Snami рассказали IT.TUT.BY, как делаются телефоны для Беларуси
15.04.2013 11:45
—
Новости Hi-Tech
Ни пышных презентаций, ни агрессивной рекламы, ни сумасшедшего количества ядер и мегапикселей, ни скандалов или громких провалов — SNAMI нечасто увидишь в заголовках новостей. Но их телефоны покупают, а бренд узнают. IT.TUT.BY поинтересовался у SNAMI их видением рынка.
Ответил на мои вопросы Алексей Волошенко, начальник бюро средств связи ООО "ТЦ СНАМИ".
— Когда и как появилась идея белорусского бренда мобильных телефонов? Это был эксперимент, или в успехе не сомневались?
— Начать нужно с того, что мы занимаемся дистрибуцией электронных цифровых устройств с 1991 года, и из них более десяти лет - мобильных телефонов. В течение этого времени мы являлись дистрибьюторами многих брендов, в том числе тех, кто покинул наш рынок или прекратил производство сотовых телефонов. К примеру, это Sagem, Siemens, Motorola. В настоящее время мы являемся официальными дистрибьюторами и импортерами Samsung, Nokia в РБ. А когда имеешь большой опыт и отработанные каналы сбыта, всегда хочется расширять ассортимент, всегда находишься в поиске новых продуктов. Сейчас, как уже было сказано выше, мы поставляем сотовые телефоны Samsung и Nokia, а к этим двум лидерам рынка, брендам-"монстрам", мы решили добавить телефон под собственным брендом. Это решение не было спонтанным, оно было осознанным и продуманным. Мы были практически уверены в успехе, поскольку мы имеем многолетний опыт дистрибуции сотовых телефонов.
— Как налаживались контакты с поставщиками деталей? Сколько времени прошло от идеи до воплощения?
— Когда было принято решение о телефонах под собственным брендом, мы изучили возможные производственные площадки. Все они находятся в Китае, так уж сложилось в мире. Мы посещали многие заводы, проверяли процесс производства, остановились на наиболее надежных, на наш взгляд, партнерах, убедились в качестве их продукции и стали размещать заказы. От принятия решения до поставки телефонов прошло полгода. Наши первые контакты с китайскими заводами были летом 2010 года, а первые телефоны SNAMI появились на полках салонов связи в конце года. Первыми моделями были W301 и AF103. Эти телефоны до сих пор живут, до сих пор продаются, хотя их поставки уже в прошлом — сейчас мы занимаемся более свежими моделями.
— На каких заводах собираются телефоны Snami?
— Существует ошибочное мнение, что телефоны Snami — белорусского производства. Такого мы никогда не говорили, это миф, придуманный и распространяемый не нами. Напротив, мы всегда подчеркиваем, что телефоны производятся в Китае. В соответствии с требованиями законодательства РБ это указывается на корпусе каждого телефона на наклейке под аккумуляторной батареей и уточняется в сопроводительных документах. Заводы находятся на юго-востоке Китая. Это районы Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Гонконг, еще есть производственные компании в районе Шанхая и Пекина. Здесь, в Беларуси, мы прежде всего пишем программное обеспечение, меню телефона, разрабатываем дизайн телефонов и упаковки, делаем кастомизацию для наших операторов, учитываем все требования белорусского законодательства. Требования к продукции в Беларуси достаточно жесткие, начиная с маркировки и заканчивая техническими характеристиками. Мы проводим сертификацию, проходим испытания, получаем нотификации Комитета госбезопасности.
— Возможно ли производить детали для телефонов на белорусских заводах?
— Производство деталей в Беларуси возможно, но не целесообразно. Возможности белорусских заводов нас не устраивают, начиная с самых простых компонентов печатного монтажа. К нашему великому сожалению, в Китае все это дешевле, более современно. Технологии развиваются очень быстро: если сегодня белорусский завод возьмется производить какие-либо компоненты, то к моменту выхода на рынок эти компоненты безнадежно устареют. Это мировая тенденция: если в Юго-Восточной Азии созданы все условия, все отлажено, все своевременно развивается, то другие перестают тратить собственные силы на тяжелую конкурентную борьбу.
— Телефоны Snami в основном позиционируются как бюджетные и рассчитаны на две SIM-карты. Почему выбрано именно это направление?
— На тот момент, когда мы принимали решение об изготовлении телефонов под своим брендом, на рынке уже появились двухсимочные телефоны ведущих производителей, тех же Nokia и Samsung. Но моделей было совсем немного, а спрос был значительным. Именно в то время в Китае и Гонконге производители оборудования стали предлагать большой выбор решений, платформ сотовых телефонов на две SIM-карты. Предложений для телефонов на две SIM-карты было даже больше, чем на одну. Можно сказать, удачное совпадение: здесь есть неудовлетворенный спрос, там есть обширное предложение.
— В чем преимущество телефонов Snami перед конкурентами?
— Преимущество в том, что мы предлагаем схожий продукт с аналогичными характеристиками по меньшим ценам. В этом нет ничего удивительного: затраты на продвижение на нашем локальном рынке не сравнить с затратами на продвижение мировых брендов.
— Возможно ли появление Android-смартфона Snami?
— Мы думаем над целесообразностью вывода на рынок модели на ОС Android. Я сказал бы, что мы близки к принятию положительного решения. Но есть много сдерживающих субъективных факторов, в первую очередь состояние нашего локального рынка. Проблема в том, что операторы связи работают с китайскими производителями (Huawei, ZTE) и продают их смартфоны с дотациями. До января 2013 года у них была возможность не платить НДС в полном объеме, перенося стоимость телефона в тарифы связи. Поэтому у нас есть сомнения, будет ли целесообразной конкуренция с учетом дотаций операторов.
— Как компания смотрит на новые мобильные ОС Firefox, Ubuntu, Tizen?
— Что касается новых ОС, то ситуация такова, что в Беларуси спросом пользуются хорошо зарекомендовавшие себя в мире продукты. То, что предлагают Nokia и Microsoft (смартфоны на Windows Phone), к сожалению, не пользуется в Беларуси значительным спросом. Появление новых ОС еще более сомнительно с точки зрения восприятия рынком. К тому же решения, предлагаемые разработчиками новых ОС, часто просто "сырые" для того, чтобы принимать даже предварительные решения. Чуть больше месяца назад я был в Барселоне на Mobile World Congress и имел встречу с представителями компании Canonical, разработчиками ОС Ubuntu. Мне было интересно посмотреть на продукт, побеседовать с менеджерами насчет возможного сотрудничества. Но готовых решений у них нет, полноценный, готовый "под ключ" продукт они смогут предложить не ранее сентября. Когда это будет законченный продукт, когда смартфон на Ubuntu можно будет подержать в руках, я вернусь к рассмотрению возможности сотрудничества. Мы следим за новинками, тенденциями, трендами, но прежде всего нас интересуют продукты, на которые будет гарантирован спрос.
— Еще недавно под брендом Snami выпускались электронные книги с экранами TFT и E-ink. Их производство свернуто или нас ждут новые модели? Или вместо электронных книг под брендом Snami появятся Android-планшеты?
— На данный момент электронные книги мы уже не выпускаем. Те объемы сбыта, которые были, не позволяют вести успешный бизнес. Мы попробовали и решили, что будем заниматься мобильными телефонами. Рынок телефонов несоизмеримо больший, и на нем мы более конкурентоспособны. Что касается планшетов, ситуация похожа на таковую со смартфонами: держим руку на пульсе, но не спешим с принятием решения. И еще хотелось бы обратить внимание на то, что налогообложение в РБ и, например, Гонконге сильно отличаются. Их интернет-магазины имеют примерно 30%-ное преимущество, в цене относительно дорогого устройства (планшета, смартфона или электронной книги) получается значительная разница.
— По размаху реклама Snami уступает зарубежным брендам, к примеру Samsung. Как вы оцениваете узнаваемость бренда Snami?
— Мы имеем хорошую узнаваемость. Да, мы не настолько агрессивны, как мировые лидеры рынка, но свою продукцию мы продвигаем. Самая лучшая реклама для нашей продукции — ее наличие на полках магазинов. В бюджетном сегменте покупатель смотрит, скорее, на соотношение цена/качество, а не на рекламу. Можно сказать, что телефоны SNAMI тут вне конкуренции. Продавцы доносят до покупателя информацию о наших телефонах, рекомендуют их, и это хорошая помощь в продвижении. У нас есть реклама на радио, реклама в городе Минске. Мы рассматриваем возможности увеличения рекламного бюджета, наиболее нас интересуют совместные проекты с розничными сетями.
— Какова доля Snami на рынке? Цель компании – занять определенную нишу на рынке или стать лидером белорусского рынка телефонов?
— По независимым оценкам, на сегодняшний день Snami занимает 3-4% рынка телефонов в Беларуси. Не скажу, что мы довольны или не довольны этим результатом, но на достигнутом не остановимся. У нас есть положительный опыт продаж телефонов в Украине. Также мы ждем более ясной картины относительно возможности продавать нашу продукцию в России. Несмотря на Таможенный союз, законодательство до конца не урегулировано, не решены вопросы признания сертификации. Мы следим за ситуаций, и как только будут сняты препятствия для легальной продажи, мы попробуем свои силы на российском рынке. В России есть компании, работающие с аналогичными продуктами, но мы уверены в своих телефонах.
— Возможны ли госзакупки устройств Snami?
— Мы не получали от государства никакой поддержки, субсидий, поблажек. Мы участвуем в государственных тендерах на общих основаниях, но, как правило, это тендеры на приобретение высокофункциональных телефонов. На таких тендерах мы предлагаем продукцию Nokia или Samsung, которую мы импортируем, и нередко выигрываем тендеры. Когда будет тендер на телефоны начального уровня, мы предложим свои модели, но пока такого спроса нет.
Ответил на мои вопросы Алексей Волошенко, начальник бюро средств связи ООО "ТЦ СНАМИ".
— Когда и как появилась идея белорусского бренда мобильных телефонов? Это был эксперимент, или в успехе не сомневались?
— Начать нужно с того, что мы занимаемся дистрибуцией электронных цифровых устройств с 1991 года, и из них более десяти лет - мобильных телефонов. В течение этого времени мы являлись дистрибьюторами многих брендов, в том числе тех, кто покинул наш рынок или прекратил производство сотовых телефонов. К примеру, это Sagem, Siemens, Motorola. В настоящее время мы являемся официальными дистрибьюторами и импортерами Samsung, Nokia в РБ. А когда имеешь большой опыт и отработанные каналы сбыта, всегда хочется расширять ассортимент, всегда находишься в поиске новых продуктов. Сейчас, как уже было сказано выше, мы поставляем сотовые телефоны Samsung и Nokia, а к этим двум лидерам рынка, брендам-"монстрам", мы решили добавить телефон под собственным брендом. Это решение не было спонтанным, оно было осознанным и продуманным. Мы были практически уверены в успехе, поскольку мы имеем многолетний опыт дистрибуции сотовых телефонов.
— Как налаживались контакты с поставщиками деталей? Сколько времени прошло от идеи до воплощения?
— Когда было принято решение о телефонах под собственным брендом, мы изучили возможные производственные площадки. Все они находятся в Китае, так уж сложилось в мире. Мы посещали многие заводы, проверяли процесс производства, остановились на наиболее надежных, на наш взгляд, партнерах, убедились в качестве их продукции и стали размещать заказы. От принятия решения до поставки телефонов прошло полгода. Наши первые контакты с китайскими заводами были летом 2010 года, а первые телефоны SNAMI появились на полках салонов связи в конце года. Первыми моделями были W301 и AF103. Эти телефоны до сих пор живут, до сих пор продаются, хотя их поставки уже в прошлом — сейчас мы занимаемся более свежими моделями.
— На каких заводах собираются телефоны Snami?
— Существует ошибочное мнение, что телефоны Snami — белорусского производства. Такого мы никогда не говорили, это миф, придуманный и распространяемый не нами. Напротив, мы всегда подчеркиваем, что телефоны производятся в Китае. В соответствии с требованиями законодательства РБ это указывается на корпусе каждого телефона на наклейке под аккумуляторной батареей и уточняется в сопроводительных документах. Заводы находятся на юго-востоке Китая. Это районы Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Гонконг, еще есть производственные компании в районе Шанхая и Пекина. Здесь, в Беларуси, мы прежде всего пишем программное обеспечение, меню телефона, разрабатываем дизайн телефонов и упаковки, делаем кастомизацию для наших операторов, учитываем все требования белорусского законодательства. Требования к продукции в Беларуси достаточно жесткие, начиная с маркировки и заканчивая техническими характеристиками. Мы проводим сертификацию, проходим испытания, получаем нотификации Комитета госбезопасности.
— Возможно ли производить детали для телефонов на белорусских заводах?
— Производство деталей в Беларуси возможно, но не целесообразно. Возможности белорусских заводов нас не устраивают, начиная с самых простых компонентов печатного монтажа. К нашему великому сожалению, в Китае все это дешевле, более современно. Технологии развиваются очень быстро: если сегодня белорусский завод возьмется производить какие-либо компоненты, то к моменту выхода на рынок эти компоненты безнадежно устареют. Это мировая тенденция: если в Юго-Восточной Азии созданы все условия, все отлажено, все своевременно развивается, то другие перестают тратить собственные силы на тяжелую конкурентную борьбу.
— Телефоны Snami в основном позиционируются как бюджетные и рассчитаны на две SIM-карты. Почему выбрано именно это направление?
— На тот момент, когда мы принимали решение об изготовлении телефонов под своим брендом, на рынке уже появились двухсимочные телефоны ведущих производителей, тех же Nokia и Samsung. Но моделей было совсем немного, а спрос был значительным. Именно в то время в Китае и Гонконге производители оборудования стали предлагать большой выбор решений, платформ сотовых телефонов на две SIM-карты. Предложений для телефонов на две SIM-карты было даже больше, чем на одну. Можно сказать, удачное совпадение: здесь есть неудовлетворенный спрос, там есть обширное предложение.
— В чем преимущество телефонов Snami перед конкурентами?
— Преимущество в том, что мы предлагаем схожий продукт с аналогичными характеристиками по меньшим ценам. В этом нет ничего удивительного: затраты на продвижение на нашем локальном рынке не сравнить с затратами на продвижение мировых брендов.
— Возможно ли появление Android-смартфона Snami?
— Мы думаем над целесообразностью вывода на рынок модели на ОС Android. Я сказал бы, что мы близки к принятию положительного решения. Но есть много сдерживающих субъективных факторов, в первую очередь состояние нашего локального рынка. Проблема в том, что операторы связи работают с китайскими производителями (Huawei, ZTE) и продают их смартфоны с дотациями. До января 2013 года у них была возможность не платить НДС в полном объеме, перенося стоимость телефона в тарифы связи. Поэтому у нас есть сомнения, будет ли целесообразной конкуренция с учетом дотаций операторов.
— Как компания смотрит на новые мобильные ОС Firefox, Ubuntu, Tizen?
— Что касается новых ОС, то ситуация такова, что в Беларуси спросом пользуются хорошо зарекомендовавшие себя в мире продукты. То, что предлагают Nokia и Microsoft (смартфоны на Windows Phone), к сожалению, не пользуется в Беларуси значительным спросом. Появление новых ОС еще более сомнительно с точки зрения восприятия рынком. К тому же решения, предлагаемые разработчиками новых ОС, часто просто "сырые" для того, чтобы принимать даже предварительные решения. Чуть больше месяца назад я был в Барселоне на Mobile World Congress и имел встречу с представителями компании Canonical, разработчиками ОС Ubuntu. Мне было интересно посмотреть на продукт, побеседовать с менеджерами насчет возможного сотрудничества. Но готовых решений у них нет, полноценный, готовый "под ключ" продукт они смогут предложить не ранее сентября. Когда это будет законченный продукт, когда смартфон на Ubuntu можно будет подержать в руках, я вернусь к рассмотрению возможности сотрудничества. Мы следим за новинками, тенденциями, трендами, но прежде всего нас интересуют продукты, на которые будет гарантирован спрос.
— Еще недавно под брендом Snami выпускались электронные книги с экранами TFT и E-ink. Их производство свернуто или нас ждут новые модели? Или вместо электронных книг под брендом Snami появятся Android-планшеты?
— На данный момент электронные книги мы уже не выпускаем. Те объемы сбыта, которые были, не позволяют вести успешный бизнес. Мы попробовали и решили, что будем заниматься мобильными телефонами. Рынок телефонов несоизмеримо больший, и на нем мы более конкурентоспособны. Что касается планшетов, ситуация похожа на таковую со смартфонами: держим руку на пульсе, но не спешим с принятием решения. И еще хотелось бы обратить внимание на то, что налогообложение в РБ и, например, Гонконге сильно отличаются. Их интернет-магазины имеют примерно 30%-ное преимущество, в цене относительно дорогого устройства (планшета, смартфона или электронной книги) получается значительная разница.
— По размаху реклама Snami уступает зарубежным брендам, к примеру Samsung. Как вы оцениваете узнаваемость бренда Snami?
— Мы имеем хорошую узнаваемость. Да, мы не настолько агрессивны, как мировые лидеры рынка, но свою продукцию мы продвигаем. Самая лучшая реклама для нашей продукции — ее наличие на полках магазинов. В бюджетном сегменте покупатель смотрит, скорее, на соотношение цена/качество, а не на рекламу. Можно сказать, что телефоны SNAMI тут вне конкуренции. Продавцы доносят до покупателя информацию о наших телефонах, рекомендуют их, и это хорошая помощь в продвижении. У нас есть реклама на радио, реклама в городе Минске. Мы рассматриваем возможности увеличения рекламного бюджета, наиболее нас интересуют совместные проекты с розничными сетями.
— Какова доля Snami на рынке? Цель компании – занять определенную нишу на рынке или стать лидером белорусского рынка телефонов?
— По независимым оценкам, на сегодняшний день Snami занимает 3-4% рынка телефонов в Беларуси. Не скажу, что мы довольны или не довольны этим результатом, но на достигнутом не остановимся. У нас есть положительный опыт продаж телефонов в Украине. Также мы ждем более ясной картины относительно возможности продавать нашу продукцию в России. Несмотря на Таможенный союз, законодательство до конца не урегулировано, не решены вопросы признания сертификации. Мы следим за ситуаций, и как только будут сняты препятствия для легальной продажи, мы попробуем свои силы на российском рынке. В России есть компании, работающие с аналогичными продуктами, но мы уверены в своих телефонах.
— Возможны ли госзакупки устройств Snami?
— Мы не получали от государства никакой поддержки, субсидий, поблажек. Мы участвуем в государственных тендерах на общих основаниях, но, как правило, это тендеры на приобретение высокофункциональных телефонов. На таких тендерах мы предлагаем продукцию Nokia или Samsung, которую мы импортируем, и нередко выигрываем тендеры. Когда будет тендер на телефоны начального уровня, мы предложим свои модели, но пока такого спроса нет.