Сервисы — ахиллесова пята байнета
Сегодня в Беларуси интернет есть не просто в каждом доме, но фактически в каждом кармане. На 1000 человек населения, по данным на конец 2013 года, приходилось 996 абонентов (юридических и физических лиц). А вот интернет-сервисы в байнете развиваются не так быстро, как растет спрос на них, отмечают эксперты.
Количество абонентов интернета в Беларуси неуклонно растет. Так, на конец 2007 года на 1000 жителей приходилось 293 абонента, 2008-го — 326, 2009-го — 467, 2010-го — 573, 2011-го — 719, 2012-го — 883.
Размер интернет-аудитории в июле 2013 года составил, по данным Gemius Belarus, 4 837 269 человек. Рост по сравнению с июлем 2012 года — 12,9% (553 449 человек). 81,26% белорусских пользователей пользуются интернетом каждый день.
Наиболее активными пользователями являются молодые люди в возрасте 15-24 лет.
Согласно данным проведенного Белстатом выборочного обследования домашних хозяйств, в 2013 году среди жителей страны от 6 до 10 лет доступ в интернет имели 59,8%, 11-15 лет — 92,3%, 16-30 — 93,4%, 31-59 — 55,6%, 60 и старше — 10,4% населения.
Население белорусских городов использует интернет чаще, чем сельчане: 93,7% женщин и 92,9% мужчин в городах против 77,8% женщин и 70,8% мужчин на селе. Среди регионов самые активные жительницы Минска — 96,1% и Гродненской области — 95,7%, а также мужчины-минчане — 95,1% и жители Брестской области — 90,1%.
Использование интернета в нашей стране расширяется, но этот процесс идет не без осложнений, отметил в комментарии для Naviny.by медиаэксперт Павлюк Быковский.
Он обратил внимание на то, что объем рынка интернет-рекламы хоть и растет, но в пересчете на одного пользователя мы серьезно отстаем от стран Западной Европы. В результате из-за отсутствия средств потребитель недополучает какие-то услуги, так как белорусским проектам в таких условиях развиваться сложнее.
Остается много вопросов к качеству оказания государственных услуг в интернете. Пока сайты государственных организаций не всегда соответствуют требованиям законодательства, отметил медиаэкперт. Это подтвердило исследование, проведенное Центром правовой трансформации (Lawtrend) «Государственные органы Республики Беларусь: 15 лет онлайн». Самый распространенный недостаток — медленное обновление информации.
Многие уже действующие онлайн-услуги также не соответствуют заявленному уровню или ожиданиям потребителей.
Например, интернет-регистратура talon.by предлагает свои услуги в масштабах всей страны, но многие поликлиники на сервисе не представлены. Есть и другие сложности с заказом талона к врачу. «Услуга как бы есть, но ее уровень не такой, который бы меня устраивал», — сказал медиаэксперт.
Возникают у пользователей и вопросы с онлайн-покупкой билетов. Если за границей билеты через интернет покупают не только потому, что это удобно, но и чтобы сэкономить, у нас, наоборот, билет обходится дороже за счет комиссии билетного оператора.
Не всегда комфортно чувствуют себя и купившие в Беларуси через интернет железнодорожные билеты. «Есть направления, по которым нет электронной регистрации железнодорожных билетов. А в случае, если она есть, можно простоять у вагона в ожидании, пока проводнику принесут распечатку с фамилиями пассажиров с электронной регистрацией», — поясняет Павлюк Быковский.
Не в должной мере присутствуют белорусские гостиницы в крупнейшей международной системе бронирования Booking.com, а национального централизованного сервиса по бронированию отелей нет.
«Возникает, таким образом, вопрос, откуда иностранный гость узнает о существовании гостиницы? Такая ситуация дает возможность зарабатывать туристическим агентствам, что тоже неплохо, но люди сейчас туда меньше обращаются, за исключением экзотических стран. Беларусь в этом плане сама, скорее, экзотическая страна», — отметил собеседник Naviny.by.
Еще один уровень проблем — развитие журналистики в интернете: «Из-за недостаточности средств, которые крутятся в белорусском интернете, многие проекты развиваются за счет других бизнесов. Выигрывает в такой ситуации не авторская журналистика, а различные агрегаторы информации. Монетизация интернет СМИ остается для Беларуси проблемой».
Павлюк Быковский также напомнил о попытках государства регулировать интернет, например, о требовании обязательного размещения в белорусской доменной зоне сайтов субъектов хозяйствования. Правда, говорит эксперт, пока никого не наказали за невыполнение требования, «однако исключить, что такое случится в любой момент, нельзя».
Положительной тенденцией Павлюк Быковский назвал то, что уже больше года юридически в Беларуси нет монополии «Белтелекома» на внешний шлюз. Де-факто же монополия сохраняется, поскольку другой провайдер национального уровня еще не появился.
Елена СПАСЮК