Ми-28Н "хромой" охотник: вспоминаем все катастрофы неудачного российского боевого вертолета
В армии России приняты на вооружение два относительно новых ударных армейских вертолета — Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Первый — развитие не самого удачного вертолета Ми-24, второй построен буквально с нуля.

Сейчас эти вертолеты несут боевое дежурство в Сирии. На работу Ка-52 нареканий нет, а Ми-28Н уже успел упасть, погибли два пилота. Впрочем, катастроф с этой не самой удачной машиной было довольно много как в ходе испытаний, так и во время авиашоу, и на войне. 42.TUT.BY вспомнил все инциденты, связанные с Ми-28Н.
Неудачный изначально
Создание Ми-28 стало ответом на американский АН-64 «Апач», как выяснилось впоследствии — неудачным. В отличие от американской машины, первые образцы Ми-28 не были всепогодными и не могли применяться ночью.

Не было у Ми-28 и единого прицельно-навигационного комплекса. Машина получилась сырой и вызвала негативную оценку военных, которым по душе больше пришлась другая новинка — Ка-50. После сравнительных испытаний вертолет ОАО «Камов» превзошел машину ОКБ М.Л. Миля.

Тогда в ход пошли интриги: милевцы обратились к главкому ВВС СССР с жалобой на необъективность состоявшегося конкурса. Под давлением со стороны партийцев, поддерживающих ОКБ Миля, представители ВВС согласились на новые сравнительные испытания, которые затянулись до 1986 года. В итоге НИИ Минобороны предпочел Ка-50.
Тогда ОКБ М. Л Миля обвинило военных в некомпетентности и отправило соответствующие жалобы в ЦК КПСС и министру обороны. В итоге после многочисленных проверок, комиссий и заседаний выяснилось, что Ка-50 все-таки лучше Ми-28.
Но к этому моменту время было безвозвратно упущено, СССР развалился, денег на оборонку не нашли. Справедливости ради отметим, что Ка-50 был принят на вооружение в 1995 году, Ми-28 в варианте «Ночной охотник» только в 2009 году после многочисленных доработок.
Кстати, Ми-28Н смог выполнять боевые задачи ночью только в 2005 году, Ка-50 был способен на это еще в 1982. Т. е «милевцам» на то, чтобы наверстать разрыв, потребовалось 23 года.
Опасный редуктор
Одним из главных недостатков вертолета, который повлек несколько катастроф, стал новый редуктор ВР-28. Узел получился довольно сырым и требовал многочисленных доработок.

Прошло более десятка лет, прежде чем ОКБ Миля смогло устранить большую часть из них, в итоге новый редуктор, получивший индекс ВР-29, стал устанавливаться на модернизированную версию вертолета Ми-28Н, запущенную в производство в 2006 году.
Но лучше летать от этого машина не стала, только в 2011 году инженерам удалось вылечить серьезную болезнь конструктивного узла — при работе более двух часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.
Также из-за нерасчётных нагрузок на различные элементы редуктора, в зубчатых передачах постоянно срезался металл, и мелкая металлическая стружка попадала на сеточки масляных фильтров. А это — приговор для вертолета и, возможно, экипажа.
Хроника катастроф
Начнем с того, на чем остановились — с редуктора, хотя это и нарушит хронологический порядок.
15 февраля 2011 года во время проведения тренировочного полёта разбился Ми-28Н (борт № 05). Причиной падения стала попавшая в редуктор металлическая стружка, в результате экипаж принял решение совершить вынужденную посадку.

При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.

Трагедия разворачивалась следующим образом: на высоте около 1500 метров обнаружились неполадки в двигателе. Экипажу удалось снизиться до высоты 400 метров, после чего окончательно отказал редуктор, и вертолет, неуправляемо кувыркаясь и вращаясь в воздухе, рухнул на землю. Катапультирование в такой ситуации невозможно.

|
Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь! |
Похоже разыгралась трагедия в августе 2015 года на показательных выступлениях на полигоне Дубровичи. Тогда разбился еще один Ми-28Н (бортовой номер «15», регистрационный — RF-95316). Его пилот — ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко погиб.
В августе 2012 года при выполнении учебного полета в районе Моздока совершил жесткую посадку еще один Ми-28Н. По сведениям журнала «Военно-промышленный курьер», причиной аварии стали проблемы с главным редуктором. Машина пострадала не сильно, экипаж выжил.

Ну и недавняя катастрофа в Сирии, когда 12 апреля в ночь на вторник в районе города Хомса разбился «Ночной охотник». Два члена экипажа — летчики Андрей Окладников и штурман Виктор Панко погибли. По одной из версий причина катастрофы носит технический характер.

Первая же официально зарегистрированная катастрофа Ми-28Н произошла в 2009 году. Во время стрельбы из пушки в режиме зависания произошел отказ автоматики, и бортовая система произвела пуск НАР (неуправляемая авиационная ракета). Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку, в ходе которой вертолет получил многочисленные повреждения.
Что в итоге?
Ми-28Н обладает рядом ключевых недостатков, которые существенно снижают выживаемость экипажа на поле боя. На «Ночном охотнике» нет системы реактивного катапультирования лётчиков, которая позволяет экипажу выжить в самых сложных условиях (на Ка-52 — есть).

На всех боевых вертолетах мира стоит дублированная система управления (в том числе и на Ка-52, который активно воюет в Сирии). Наличие такой системы позволяет управлять вертолетом любому из членов экипажа. Что делать штурману Ми-28Н, если погиб пилот? Может ли он довести поврежденную машину до базы? Нет.
Правда, «милевцы» заявили о создании учебно-боевой модификации Ми-28УБ, оснащенной второй ручкой управления. Но это учебно-боевой, да и в планах на производство он значится в расплывчатой формулировке «к 2020 году».