Как бороться с анонимными жалобами?
27.05.2013 10:34
—
Новости Hi-Tech
В Беларуси необходимо продумать механизм, который позволит идентифицировать граждан, подающих электронные обращения, - считает заместитель начальника управления конституционного строительства Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Николай Саванович. Специалист отметил, что механизм электронных обращений на постсоветском пространстве ввели пока две-три страны. Это новая и прогрессивная форма, но у нее есть и свои минусы. Один из них заключается в том, что подать электронное обращение можно под чужим именем. Хотя по большому счету то же самое может быть и в случае с письменным обращением.
"Идентификацию лица нужно продумать", - считает эксперт. По его мнению, возможно, стоит обратить внимание на Россию, где вводят идентификационные карты, которые можно использовать не только в сфере электронных обращений, но и, например, для учета в области пенсионного обеспечения.
Еще одна из трудностей – это обращения людей, которые страдают различными заболеваниями, но не лишены дееспособности. Порой такие люди отнимают много времени, приходя на прием с абсурдными вопросами. К сожалению, действенных инструментов по фильтрации не совсем вменяемых заявителей или тех, кто злоупотребляет этим правом, в мире пока не найдено. В некоторых странах существует такой метод, как специальный список. Информация из него открыта для всех. В список вносятся имена людей, которые лишаются права на обращения. "Но понимание и применение этого института остаются неоднозначными", - сказал эксперт. В Беларуси пока не ведется речь о введении такого механизма.
Помимо этого, не всегда граждане используют такую форму, как обращение в суд с жалобой на неправомерные действия госорганов. Кто-то не хочет платить госпошлину, а для кого-то судебный вариант пока непривычен. Николай Саванович сообщил, что количество обращений намного превышает число жалоб в суд. Обращений по всей стране может быть около 1 млн. за год, а соответствующая категория жалоб в суды может насчитывать примерно 1 тыс.
О том, что нужно идентифицировать граждан, подающих обращения, говорят и другие белорусские специалисты. Например, начальник отдела по работе с обращениями граждан и юрлиц Гродненского облисполкома Марина Рахманова считает, что механизм идентификации у нас в стране необходим. Например, электронная цифровая подпись. "Думаю, в дальнейшем получит развитие именно электронное обращение, а не письменное", - говорит эксперт. Также, по ее мнению, необходимо, чтобы заявитель указывал номер телефона. В таком случае можно будет оперативно уточнить какие-то моменты, а не вступать в переписку по мелочам.