Белорусов оградят от шокирующей рекламы в интернете
Поисковик Яндекс начал борьбу за чистоту рекламы. Теперь интернет-ресурсам с вызывающими картинками (от вульгарной эротики до сцен из ужастиков), которые часто используют для привлечения внимания, грозят «штрафные санкции».
Их будут помечать как «опасные», а в результатах поиска ранжировать ниже. Нововведения объясняют заботой о пользователях, уставших от навязчивых баннеров и рискующих столкнуться с смс-мошенниками.
Руководитель поисковых сервисов Яндекса Александр Садовский рассказал, что изменится для белорусов в Сети.
— Насколько актуальна проблема шокирующего рекламного контента для байнета?
— Это проблема касается всего кириллического сегмента сайтов. Яндекс знает несколько сотен тысяч доменов, которые содержат шокирующую или неприятную рекламу. Учитывая, что сайтов в домене .BY на несколько порядков меньше, чем в зоне .RU, примерно на столько же порядков меньше и веб-страниц с шокирующей рекламой. Но нужно учитывать, что белорусы активно пользуются веб-ресурсами Рунета, так что шансы столкнуться с неприятным контентом у всех примерно равны. Мы будем «штрафовать» сайты, на которых замечена такая реклама — при прочих равных они будут показываться в результатах поиска ниже.
— Какую рекламу вы считаете шокирующей?
— Все просто: это тизеры с фотографиями болезней, изображением частей тела людей с сильно избыточным весом, реклама, в которой используются картинки с явно выраженным эротическим содержанием, кадры из фильмов ужасов и тому подобное.
— Не приведет ли такой подход к тому, что сайт с полезной пользователю информацией будет искусственно «понижен» в правах на Яндексе?
— Наша цель — сделать так, чтобы пользователь решил с помощью Яндекса свою задачу: нашел кафе или пиццерию, узнал расписание автобуса или прочитал, что пишет онлайн-пресса о событиях в родном городе.
Проведенные нами исследования и фокус-группы, показали, что сайты с шокирующей рекламой не нравятся пользователям, отвлекают их, создают неприятные ощущения — в общем, препятствуют решению задачи. Конечно, если информация, которую ищет пользователь, находится на одном единственном сайте, где встречается шокирующая реклама, мы этот сайт пользователю обязательно покажем, чтобы он свою задачу все-таки решил. Но так бывает крайне редко.
Кроме того, зачастую отталкивающая реклама ведет на страницы, где пользователей вводят в заблуждение: им предлагают пройти «смс-проверку», на самом деле являющуюся, например, платной смс-подпиской, или обновить программное обеспечение, отправив смс на премиум-номер. Мы получаем множество жалоб на такие сайты.
— И каким же образом планируется оградить белорусских пользователей от шокирующего рекламного контента?
— Мы разработали специальный алгоритм, который автоматически проверяет рекламу на проиндексированных Яндексом страницах на наличие тематик про похудение, эротику, ужасы, трагедии и прочее и определяет, насколько изображения в рекламе соотносятся с тематикой сайта.
— Нередко шокирующие тизеры всплывают на модулях партнерских программ, в которых могут участвовать и солидные интернет-ресурсы. Что им теперь грозит?
— Солидные интернет-ресурсы редко позволяют себе показ такого рода рекламы, даже если она сулит сверхприбыли — для них репутация и желание пользователя вернуться куда дороже. В целом, никаких исключений для сайтов мы делать не собираемся: если на ресурсе будет замечена шокирующая реклама, мы будем применять алгоритм пессимизации ранжирования вне зависимости от размера и популярности веб-сайта.
— Как борьба с недобросовестными рекламодателями отразится на обычном пользователе? Станет ли в выборке результатов поиска меньше сайтов с вредным контентом?
— Наша инициатива направлена именно на это. Если пользователь не формулирует в явном виде запрос Яндексу так, чтобы получить в ответах ссылки на сайты, например, с кадрами из фильмов ужасов, значит, скорее всего, ему не нужны такие изображения, тем более в рекламном блоке. Зарабатывать на рекламе — это нормально. Но реклама должна быть полезна посетителю сайта и не отвлекать его от решения задачи, с которой он на этот сайт пришел. Есть много инструментов, которые не противоречат таким требованиям и приносят доход.
— Как можно бороться за чистоту интернета в глобальном масштабе? Что предлагает Яндекс?
— У Яндекса есть собственные алгоритмы и технологии, которые защищают пользователей от опасного контента — компьютерных вирусов, фишинга и других видов мошенничества. Например, наша антивирусная система каждый день выполняет 23 млн. проверок веб-страниц, находит в среднем 4,5 тысячи новых вредоносных сайтов и подтверждает наличие вредоносного кода ещё примерно на 100 тысячах сайтов.
Ссылки на опасные сайты отображаются в результатах нашего поиска с предупреждением. Яндекс.Браузер, Элементы, Почта и другие сервисы и приложения также показывают предупреждения перед тем, как открывать опасные страницы. Так что пользователь сам может решить, стоит ли переходить на них и подвергать компьютер опасности заражения вирусами или «нарываться» на мошенников.
Кроме того, у нас есть технология Яндекс.DNS — прошивка для домашнего роутера, которую можно бесплатно установить (или купить роутер, в котором она уже установлена), защитившись от нежелательного контента еще до того, как он «попадет» из Сети в компьютер, планшет или мобильный телефон. В Яндекс.DNS, к слову, есть настройки, которые ограждают от взрослого контента маленьких пользователей интернета.
Еще одна наша технология, Спамооборона, защищает пользователей Яндекс.Почты от нежелательной корреспонденции, в том числе и такой, которую распространяют мошеннические сайты.
Всего же в Яндексе технологиями безопасного интернета занимаются несколько сотен специалистов.
— Когда белорусские пользователи почувствуют первые результаты принятых Яндексом мер против недобросовестных рекламодателей?
— Мы будем внедрять технологию для рекламных объявлений постепенно, чтобы дать возможность веб-мастерам убрать шокирующую рекламу со своих ресурсов. Белорусы смогут ощутить эффект уже в ближайшие месяцы, и со временем, по мере обучения алгоритма определения, он будет усиливаться.