Когда белорусы смогут расплачиваться электронными деньгами в интернет-магазинах?
26.02.2013 22:12
—
Новости Hi-Tech
До сих пор существует большой риск встретить в интернете недобросовестного торговца. Его можно опознать по заниженным относительно конкурентов ценам и непунктуальности. В случае, если вам все-таки продали товар, который удовлетворил вас после извлечения из коробки, вполне вероятно, что продал его вам человек без лицензии, а значит, у вас на руках нет чека. Нет гарантий.
Для улучшения ситуации с работой интернет-магазинов с 10 июля 2012 года согласно постановлению Совета министров в силу вступил ряд требований, а именно: размещение на главной странице магазина информации о продавце, образцов чеков и квитанций, предоставляемых клиенту при покупке, а также хранение продавцом информации о проведенных сделках. Отдельный интерес среди прочих представляет требование об обязательном предоставлении интернет-магазином возможности рассчитываться за приобретенный товар путем дистанционного перечисления денежных средств. Значит ли это, что сам закон предполагает развитие и повышение качества интернет-торговли в нашей стране, а сайты без возможности оплаты посредством электронных денег можно считать неблагонадежными? Как показывает практика - нет.
Из всех интернет-магазинов Беларуси, использующих для оплаты те же WebMoney, навскидку можно вспомнить, пожалуй, только сайты-аукционы и oz.by. В остальном обычно нет данных о принадлежности того или иного белорусского сайта к сообществу интернет-ресурсов WebMoney. Это хорошо заметно, если интегрировать в браузер специальную программу WebMoney Advisor - она почти всегда "молчит", в том числе касательно сайтов имеющих хорошую репутацию в народе. Поэтому я решил просто обзванивать интернет-магазины, уточняя возможность оплаты электронными деньгами. В большинстве случаев Advisor молчит не зря - возможен расчет только наличными. Спустя время мне всё же перезвонили из парфюмерного магазина, предложив EasyPay, но это "один случай из десяти". Да, с множеством белорусских магазинов можно рассчитаться через EasyPay, а не WebMoney (видимо, в связи с более выгодной комиссией), однако же выходить на такие магазины проще, собственно, через сайт EasyPay, а не поисковик - на первой странице результатов Google вас ждет привычная оплата наличными.
В неисполнении упомянутого пункта "наказа" Министерства торговли многими интернет-магазинами, соблюдающими другие требования постановления, нет ничего крамольного. Согласно постановлению Нацбанка об утверждении правил осуществления операций с электронными деньгами, юридические лица могут использовать электронные деньги только для оплаты командировочных расходов! Я уверен, это как-то "улаживается"... но, кроме того, до сих пор нет официальных инструкций для отражения электронных денег в бухгалтерском отчете и работе с ними в плане налогообложения. Свою лепту вносит и ограничение суммы операций, из-за которого платеж приходится разбивать на несколько транзакций. Таким образом, использовать электронные деньги для интернет-магазинов не просто неудобно, но и рискованно. Кстати говоря, это может быть рискованно и для физических лиц, так как, например, ссылаясь на Налоговый кодекс, с абсолютно любых поступлений на ваш электронный кошелек должен платиться налог (как если бы вы были индивидуальным предпринимателем). Причем в данном контексте любое поступление денег на кошелек может быть расценено как получение дохода. Объясняется это тем, что согласно Налоговому кодексу, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе зачисления электронных денег в электронный кошелек плательщика либо по его поручению в электронный кошелек третьих лиц при получении доходов в денежной форме. Совершенно очевидно, что в случае с электронными деньгами этот принцип должен работать иначе - это должна быть дата их снятия, может быть, направления в оплату, но никак не начисление. Особенно абсурдно это выглядит, если, скажем, человек использует электронные деньги для игры в покер.
Это что касается "отечественных" магазинов и электронных денег. Как обстоят дела с покупками в иностранных интернет-магазинах?
Пожалуй, главный вопрос, который волнует пользователей, видящих будущее в покупках через интернет, - это официальная поддержка PayPal в Беларуси. Люди получат возможность покупать за рубежом, без посредников, без дополнительных платежей и комиссий по ценам в полтора-два раза ниже, чем внутри страны (это при "накрутке" на том же eBay). Этот вопрос достаточно злободневен, вплоть до того, что на его почве произрастают предприятия, предлагающие помощь в совершении покупок из-за границы.
Суть в том, что некоторые карты, эмитируемые белорусскими банками, можно привязать к PayPal, указав другую страну (Литву, Россию), и какое-то время успешно ими пользоваться. Но всю ответственность за проведение привязки банковских карт к счету в PayPal человек берет на себя. Поэтому в случае возникновения спорной ситуации банк, карту которого вы привязываете, ничем не поможет. Самое же критичное - вас совершенно справедливо могут забанить и занести в черный список, если запросят личные данные при проверке сомнительной (читай, любой) операции, и узнают о белорусском гражданстве.
Официальная позиция Национального банка по этому поводу, как государственного органа действующего в интересах республики, любопытна. Согласно этой позиции, юридически для физических лиц нет препятствий по использованию PayPal, но "возможность совершения операций с физическими лицами зависит от желания платежной системы работать с гражданами Республики Беларусь". Действительно, Нацбанк не подключает и не отключает кого-либо к чему-либо. Запретов никаких нет. Но тогда получается, это коммерческие банки, PayPal и сам народ должны решать, как работать друг с другом. То есть это проблема граждан, что в системе PayPal могут использоваться банковские карты только из стран, входящих в список заслуживающих доверия. И, судя по всему, законодательные ограничения, в соответствии с которыми эмиссия электронных денег в Беларуси может осуществляться только банками и только в белорусских рублях, также является исключительно проблемой граждан.
К слову, накануне, в интернете по вопросу PayPal в Беларуси начала собирать подписи петиция на 5000 голосов. Из PayPal даже пришел скромный, "дежурный" ответ; его краткое содержание: "Извините, что вас нет среди 190 стран, с которыми мы работаем. Мы рады новым клиентам, и трудимся над тем, чтобы продвинуть наш сервис и в другие страны мира, но не можем говорить о конкретных сроках".
Что ж, петиция это интересно, смело и тем не менее неубедительно - реальную инициативу я могу представить себе только со стороны государства по той простой причине, что реальная проблема лежит в области законодательства. Более эффективным было бы начинать сначала, а не с конца, прежде всего, обращая внимание правительства на общественное мнение, чем пытаться склонить к сотрудничеству компанию с мировым именем. В конце концов, речь идет о бизнесе, а не о миссии по обеспечению всей планеты возможностью удобно производить расчеты в Сети. А для бизнеса или есть условия, или их нет.
Будущее электронных платежей в Беларуси - лоскутное одеяло. Судите сами, при помощи WebMoney можно получить виртуальную банковскую карту, для использования при оплате в интернете, в том числе и на PayPal, сроком действия, как правило, 3 месяца. При помощи PayPal куда более вероятно найти возможность произвести покупку в интернет-магазине внутри страны (и произвести ее выгоднее). Метаться между системами, по мне, звучит как головная боль, и отдать курьеру наличные представляется куда более удобным. Только юридический фундамент позволит дальнейшее безболезненное развитие интернет-торговли, а до тех пор нам предстоит довольствоваться тем, что мы имеем. Если подготовить прозрачную юридическую базу для работы с WebMoney и EasyPay по аналогии с другими странами, естественно, это окажет прямое влияние на ситуацию с PayPal. Отсюда, если на кого и стоит надеяться, так это на сами предприятия, работающие в интернет-торговле. Если освещенный вопрос станет важным для них, они смогут скооперироваться для того, чтобы сформулировать предложение по изменению закона, которое может быть представлено на обозрение как гражданам, так и государству.
Для улучшения ситуации с работой интернет-магазинов с 10 июля 2012 года согласно постановлению Совета министров в силу вступил ряд требований, а именно: размещение на главной странице магазина информации о продавце, образцов чеков и квитанций, предоставляемых клиенту при покупке, а также хранение продавцом информации о проведенных сделках. Отдельный интерес среди прочих представляет требование об обязательном предоставлении интернет-магазином возможности рассчитываться за приобретенный товар путем дистанционного перечисления денежных средств. Значит ли это, что сам закон предполагает развитие и повышение качества интернет-торговли в нашей стране, а сайты без возможности оплаты посредством электронных денег можно считать неблагонадежными? Как показывает практика - нет.
Из всех интернет-магазинов Беларуси, использующих для оплаты те же WebMoney, навскидку можно вспомнить, пожалуй, только сайты-аукционы и oz.by. В остальном обычно нет данных о принадлежности того или иного белорусского сайта к сообществу интернет-ресурсов WebMoney. Это хорошо заметно, если интегрировать в браузер специальную программу WebMoney Advisor - она почти всегда "молчит", в том числе касательно сайтов имеющих хорошую репутацию в народе. Поэтому я решил просто обзванивать интернет-магазины, уточняя возможность оплаты электронными деньгами. В большинстве случаев Advisor молчит не зря - возможен расчет только наличными. Спустя время мне всё же перезвонили из парфюмерного магазина, предложив EasyPay, но это "один случай из десяти". Да, с множеством белорусских магазинов можно рассчитаться через EasyPay, а не WebMoney (видимо, в связи с более выгодной комиссией), однако же выходить на такие магазины проще, собственно, через сайт EasyPay, а не поисковик - на первой странице результатов Google вас ждет привычная оплата наличными.
В неисполнении упомянутого пункта "наказа" Министерства торговли многими интернет-магазинами, соблюдающими другие требования постановления, нет ничего крамольного. Согласно постановлению Нацбанка об утверждении правил осуществления операций с электронными деньгами, юридические лица могут использовать электронные деньги только для оплаты командировочных расходов! Я уверен, это как-то "улаживается"... но, кроме того, до сих пор нет официальных инструкций для отражения электронных денег в бухгалтерском отчете и работе с ними в плане налогообложения. Свою лепту вносит и ограничение суммы операций, из-за которого платеж приходится разбивать на несколько транзакций. Таким образом, использовать электронные деньги для интернет-магазинов не просто неудобно, но и рискованно. Кстати говоря, это может быть рискованно и для физических лиц, так как, например, ссылаясь на Налоговый кодекс, с абсолютно любых поступлений на ваш электронный кошелек должен платиться налог (как если бы вы были индивидуальным предпринимателем). Причем в данном контексте любое поступление денег на кошелек может быть расценено как получение дохода. Объясняется это тем, что согласно Налоговому кодексу, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе зачисления электронных денег в электронный кошелек плательщика либо по его поручению в электронный кошелек третьих лиц при получении доходов в денежной форме. Совершенно очевидно, что в случае с электронными деньгами этот принцип должен работать иначе - это должна быть дата их снятия, может быть, направления в оплату, но никак не начисление. Особенно абсурдно это выглядит, если, скажем, человек использует электронные деньги для игры в покер.
Это что касается "отечественных" магазинов и электронных денег. Как обстоят дела с покупками в иностранных интернет-магазинах?
Пожалуй, главный вопрос, который волнует пользователей, видящих будущее в покупках через интернет, - это официальная поддержка PayPal в Беларуси. Люди получат возможность покупать за рубежом, без посредников, без дополнительных платежей и комиссий по ценам в полтора-два раза ниже, чем внутри страны (это при "накрутке" на том же eBay). Этот вопрос достаточно злободневен, вплоть до того, что на его почве произрастают предприятия, предлагающие помощь в совершении покупок из-за границы.
Суть в том, что некоторые карты, эмитируемые белорусскими банками, можно привязать к PayPal, указав другую страну (Литву, Россию), и какое-то время успешно ими пользоваться. Но всю ответственность за проведение привязки банковских карт к счету в PayPal человек берет на себя. Поэтому в случае возникновения спорной ситуации банк, карту которого вы привязываете, ничем не поможет. Самое же критичное - вас совершенно справедливо могут забанить и занести в черный список, если запросят личные данные при проверке сомнительной (читай, любой) операции, и узнают о белорусском гражданстве.
Официальная позиция Национального банка по этому поводу, как государственного органа действующего в интересах республики, любопытна. Согласно этой позиции, юридически для физических лиц нет препятствий по использованию PayPal, но "возможность совершения операций с физическими лицами зависит от желания платежной системы работать с гражданами Республики Беларусь". Действительно, Нацбанк не подключает и не отключает кого-либо к чему-либо. Запретов никаких нет. Но тогда получается, это коммерческие банки, PayPal и сам народ должны решать, как работать друг с другом. То есть это проблема граждан, что в системе PayPal могут использоваться банковские карты только из стран, входящих в список заслуживающих доверия. И, судя по всему, законодательные ограничения, в соответствии с которыми эмиссия электронных денег в Беларуси может осуществляться только банками и только в белорусских рублях, также является исключительно проблемой граждан.
К слову, накануне, в интернете по вопросу PayPal в Беларуси начала собирать подписи петиция на 5000 голосов. Из PayPal даже пришел скромный, "дежурный" ответ; его краткое содержание: "Извините, что вас нет среди 190 стран, с которыми мы работаем. Мы рады новым клиентам, и трудимся над тем, чтобы продвинуть наш сервис и в другие страны мира, но не можем говорить о конкретных сроках".
Что ж, петиция это интересно, смело и тем не менее неубедительно - реальную инициативу я могу представить себе только со стороны государства по той простой причине, что реальная проблема лежит в области законодательства. Более эффективным было бы начинать сначала, а не с конца, прежде всего, обращая внимание правительства на общественное мнение, чем пытаться склонить к сотрудничеству компанию с мировым именем. В конце концов, речь идет о бизнесе, а не о миссии по обеспечению всей планеты возможностью удобно производить расчеты в Сети. А для бизнеса или есть условия, или их нет.
Будущее электронных платежей в Беларуси - лоскутное одеяло. Судите сами, при помощи WebMoney можно получить виртуальную банковскую карту, для использования при оплате в интернете, в том числе и на PayPal, сроком действия, как правило, 3 месяца. При помощи PayPal куда более вероятно найти возможность произвести покупку в интернет-магазине внутри страны (и произвести ее выгоднее). Метаться между системами, по мне, звучит как головная боль, и отдать курьеру наличные представляется куда более удобным. Только юридический фундамент позволит дальнейшее безболезненное развитие интернет-торговли, а до тех пор нам предстоит довольствоваться тем, что мы имеем. Если подготовить прозрачную юридическую базу для работы с WebMoney и EasyPay по аналогии с другими странами, естественно, это окажет прямое влияние на ситуацию с PayPal. Отсюда, если на кого и стоит надеяться, так это на сами предприятия, работающие в интернет-торговле. Если освещенный вопрос станет важным для них, они смогут скооперироваться для того, чтобы сформулировать предложение по изменению закона, которое может быть представлено на обозрение как гражданам, так и государству.