Заработали новые правила размещения рекламы в СМИ
14.07.2013 12:24
—
Новости Hi-Tech
10 июля 2013 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 3 января 2013 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы».
Наиболее значимые изменения и дополнения затрагивают используемые термины, общие требования к рекламе, порядок размещения наружной рекламы и рекламы на транспорте, а также нормы, регулирующие порядок осуществления рекламы на телевидении, в частности ее объемы, особенности рекламирования отдельных групп товаров (продукции, работ, услуг), сообщает пресс-служба Минторга Беларуси.
Так, изменяется определение рекламы. Из него исключается признак «предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы)».
Расширяется определение наружной рекламы – к ней будет относиться не только реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений), но и реклама, размещаемая (распространяемая) в подземных пешеходных переходах.
Вводится новый термин – мультимедийная реклама, под которым понимается реклама, размещаемая (распространяемая) с помощью программно-технических средств, реализующих информацию в звуковом и (или) зрительном виде (текст, графика, фотография, видео, мультипликация (анимация), звуковые эффекты и др.), за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) на телевидении и радио. К мультимедийной рекламе будут относиться, например, отдельные виды рекламы в сети Интернет, реклама на видеоэкранах, установленных в транспортных средствах и в торговых объектах, на средствах наружной рекламы и т.д.
Изменяются и общие требования к рекламе.
Так, требование о размещении рекламы на русском и (или) белорусском языке не будет распространяться на рекламу, размещаемую распространяемую) на информационных ресурсах национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещающих (распространяющих) информацию исключительно на иностранных языках, также можно будет не переводить на русский и (или) белорусский язык выполненные на иностранном языке наименования товаров, творческие псевдонимы, оригинальные названия творческих коллективов, произведений, доменные имена сайтов.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон) на рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара. Данное требование не распространяется на рекламу средства индивидуализации товара, если оно используется также для обозначения иного товара, не ограниченного и не запрещенного к рекламированию, организации или гражданина и в рекламе содержится указание на такой товар, организацию или гражданина.
Вносимыми дополнениями устанавливаются требования к техническому оформлению этого указания – его необходимо будет выполнять шрифтом, размер которого не должен быть менее размера шрифта, используемого для написания средства индивидуализации товара. Это означает, что размер шрифта указания на неограниченный к рекламированию товар должен быть такого же размера, как и шрифт, например, товарного знака (знака обслуживания). В рекламе на телевидении и в мультимедийной рекламе такое указание должно будет размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться.
С 10 июля текущего года не требуется указывать наименование и УНП рекламодателя в рекламе размещаемой (распространяемой) и на средствах наружной рекламы, и на транспортном средстве, и в рекламе, распространяемой посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи. При этом важно отметить, что при рассылке рекламы посредством SMS только рекламодатели – операторы сотовой связи могут не указывать наименование и учетный номер плательщика. Иные рекламодатели (например, организации, в торговых объектах которых клиенты заполнили анкету и согласились получать рекламную SMS-рассылку), осуществляющие распространение рекламы посредством SMS-сообщений, по-прежнему обязаны будут указывать в такой рекламе свое наименование и учетный номер плательщика.
Из Закона исключается требование об обязательном указании в рекламе реквизитов лицензии при рекламировании лицензируемого вида деятельности.
Существенно изменяются требования к оформлению сносок, уточняющих содержащуюся в рекламе информацию, и вводятся требования к оформлению номеров телефонов, доменного имени Интернет-сайта, номера и даты выпуска печатного СМИ, содержащего информацию об объекте рекламирования: они должны будут выполняться четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе. В рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе такая информация должна занимать не менее пяти секунд. Если же указанная реклама по длительности составляет менее пяти секунд, то такая информация должна размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы. В рекламе на радио эта информация должна будет озвучиваться. Данные изменения направлены на исключение случаев введения потребителей рекламы в заблуждение относительно, например, характеристик, стоимости товара или услуги либо условий их оплаты, условий проведения рекламных акций.
Устанавливается запрет на содержание в рекламе указания на лечебные свойства объекта рекламирования. Так, например, в рекламе косметических и гигиенических средств, молочных продуктов нельзя будет сообщать о лечебных свойствах этой продукции (рекламодатели этой продукции наиболее часто пытаются заявить о ее лечебном эффекте). Вместе с тем, этот запрет не будет касаться рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Разрешается использование образов и высказываний медицинских работников в рекламе медицинских центров, а также в социальной рекламе.
В целях пресечения рекламы создания и деятельности «финансовых пирамид» вводится запрет на рекламу деятельности по привлечению денежных средств, электронных денег и иного имущества граждан под выплату дохода, осуществляемой лицами, не зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Изменяется порядок размещения средств наружной рекламы – функции облисполкомов по согласованию наружной рекламы переходят к соответствующим городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетам.
Существенно изменяются требования к размещению (распространению) рекламы на транспортных средствах - отменяется оформление разрешения (паспорта) на размещение рекламы на автомобиле, трамвае, троллейбусе, колесном тракторе, автопоезде организацией, индивидуальным предпринимателем либо гражданином, осуществляющим адвокатскую деятельность, частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Остается только процедура согласования такой рекламы с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом, на территории которого зарегистрировано данное транспортное средство.
Изменяются требования к рекламе отдельных групп товаров (продукции, работ, услуг).
Так, из наиболее существенных изменений, касающихся рекламы лекарственных средств, медицинской деятельности и изделий медицинского назначения и медицинской техники следует отметить исключение требования по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь рекламы работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно сведения, указанные в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию. Проверка достоверности такой рекламы не потребует специальных познаний в области медицины.
Вводится требование об обязательном указании в рекламе лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники на то, что данная информация носит рекламный характер.
Изменения затронут и нормы, регламентирующие размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков -она должна будет содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления размером не менее 10 % площади рекламы и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться. Исключение из соблюдения этого требования сделано для рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков, на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков, а также для рекламы, содержащей исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива.
Требования к рекламе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций также изменяются. Вводятся требования не только к рекламе о привлечении денежных средств во вклад (депозит), но и к рекламе о привлечении драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклад (депозит). В такой рекламе нужно будет указывать размер процентов по вкладу (депозиту), а не проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально), как это требовалось ранее. Кроме того, вводится требование об указании в такой рекламе информации о возможности уменьшения вкладополучателем в одностороннем порядке процентной ставки по вкладу (депозиту), если договором банковского вклада (депозита) предусмотрена возможность такого уменьшения. Эта информация в рекламе на радио должна будет озвучиваться, а на телевидении ей должно будет отведено не менее пяти секунд и семи процентов площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами – не менее пяти процентов площади рекламы.
Законом ограничивается реклама игорных заведений и азартных игр. В частности, вводится запрет на размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр (это не означает запрет рекламы лотерей, т.к. лотереи в силу действующего законодательства не относятся к азартным играм) на телевидении и радио с 7.00 до 22.00, а также в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта (за исключением расположенных на их территории помещений букмекерских контор и тотализаторов); в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья; на игрушках.
Запрещается и организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации услуг игорных заведений и азартных игр.
Требования к содержанию обязательной информации в рекламе рекламных игр и рекламы лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, игорных заведений фактически не меняются, а лишь уточняются - конкретизируется, что должно выступать источником информации – номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дата выпуска печатного средства массовой информации, содержащие информацию об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари. Таким образом, рассматриваемая реклама с 10 июля 2013 г. должна будет содержать следующую обязательную информацию:
* номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дату выпуска печатного средства массовой информации, содержащего информацию об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари;
* сроки розыгрыша призового фонда лотереи, выигрышного фонда электронной интерактивной игры, наименование, сроки проведения рекламной игры, сроки проведения иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, если указанными мероприятиями предусмотрены такие сроки;
* номер свидетельства о регистрации лотереи, электронной интерактивной игры или свидетельства о государственной регистрации рекламной игры;
* дату регистрации лотереи, электронной интерактивной игры в государственных реестрах лотерей, электронных интерактивных игр;
* дату принятия решения о государственной регистрации рекламной игры;
* наименование органа, выдавшего соответствующее свидетельство.
При этом информацию, перечисленную в последних трех пунктах можно будет не указывать в рекламе, размещаемой (распространяемой) на радио, средстве наружной рекламы, транспортном средстве, посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи, а также в рекламе, размещаемой (распространяемой) в сети Интернет и содержащей ссылку на сайт, на котором размещены указанные сведения.
Законом расширяется перечень признаков рекламы, которая может быть признана неэтичной. Так, теперь в рекламе нельзя будет использовать слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, если оказание такой услуги (выполнение такой работы) предполагает ее оплату.
В целях исключения случаев квалификации договоров, предметом которых является размещение (распространение) рекламы, договорами аренды, вводится статья 291, устанавливающая, что к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Таким образом, данной нормой определена природа договора на размещение (распространение) рекламы, и как следствие общие правила, которые будут применяться при рассмотрении такого договора.
Изменения затрагивают и регулирование размещения (распространения) социальной рекламы. В социальной рекламе можно будет упоминать об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия в сфере культуры, физической культуры и спорта, в число организаторов которого входят государственные органы. При этом общая продолжительность такого упоминания на радио не должна будет превышать трех секунд, на телевидении и в мультимедийной рекламе – трех секунд, и ему должно будет отводиться не более семи процентов площади кадра, а при размещении (распространении) социальной рекламы иными способами – не более пяти процентов площади рекламы.
Упоминание об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия, должно содержать исключительно только наименование организации – сведения об организационной форме и фирменном наименовании, или имя индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество. Размещение в социальной рекламе изображений товарных знаков (знаков обслуживания), под которыми эти организации или индивидуальные предприниматели производят или реализуют товары (продукцию, работы, услуги), не предусмотрено.
Социальная реклама мероприятий в сфере культуры, физической культуры и спорта, в число организаторов которых входит местный исполнительный и распорядительный орган и не входят иные государственные органы, содержащая упоминание об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия, при ее размещении в средствах массовой информации может размещаться (распространяться) только в местных средствах массовой информации, за исключением мероприятий, проводимых по решению Президента Республики Беларусь либо с его согласия.
Наиболее значимые изменения и дополнения затрагивают используемые термины, общие требования к рекламе, порядок размещения наружной рекламы и рекламы на транспорте, а также нормы, регулирующие порядок осуществления рекламы на телевидении, в частности ее объемы, особенности рекламирования отдельных групп товаров (продукции, работ, услуг), сообщает пресс-служба Минторга Беларуси.
Так, изменяется определение рекламы. Из него исключается признак «предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы)».
Расширяется определение наружной рекламы – к ней будет относиться не только реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений), но и реклама, размещаемая (распространяемая) в подземных пешеходных переходах.
Вводится новый термин – мультимедийная реклама, под которым понимается реклама, размещаемая (распространяемая) с помощью программно-технических средств, реализующих информацию в звуковом и (или) зрительном виде (текст, графика, фотография, видео, мультипликация (анимация), звуковые эффекты и др.), за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) на телевидении и радио. К мультимедийной рекламе будут относиться, например, отдельные виды рекламы в сети Интернет, реклама на видеоэкранах, установленных в транспортных средствах и в торговых объектах, на средствах наружной рекламы и т.д.
Изменяются и общие требования к рекламе.
Так, требование о размещении рекламы на русском и (или) белорусском языке не будет распространяться на рекламу, размещаемую распространяемую) на информационных ресурсах национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещающих (распространяющих) информацию исключительно на иностранных языках, также можно будет не переводить на русский и (или) белорусский язык выполненные на иностранном языке наименования товаров, творческие псевдонимы, оригинальные названия творческих коллективов, произведений, доменные имена сайтов.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон) на рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара. Данное требование не распространяется на рекламу средства индивидуализации товара, если оно используется также для обозначения иного товара, не ограниченного и не запрещенного к рекламированию, организации или гражданина и в рекламе содержится указание на такой товар, организацию или гражданина.
Вносимыми дополнениями устанавливаются требования к техническому оформлению этого указания – его необходимо будет выполнять шрифтом, размер которого не должен быть менее размера шрифта, используемого для написания средства индивидуализации товара. Это означает, что размер шрифта указания на неограниченный к рекламированию товар должен быть такого же размера, как и шрифт, например, товарного знака (знака обслуживания). В рекламе на телевидении и в мультимедийной рекламе такое указание должно будет размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться.
С 10 июля текущего года не требуется указывать наименование и УНП рекламодателя в рекламе размещаемой (распространяемой) и на средствах наружной рекламы, и на транспортном средстве, и в рекламе, распространяемой посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи. При этом важно отметить, что при рассылке рекламы посредством SMS только рекламодатели – операторы сотовой связи могут не указывать наименование и учетный номер плательщика. Иные рекламодатели (например, организации, в торговых объектах которых клиенты заполнили анкету и согласились получать рекламную SMS-рассылку), осуществляющие распространение рекламы посредством SMS-сообщений, по-прежнему обязаны будут указывать в такой рекламе свое наименование и учетный номер плательщика.
Из Закона исключается требование об обязательном указании в рекламе реквизитов лицензии при рекламировании лицензируемого вида деятельности.
Существенно изменяются требования к оформлению сносок, уточняющих содержащуюся в рекламе информацию, и вводятся требования к оформлению номеров телефонов, доменного имени Интернет-сайта, номера и даты выпуска печатного СМИ, содержащего информацию об объекте рекламирования: они должны будут выполняться четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе. В рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе такая информация должна занимать не менее пяти секунд. Если же указанная реклама по длительности составляет менее пяти секунд, то такая информация должна размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы. В рекламе на радио эта информация должна будет озвучиваться. Данные изменения направлены на исключение случаев введения потребителей рекламы в заблуждение относительно, например, характеристик, стоимости товара или услуги либо условий их оплаты, условий проведения рекламных акций.
Устанавливается запрет на содержание в рекламе указания на лечебные свойства объекта рекламирования. Так, например, в рекламе косметических и гигиенических средств, молочных продуктов нельзя будет сообщать о лечебных свойствах этой продукции (рекламодатели этой продукции наиболее часто пытаются заявить о ее лечебном эффекте). Вместе с тем, этот запрет не будет касаться рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Разрешается использование образов и высказываний медицинских работников в рекламе медицинских центров, а также в социальной рекламе.
В целях пресечения рекламы создания и деятельности «финансовых пирамид» вводится запрет на рекламу деятельности по привлечению денежных средств, электронных денег и иного имущества граждан под выплату дохода, осуществляемой лицами, не зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Изменяется порядок размещения средств наружной рекламы – функции облисполкомов по согласованию наружной рекламы переходят к соответствующим городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетам.
Существенно изменяются требования к размещению (распространению) рекламы на транспортных средствах - отменяется оформление разрешения (паспорта) на размещение рекламы на автомобиле, трамвае, троллейбусе, колесном тракторе, автопоезде организацией, индивидуальным предпринимателем либо гражданином, осуществляющим адвокатскую деятельность, частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Остается только процедура согласования такой рекламы с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом, на территории которого зарегистрировано данное транспортное средство.
Изменяются требования к рекламе отдельных групп товаров (продукции, работ, услуг).
Так, из наиболее существенных изменений, касающихся рекламы лекарственных средств, медицинской деятельности и изделий медицинского назначения и медицинской техники следует отметить исключение требования по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь рекламы работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно сведения, указанные в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию. Проверка достоверности такой рекламы не потребует специальных познаний в области медицины.
Вводится требование об обязательном указании в рекламе лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники на то, что данная информация носит рекламный характер.
Изменения затронут и нормы, регламентирующие размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков -она должна будет содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления размером не менее 10 % площади рекламы и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться. Исключение из соблюдения этого требования сделано для рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков, на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков, а также для рекламы, содержащей исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива.
Требования к рекламе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций также изменяются. Вводятся требования не только к рекламе о привлечении денежных средств во вклад (депозит), но и к рекламе о привлечении драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклад (депозит). В такой рекламе нужно будет указывать размер процентов по вкладу (депозиту), а не проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально), как это требовалось ранее. Кроме того, вводится требование об указании в такой рекламе информации о возможности уменьшения вкладополучателем в одностороннем порядке процентной ставки по вкладу (депозиту), если договором банковского вклада (депозита) предусмотрена возможность такого уменьшения. Эта информация в рекламе на радио должна будет озвучиваться, а на телевидении ей должно будет отведено не менее пяти секунд и семи процентов площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами – не менее пяти процентов площади рекламы.
Законом ограничивается реклама игорных заведений и азартных игр. В частности, вводится запрет на размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр (это не означает запрет рекламы лотерей, т.к. лотереи в силу действующего законодательства не относятся к азартным играм) на телевидении и радио с 7.00 до 22.00, а также в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта (за исключением расположенных на их территории помещений букмекерских контор и тотализаторов); в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья; на игрушках.
Запрещается и организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации услуг игорных заведений и азартных игр.
Требования к содержанию обязательной информации в рекламе рекламных игр и рекламы лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, игорных заведений фактически не меняются, а лишь уточняются - конкретизируется, что должно выступать источником информации – номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дата выпуска печатного средства массовой информации, содержащие информацию об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари. Таким образом, рассматриваемая реклама с 10 июля 2013 г. должна будет содержать следующую обязательную информацию:
* номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дату выпуска печатного средства массовой информации, содержащего информацию об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари;
* сроки розыгрыша призового фонда лотереи, выигрышного фонда электронной интерактивной игры, наименование, сроки проведения рекламной игры, сроки проведения иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, если указанными мероприятиями предусмотрены такие сроки;
* номер свидетельства о регистрации лотереи, электронной интерактивной игры или свидетельства о государственной регистрации рекламной игры;
* дату регистрации лотереи, электронной интерактивной игры в государственных реестрах лотерей, электронных интерактивных игр;
* дату принятия решения о государственной регистрации рекламной игры;
* наименование органа, выдавшего соответствующее свидетельство.
При этом информацию, перечисленную в последних трех пунктах можно будет не указывать в рекламе, размещаемой (распространяемой) на радио, средстве наружной рекламы, транспортном средстве, посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи, а также в рекламе, размещаемой (распространяемой) в сети Интернет и содержащей ссылку на сайт, на котором размещены указанные сведения.
Законом расширяется перечень признаков рекламы, которая может быть признана неэтичной. Так, теперь в рекламе нельзя будет использовать слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, если оказание такой услуги (выполнение такой работы) предполагает ее оплату.
В целях исключения случаев квалификации договоров, предметом которых является размещение (распространение) рекламы, договорами аренды, вводится статья 291, устанавливающая, что к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Таким образом, данной нормой определена природа договора на размещение (распространение) рекламы, и как следствие общие правила, которые будут применяться при рассмотрении такого договора.
Изменения затрагивают и регулирование размещения (распространения) социальной рекламы. В социальной рекламе можно будет упоминать об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия в сфере культуры, физической культуры и спорта, в число организаторов которого входят государственные органы. При этом общая продолжительность такого упоминания на радио не должна будет превышать трех секунд, на телевидении и в мультимедийной рекламе – трех секунд, и ему должно будет отводиться не более семи процентов площади кадра, а при размещении (распространении) социальной рекламы иными способами – не более пяти процентов площади рекламы.
Упоминание об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия, должно содержать исключительно только наименование организации – сведения об организационной форме и фирменном наименовании, или имя индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество. Размещение в социальной рекламе изображений товарных знаков (знаков обслуживания), под которыми эти организации или индивидуальные предприниматели производят или реализуют товары (продукцию, работы, услуги), не предусмотрено.
Социальная реклама мероприятий в сфере культуры, физической культуры и спорта, в число организаторов которых входит местный исполнительный и распорядительный орган и не входят иные государственные органы, содержащая упоминание об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия, при ее размещении в средствах массовой информации может размещаться (распространяться) только в местных средствах массовой информации, за исключением мероприятий, проводимых по решению Президента Республики Беларусь либо с его согласия.