Игры Патриотов (рецензия на Bioshock Infinite)
28.05.2013 00:05
—
Новости Hi-Tech
Название
|
Bioshock Infinite
|
Разработчик
|
Irrational Games
|
Издатель
|
2K Games
|
Платформа
|
Xbox 360, PS3, PC, Mac
|
Жанр
|
FPS
|
Bioshock Infinite формально не является продолжением дилогии, повествующей о радостях и горестях подводного города Rapture, но невозможно не сравнивать эти игры. Ведь Infinite, с одной стороны, многое переняла у своих товарок по несчастью, а с другой – это совсем другая игра - с другой подачей, другим сюжетом, с другой (простите за каламбур) атмосферой. И дело даже не в том, что город не тонет, а летает. Игра очень старается не быть третьей частью, но при этом сохранить лучшее, что было в первой и второй играх. И многое у нее получается. Хотя, конечно же, найдутся те, кто скажет, что ничего не изменилось. Попробуем вас переубедить или, наоборот, утвердить в этой мысли.
Как и ранее в Bioshock, одним из главных героев является город. На сей раз это летающая Коламбия. Город, который начинает совсем в ином состоянии, нежели Rapture. Там мы имели дело с развалинами исполина, остатками былого величия, извращенного, искаженного собственными амбициями. Здесь мы оказываемся в открытом городе. Он чистый, светлый и напоминает чем-то Минск в глазах гостей столицы. Параллели можно проводить и дальше, но мы остановимся. Разделенный на летающие районы город, с одной стороны, предполагает некую открытость, с другой - легко позволяет заключить вас в корридор. К сожалению, мечтать об открытом мире пока не приходится. Игра все же ставит сюжет гораздо выше, чем свободу действий. Так что мечтать о свободном перемещении между виднеющимися кусками Коламбии не приходится. Точнее, остается только мечтать. Как всегда, дизайнеры проявили невероятное внимание к деталям и чувству стиля. Если бы отцы-основатели США сошли с ума и захотели гипертрофировать определенные архитектурные стили, визуальные решения и аспекты жизни США и запустить получившееся чудо в небо, то они бы получили Коламбию.
Можно долго рассматривать город, жителей, мебель, магазины, крыши зданий, статуи и получать при этом эстетическое наслаждение. Даже несмотря на то, что графику можно назвать устаревшей, город смотрится. Постепенно вы открываете для себя все новые районы Коламбии. Они не такие чистые и не приспособлены для благополучных горожан и вообще не приспособлены для жизни. Изменяются и привычные по началу игры места. Да, вам иногда доведется посетить часть локаций заново. Причем это не просто использование одних и тех же пейзажей в целях экономии. В Infinite подобный ход логичен, оправдан и не слишком утомляет. По ходу развития сюжета на город обращаешь все меньше внимания, но это не значит, что разработчики посчитали, что вы в пылу битвы не обратите на него внимания, и можно делать все спустя рукава. Каждый дюйм блестящего, грязного и разрушающегося города сделан с любовью и знанием своего дела. И не только декорации, но и полноправный герой, участник событий и элемент сюжета.
Сюжет и тот мир, который поселили в тело Коламбии, также традиционно важен для серии Bioshock. Поскольку здесь говорящих персонажей гораздо больше, чем в первых двух частях, то и манера подачи сюжета отличается. У вас есть четкие цели, и лишь через некоторое время вы понимаете, что ситуация далеко не так проста, как бы вам этого хотелось. Понимая, что уже нельзя переместить человека в разрушенный хаос и выдавать ему информацию нужными порциями, авторы Infinite все равно постарались заинтересовать вас новыми ходами и яркими событиями. Сюжет гораздо запутаннее, чем в первых играх. Оно и понятно: удивлять стало сложнее, потому некоторые элементы истории будут казаться вам слишком уж странными и непонятными до концовки. Авторы не только умело запутывают вас на протяжении всего развития сюжета, но и отлично играют на оттенках серого. В мире Infinite нет слишком уж положительных персонажей. Да и отрицательных тоже. Есть те, кто использует обстоятельства себе во благо, есть те, кто хочет изменить все в свою пользу. Но это не означает, что после прихода к власти вторых настанут рай и благоденствие. Даже самые благие намерения обитателей Коламбии приводят к неоднозначным последствиям. Сюжет выливается на вас самыми разными методами, иногда замирая, а иногда бросая вас по своим закоулкам с силой, равной тому, что держит Коламбию в воздухе. Одним весьма элегантным ходом авторы даже позволяют себе резко менять декорации и роли персонажей. Поскольку уже нельзя придумать приема сколь-нибудь равного по силе и лаконичности с Would you kindly (фраза из первой игры, которая, на первый взгляд, выглядела как обычная просьба о помощи, а потом превратилась в непреодолимую команду, с помощью которой разработчики словно бы сыграли с каждым игроком и разорвали шаблон восприятия Bioshock), авторы потратили немало времени на разъяснения того, что они напридумывали. И все равно не все поняли. Так что будьте внимательны.
По традиции часть истории отдается аудиозаписям. В Infinite применен несколько иной подход, чем ранее. Теперь большая часть записей это не просто случайные люди, которые формируют представление о мире и событиях. Большая часть историй рассказана персонажами, которых вы встречаете, с которыми боретесь и которых поддерживаете. Они дополняют историю и меняют ваш взгляд на события. Особенно интересно слушать ваших старых знакомых после резких изменений сюжета. Также созданию атмосферы способствуют небольшие фильмы, которые можно посмотреть в разных районах Коламбии. Их продолжительность и информативность ничтожны, но на атмосферу влияют исключительно положительно.
Если вы знаете хоть что-нибудь об игре, то вы знаете и об Элизабет. Это героиня, вокруг которой вращается мир игры. Ваши действия также непосредственно связаны с ней. Она формирует сюжет, она раскрывает мир. Она наполняет многие ваши действия смыслом и эмоциями. Она милая, естественная, но в то же время необычайно опасная и мудрая. Нельзя сказать, что она важнее вас, но, поскольку себя вы оценить не можете, она, несомненно, самый яркий герой в кадре. Можно даже сказать, что это один из самых ярких женских персонажей второго плана в истории индустрии. На фоне пары главных героев остальные персонажи несколько теряются, но это не значит, что вы их ни одного не запомните, и сценаристы зря тратили на них экранное время и аудиозаписи. Герои яркие, и даже жаль, что им уделяют так мало внимания. Явно вобравший кое-что из Portal фабрикант, старый вояка и предводитель повстанцев запомнятся вам. Равно как и более важные персонажи.
Но как бы ни были хороши мир, персонажи и сюжет, без геймплея не обойтись. Как раз здесь все ближе к дилогии Bioshock. Есть множество видов оружия, которые достаточно сильно отличаются. Есть набор магических трюков, которые также дают возможность поиграть с тактикой. Вот только на нормальном уровне сложности они довольно скоро становятся слишком мощными, и находятся сочетания, которые имеют слишком сильное влияние на бой. При этом, если не увлекаться слишком аккуратным прохождением, схватки способны доставлять удовольствие. Местные бутылочки с маной разбросаны щедро, так что пользоваться "магией" можно в меру свободно. Как и раньше, можно для усиления эффекта сочетать способности и оружие, но в силу того, что бои здесь проще, тактику разрабатывать приходится реже. Авторы добавили в интерфейс приятную мелочь. Теперь вы видите, на сколько использований того или иного заклинания у вас осталось маны. В Infinite у вас впервые в серии появился перезаряжающийся щит. Здоровье можно восстановить лишь продуктами питания и аптечками, а вот щит перезаряжается традиционно – если по вам не попали. Впрочем, будет еще несколько способов помочь этому процессу.
От боя остается ощущение недосказанности. Снайперская винтовка, вопреки открытым пространствам, нужна редко, что несколько удивляет, ведь на этот аспект "упирали" при раскрутке игры. Ну да ладно, простим разработчикам. Тем более что оригинальных стволов и "колдований" хватает, чтобы приятно провести время. На простоту боя влияет и тот факт, что гораздо меньше врагов нападает сверху или может спрятаться от вас в щели в потолке. Оценить поле боя гораздо проще. Да и передвигаются враги не так затейливо. Соперники интересны, но необычайных откровений нет, все добротно и со вкусом. Элизабет помогает вам и подбрасывает самое необходимое в трудный момент. Иногда даже не слишком необходимое. Элизабет, кстати, умело прячется, и заботиться о ее здоровье не надо.
Понятное дело, что оттачивание старых элементов - это неплохо, но нужно добавлять нечто новое. В игре нас знакомят сразу с двумя механиками. Одна из них свзяна с умением Элизабет использовать разрывы в ткани пространства-времени. Данное умение важно и для сюжета, и для боя. О сюжетных поворотах вы узнаете сами, а о боевом применении подростка мы поговорим. В некоторых областях Коламбии вы увидите небольшие разрывы, которые Элизабет может "активировать". Обычно вам предоставляется выбор: добыть оружие, получить укрытие, расширить свободу перемещений, пополнить здоровье или даже призвать на помощь механическое вооружение. Причем сменить приоритеты можно в любой момент. Только учтите, что аптечки все-таки заканчиваются, а для восстановления уничтоженного механизма требуется время. В целом данную идею не назовешь слишком натужной или сырой, но и меняющей геймлпей она не является. Возможно, с ней стоило еще поэкспериментировать. Другой элемент, призванный разнообразить бой, это воздушные рельсы, которые позволяют быстро перемещаться вокруг поля боя и атаковать врагов с воздуха и даже в полете. Механика действительно интересная, но авторы сами ограничили ее применимость, весьма скупо развесив рельсы. Более того, если вы видите рельсы, значит, попали в "комнату" боя.
Помимо основного сюжета, будут в игре и побочные задания, но они такие сумбурные и их так мало, что кажется, будто игра сама их "стесняется". Складывается ощущение, что авторы сами не решили, нужно им это или нет. Небольшая свобода перемещения по уровням позволяет добавлять эти миссии, но не позвляет делать это часто и с должным размахом. Исследовать уровни игры стоит еще и для того, чтобы находить напитки, увеличивающие запас маны, щит или здоровье. Также в своих исследованиях можно найти отмычки, которые в руках Элизабет станут ключами к новым помещениям, заполеннным полезными штуками. Помимо патронов, оружия, здоровья и т.д., вы можете найти предметы гардероба. Надев один из 4 типов обмундирования, вы улучшите свои боевые характеристики или получите бонус к какому-либо навыку. Некоторые предметы стоят того, чтобы их найти. Даже несмотря на относительную простоту боя, лучше с ними, чем без них. Да, кстати, о простоте. Умереть здесь сложнее, чем в первой части Bioshock, но все же возможно. И вновь вас восстанавливают незадолго до боя, добавляя врагам здоровья. Никаких камер ревитализации. Ваше "бессмертие" также имеет отношение к сюжету.
Музыка и голоса героев приятно дополняют разворачивающееся великолепие. Здесь придраться не к чему.
Игра достаточно длинная, но баланс между главами не соблюден. Некоторые стоило продлить, дабы погрузиться в их атмосферу поглубже, другие затянуты. Удивительно, но многие геймплейные сцены, которые мы могли видеть при раскрутке игры, исчезли из конечного варианта. Очевидно, что уменьшили способности и уникальность Элизабет. Она не страдает от использования своих способностей и, будучи прекрасным персонажем вне боя, во время схватки превращается в инструмент по добыче укрытий и предметов, которые берет из воздуха. Возможно, первые видео были просто завлекаловкой, и таких геймплейных элементов не задумывалось никогда. Надеемся, когда-нибудь разработчики раскроют эту тайну.
Bioshock Infinite - это игра, которая больше всего преуспевает в том, чтобы походить на предыдущие Bioshock и существенно от них отличаться. Не все получилось, но игра выделяется яркими персонажами, прекрасным миром, интересным сюжетом, отличной боевой системой и грамотно сочетает эти элементы. Да, можно найти крупные и мелкие недостатки, но они не так важны по сравнению с достоинствами.
Плюсы:
- Коламбия;
- Элизабет и персонажи;
- сюжет и его подача;
- боевая система.
Минусы:
- дисбаланс некоторых "заклинаний", оружия, предметов;
- схематичное построение мира по отношению к бою;
- нехватка ярких врагов.
Итого: 9/10.