на вооружение французской армии, но не смогла сделать ни одного выстрела во время Первой и Второй мировых войн, пока не попала в руки немцам.
Вермахт оценил трофей, захваченный в 1940 году, и принял на вооружение под индексом 52-см-H.(E)-871(f). Под таким обозначением французская гаубица участвовала в обстреле осажденного Ленинграда, пока в ее стволе не взорвался снаряд. Поврежденное орудие было захвачено советскими войсками.