Электронные чипы заменят белорусам водительские права, кредитки, проездные и пропуска?

Источник материала:  
13.04.2013 14:00 — Новости Hi-Tech
Стопка официальных документов современного белоруса должна "похудеть": в республике изучают возможность внедрения национальных ID-карт, с помощью которых можно будет заказать справку в госоргане, расплатиться за проезд в общественном транспорте, снять деньги в банке и даже получить скидку в магазине. Правда, массовая раздача населению ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП) если и начнется, то уже в следующей пятилетке.

Простая снаружи, богатая внутри

Идея внедрить в Беларуси национальные ID-карты вот уже несколько лет витает в кабинетах Министерства связи и информатизации. По этому пути пошли Эстония, Литва, Польша и Украина, а в скором времени - и Россия. Вполне логично, что "умные" карты появятся и в Беларуси.

Внешне ID-карта будет напоминать то ли обычную кредитку, то ли водительские права нового образца. На лицевой части карты можно будет увидеть только инициалы владельца, его пол и персональный идентификационный номер. Правда, в отличие от своих аналогов, смарт-карта получит куда более впечатляющую "начинку" - электронный чип, в память которого можно будет записать различные приложения.



Национальная идентификационная карта должна совместить в себе сразу несколько функций. В первую очередь ее можно будет использовать как удостоверяющий личность документ. То есть она будет дублировать или даже заменит паспорт: например, позволит заселиться в гостиницу или купить билет на международный рейс. Привычная всем просьба "предъявите паспорт, пожалуйста" может стать неактуальной для многих жизненных ситуаций.

Но самое главное - "умная" карта откроет доступ к социальным электронным услугам, содержащим конфиденциальную информацию. По сути, многие e-услуги государство готово оказывать населению уже сегодня, но для этого нужно обеспечить конфиденциальность персональных данных. Иными словами, нужна единая система идентификации физических и юридических лиц. Планы по ее созданию даже фигурируют в Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 годы.

Постепенно система, действительно, создается. При этом основным механизмом идентификации выступают ключи электронной цифровой подписи. Только вот пока их приобретают в основном юридические лица: перспектива платить за комбинацию символов 567 тысяч рублей (такова стоимость регистрации абонента в удостоверяющем центре) обычным людям кажется весьма сомнительной.

Ключи в закрытый мир

Идею внедрения национальныхID-карт если и рассмотрят на высоком уровне, то только после запуска республиканского удостоверяющего центра. Сделать это планируется к концу текущего года. Выпускать единую электронную цифровую подпись и содержать корневой центр будет уполномоченная госорганизация. Она же займется сертификацией локальных удостоверяющих центров (коих в стране немало), а также выдачей ключей ЭЦП.

По идее процедура подтверждения электронной цифровой подписи станет проще, а сама система безопаснее и надежнее. К тому же если будет только один посредник (третья доверенная сторона), то не возникнет накладок при признании той или иной подписи законной или нелегитимной.

Однако если с корневым центром все более-менее ясно, то массовое внедрение ЭЦП среди населения - вопрос открытый и непростой. С одной стороны, ключи электронной цифровой подписи можно раздать белорусам бесплатно, то есть за счет государства. Но только никто не может гарантировать, что население отнесется к ним также серьезно, как к паспортам: не потеряет или не избавится, чтобы через месяц попросить новый комплект, да и вообще будет их использовать для решения повседневных задач.

С другой стороны, посетителям Единого портала госуслуг можно организовать парольную аутентификацию. Но учитывая склонность пользователей не мудрствовать с паролями, такой способ идентификации едва ли назовешь оптимальным.

Национальная смарт-карта может стать компромиссным вариантом. Поскольку она должна содержать криптографические ключи, ее можно будет использовать для доступа к электронным госуслугам. Кроме того, она позволит подписывать и при необходимости шифровать электронные документы.

И проезд оплатить, и скидку получить

Смарт-карту можно будет использовать и как средство оплаты. Например, такая карта позволит расплачиваться за покупки в магазине. Она же пригодится для проезда в общественном транспорте: правда, для этого потребуется оснастить автобусы и троллейбусы валидаторами (считывающими устройствами) и разработать базу данных для "виртуальных кошельков".

Дальше - больше. Смарт-карта может стать универсальным пропуском. С ее помощью можно будет, скажем, пропускать рабочих на завод или "фильтровать" посетителей в казино, желая оградить от азартных игр несовершеннолетних.



Вдобавок ее можно наделить функцией дисконтной карты и тем самым упростить процедуру предоставления скидок. Таким же образом с помощью смарт-карты можно будет получать предусмотренные государством льготы, в частности на покупку лекарств. Ко всему прочему в "умной" карте планируют "прописать" пенсионный модуль.

Подделать смарт-карту будет весьма непросто. Мало того, что она будет содержать персональные данные, которыми аферисты могут попросту не владеть, так еще дополнительную защиту обеспечат криптографические ключи.

"Умные" карты эстонцев

Идентификационные карты получили широкое развитие в некоторых странах мира. Причем примером для подражания выступают вовсе не США или Канада, а соседняя с нами Эстония. Национальными смарт-картами в этой стране обладает более 90% жителей старше 15 лет.

Эстонская смарт-карта, помимо фотографии и персональных данных, включает штрих-код, голограмму и чип, на который записаны два приложения: одно служит для идентификации, другое - позволяет работать с электронной цифровой подписью. Идентификационные карты нового образца также включают чип с биометрическими данными.

Правительству пришлось постараться, чтобы смарт-карты не стали головной болью для эстонцев. Сыграл свою роль и рынок, обеспечив потребителей относительно дешевыми карт-ридерами. В итоге население стало массово приобщаться к цифровым новшествам.



Тем более что возможности смарт-карты заслуживают уважения. Прежде всего, она может использоваться как рейсовый документ во время поездок по странам Евросоюза. То есть путешествовать по Европе эстонцы могут и вовсе без паспорта.

От согласования до голосования

Чтобы заказать электронную услугу, эстонцу достаточно вставить карту в считывающее устройство, ввести PIN-код и перейти на сайт интересующей его организации. Кроме того, можно заверить документ ЭЦП или даже зашифровать его, чтобы свести к минимуму утечку данных. Кстати, вместе с картой ее обладатель получает персональный адрес электронной почты.

Смарт-карту поддерживают практически все эстонские банки. Так что с ее помощью можно контролировать состояние личного счета и совершать различные операции, например, приобретать товары в интернет-магазинах.А заодно оплачивать коммунальные услуги, Интернет и электричество.

Кроме того, смарт-карту активно используют для проезда в общественном транспорте. Виртуальный билет можно приобрести как традиционным способом (в киоске), так и банковским переводом или путем отправки SMS. Чтобы проверить срок действия "виртуального проездного", контролеру достаточно воспользоваться карт-ридером.

Также ID-карты используются во время онлайн-голосования на парламентских выборах. Чтобы отдать голос за того или иного кандидата, вставать с кресла вовсе и необязательно. Вдобавок с помощью ID-карты старшеклассники и студенты могут узнать расписание занятий и получить домашние задания, а пациенты - записаться на прием к врачу или узнать историю болезни.

У ID-карты уже появились "укороченные" версии - Digi-ID, которая содержит лишь чип и может использоваться только для работы в электронной среде, и Mobil-ID, позволяющая пользоваться e-услугами с помощью мобильного телефона.

Спешить и необязательно

Национальные смарт-карты внедрены и в других странах-соседях: Польше, Литве и Латвии. Последняя перешла на электронные удостоверения в 2012 году. От обычных бумажных паспортов, впрочем, избавляться не стали, разрешив населению использовать оба документа. А вот в Германии осваивать смарт-карты решили постепенно, выдавая их владельцам старых паспортов.

В России и Украине работают над аналогичными проектами. Так, в России на смену паспортам должны прийти универсальные электронные карты, с помощью которых можно будет получить страховку, уплатить налог и проехать в общественном транспорте. В Украине планируют перейти на биометрические паспорта, подделать которые, если верить властям, будет практически невозможно.

Беларусь с внедрением национальных смарт-карт спешить не собирается. Мало того, что удовольствие это не дешевое, так к тому же еще и рискованное. Ведь если население к переходу на ID-карты окажется не готово, затея может либо вызвать бурю негодования, либо остаться незамеченной. Впрочем, рано или поздно "умные" карты все же пропишутся в кошельках белорусов: в конце концов, в цифровую эпохупривычка собирать бумажные документы обречена стать архаизмом. 
←Инженеры научились хранить микроволны

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика