ДНК-тест освободил человека, который провел в камере смертников 15 лет

Источник материала:  
22.01.2013 12:26 — Новости Hi-Tech
ДНК-тест освободил человека, который провел в камере смертников 15 лет "Хотелось проснуться и узнать что это всего лишь сон", признался он. Когда он вышел из тюрьмы, несколько охранников у ворот пожелали ему всего хорошего, обращаясь к нему впервые "господин Тибодо". "Не обижайтесь", - сказал он, - но я очень надеюсь, что никогда не увижу вас снова".

Он - один из 300 заключенных тюрем США, которые были освобождены в результате анализа ДНК и один из 18 счастливо избежавших смертной казни. С помощью науки он был признан невиновным в совершении преступления, за которое штат Луизиана в течении 15 лет пытался его убить. Все эти годы, 23 часа в сутки, Тибодо провел в камере размером 1,8 на 3 метра. Его единственной роскошью был утренний кофе, он использовал носовой платок, купленный в тюремном магазине, как кофейный фильтр. Его единственным утешением было чтение Библии, единственным упражнением - ходьба взад и вперед по часу в день во внутреннем тюремном дворике, тренажер для упражнений - металлическая клетка с прутьями чуть толще, чем на окошке его камере. Смертники в Соединенных Штатах как живые мертвецы: им все равно умирать, так зачем беспокоиться об их здоровье и физической форме? На его глазах двух заключенных вывезли для приведения в исполнение смертного приговора, но он старался не зацикливаться на предстоящей казни. "В один прекрасный день они придут за тобой. В любое время судья может подписать приказ, они придут, возьмут тебя и убьют". Он доходил до такой степени отчаяния, что готов был сдаться и покориться судьбе.

Он стал "добровольцем" - одним из тех заключенных у которых появляется не просто непротивление, но желание смерти, так как они теряют волю к жизни. Он читал Библию, делился своими страхами с другими заключенными, они могли общаться через решетку, и принял новую позицию: "Я пришел к согласию с тем, что я собираюсь умереть за то, чего я не делал. Мы все умрем в любом случае, просто для меня этот вопрос уже решен". На нижней точке отчаяния он уже прекратил писать прошения о помиловании, но колесо фортуны неожиданно закрутилось в другую сторону. Адвокат которая приняла к рассмотрению его последнюю апелляцию, обратилась за помощью к юридической группе Innocence Project в Нью-Йорке. Деятельность этой группы посвящена оправданию и доказательству невиновности несправедливо осужденных людей через ДНК тестирование. Также к делу были привлечены юристы из коммерческой фирмы Fredrikson & Byron.

Адвокат Стивен Каплан (Steven Kaplan) работает с делами, связанными с поглощениями и слияниями компаний, область изнасилований и убийств далека от его ежедневной юридической практики, но он взялся за случай Тибодо на общественных началах. Как только Каплан начал просматривать документы, касающиеся смертного приговора Тибодо, он был поражен. Он никогда не сталкивался с подобными делами ранее и, как и большинство людей, не разбирался в тонкостях смертной казни в Америке, но предполагал, что судебный процесс должен придерживаться самых высоких правовых стандартов. Ведь под угрозой находится жизнь человека. "Когда я прочитал стенограмму судебного разбирательства в первый раз, я подумал, что даже команда школьников, с которыми я проводил занятия, смогла бы убедить суд в несостоятельности обвинения", сказал Каплан. "Мы вкладываем куда больше энергии в тяжбы по контрактам стоимостью $50.000, чем адвокат потратил на защиту в суде над Дэймоном Тибодо".

События, которые поставили Тибодо под угрозу смертной казни, началась 19 июля 1996 года. Ему было 22 года, он работал матросом речной баржи на Миссисипи. Две недели назад он приехал в Новый Орлеан, где жили его мать и сестра, чтобы помочь с подготовкой к предстоящей свадьбе сестры. Здесь Дэймон познакомился с семейством Шампэнь, дальними родственниками, которые жили в пригороде. Он провел почти весь день 19 июля у них дома, вместе с отцом, матерью и их 14-летней дочерью Кристалл.

Около 5 часов вечера Кристалл попросила Тибодо пойти с ней в местный супермаркет Winn-Dixie, но он был занят починкой часов ее отца. Девушка вышла из дома в 17:15.

Она отсутствовала больше часа, ее мать встревожилась, и семья начала поиски девушки, Тибодо также  присоединился к поисковым работам. Они позвонили в полицию, искали всю ночь и весь следующий день.

Лишь назавтра, после 6 часов вечера 20 июля, Тибодо вернулся в дом своей матери и прилег отдохнуть. Он успел заснуть, когда прибыли представители полиции и попросили его пройти с ними. Это было в 7:32 вечера. Тело Кристалл было найдено в 7:40 того же вечера на берегу Миссисипи, примерно в пяти милях от дома Шампэнь. Эта новость была сразу передана детективам, допрашивавшим Тибодо и рутинная процедура мгновенно превратилась в жесткий допрос по делу об убийстве.

От непринужденных вопросов детективы перешли к прямому давлению. Они неоднократно говорили ему, что он лжет, при этом старались смотреть ему в глаза, лицом к лицу, с максимально близкого расстояния. Когда он в качестве алиби сообщил имена людей, в обществе которых провел последние сутки, офицеры заявили, что они уже говорили с этими лицами, и все эти люди отрицали слова Тибодо. "Я почувствовал, что меня все бросили, потому что они были единственными людьми, которые могли доказать что я все это время находился далеко от места преступления," сказал Тибодо. Полиция устроила ему проверку на детекторе лжи. Когда они вернулись в комнату для допросов и сказали, что результат проверки негативный, он потерял сознание.

После многочасового допроса следователи использовали последний аргумент: ему  рассказали что случится, если он будет продолжать упорствовать. "Они рассказали мне о последствиях смертельной инъекции: органы разрушаются, мозг умирает, сильная боль. Вот что будет со мной, если я не дам им то, чего они хотят".

Детективы, которые допрашивали Тибодо, впоследствии отрицали использование методов, связанных с оказанием какого-либо давления на подозреваемого. Но, изучив дело через много лет, юристы, которые занялись им сейчас, пришли к убеждению, что он подвергался длительным допросам, что следователи использовали все его слабости и уязвимости, и сломили его сопротивление. Около 4 утра 21 июля он дал полиции то, чего от него хотели - признательные показания. Он был на допросе в течение девяти часов, и не спал уже почти 35 часов. "Я не спал, я был голоден, я устал. На тот момент мне было все равно, я просто хотел все это прекратить".

Он начал исповедь, повторяя детали преступления, которые давали ему детективы. "Я не самый умный человек на планете, но я в состоянии понять как умерла Кристалл, и как она была найдена - из того, что они мне говорили. Я просто собрал все детали воедино и дал им признание, которого они добивались". Он рассказал как посадил Кристалл в свою машину и отвез ее на место преступления. Там они начали заниматься сексом, потом она попросила его остановиться, но он отказался. Он изнасиловал ее, ударил по лицу рукой, сжал ее шею и душил при помощи длинного белого, серого или черного провода от акустической системы своего автомобиля. Тибодо ссказал следователям: "Я не знаю что я сделал, но это сделал я". Дело закрыто.

На признательные показания Тибодо ушло еще три часа, но детали, обнаруженные на месте преступления, опровергают все ключевые аспекты этих признаний. Шнур, который был обернут вокруг шеи Кристалл - это красный электрический провод, висевший на соседнем дереве, а не провод динамика автомобиля Тибодо. Мать Кристалл также рассказала следователям, что в момент когда она позвонила в полицию, чтобы сообщить об исчезновении дочери, Тибодо был с ней в ее квартире, это исключает любую возможность его нахождения вблизи места преступления в момент убийства. Дальнейшие доказательства также подтврдили несостоятельность его признаний. Вскрытие показало, что Кристалл был нанесен удар по лицу тупым твердым предметом, а не руками Тибодо. Вопреки его заявлению, что он имел с ней секс, а затем изнасиловал девушку, эксперты не обнаружили не ее теле травм, связанных с изнасилованием. Более того, они пришли к выводу, что Кристалл не имела половых сношений любого рода, по согласию или иных, по крайней мере в течение суток до ее смерти. Все эти расхождения были известны до того как Тибодо попал за решетку, в камеру смертников, за убийство и изнасилование.

В полиции также знали, что есть и другие потенциальные подозреваемые, в отношении которых необходимо провести расследование. Один человек - местный житель с судимостью за педофилию. Другим был родственник Кристалл, который жил всего в двух кварталах от места преступления - параноидальный шизофреник с долгой историей злоупотребления наркотиками и насилия в отношении женщин.

Будучи бедным, Тибодо не мог позволить себе такой роскоши как услуги частного адвоката и в суде ему был назначен общественный защитник. На месте его адвоката оказался бывший детектив, который прошел переподготовку для деятельности в качестве адвоката, и это было его первое дело об убийстве. Во время суда он был, без ведома Тибодо, приглашен для беседы в офис окружного прокурора, который выдвигал обвинение против его клиента. Он мечтал перейти на работу в этот офис. "Я был готов игнорировать тот факт, что он в прошлом работал детективом", говорит Тибодо сейчас. "Но если бы я знал что мой адвокат имел немерение перевестись работать в офис окружного прокурора, я бы попросил удалить его от ведения моего дела".

Судебное заседание длилось всего три дня. Все это время сторона обвинения пыталась объяснить отсутствие каких-либо признаков полового акта или изнасилования на теле Кристалл предположением о воздействии каких-то "личинок разрушающих сперму". Адвокат Тибодо, в свою очередь, не обратил ни малейшего внимания ни на показания своего подзащитного, ни на явные противоречия в этих показаниях. "Вы прочитаете всю стенограмму судебного разбирательства и убедитесь, что он ни разу не произносит слово "признания", как будто их не было", говорит Каплан.

Суд удалился для совещания на 45 минут, прежде чем вынести обвинительный приговор. На следующий день тот же суд присяжных приговорил Тибодо к смертной казни за убийство и изнасилование при отягчающих обстоятельствах, несмотря на то, что на самом деле не только изнасилования, но и никаких сексуальных контактов любого рода не было.

Каплану и другим юристам понадобилось всего несколько дней, чтобы обнаружить вопиющие нарушения в судебном процессе Тибодо. Но им потребовалось еще 12 лет, чтобы освободить его. При полном содействии окружного прокурора Нового Орлеана, они провели новую серию ДНК-тестов с использованием всемирно известных судебно-медицинских экспертов, таких как доктор Генри Ли, который возглавляет судебный факультет в Университете Нью-Хейвена, и доктор Эдвард Блэйк из Forensic Science Associates. Они снова исследовали все вещественные доказательства, в частности одежду, которая была на Кристалл и Тибодо в день убийства. Они обнаружили, что не было никаких следов тканей, крови или жидкостей Тибодо на одежде Кристалл, как и следов девушки на его одежде - важное открытие, так как если бы Тибодо был убийцей или насильником, такие следы, конечно же имели бы место. Кроме того, были опрошены свидетели, которые обеспечили ему железное алиби на все время, кроме пяти минут, в период между уходом Кристалл из дома и временем ее смерти. И чтобы устранить любые оставшиеся сомнения, судебно-медицинский эксперт по микроорганизмам (такие люди существуют) показал, что теория существования " личинок уничтожающих сперму" является вздором.

После своего выхода на свободу Тибодо уже переехал на другой конец Миссисипи, теперь он пытается восстановить свою жизнь с помощью новых адвокатов в Миннеаполисе. В городе есть хорошая программа реабилитации, которая обеспечивает дешевое жилье, образование и профессиональную подготовку. 15 лет в камере смертников открыли новый взгляд на жизнь, говорит он. "Мы говорим всему миру, что наша юридическая система является лучшей в мире, но это не так." Но он по-прежнему поддерживает смертную казнь в Америке для самых чудовищных случаев - при условии наличия неопровержимых доказательств. Стивен Каплан имеет другое мнение. Он ссылается на исследования, которые показывают, что от 2 до 4 процентов приговоренных к смертной казни заключенных составляют люди невиновные. "Если бы это были цифры вероятности крушения самолета, - говорит он, - вы согласились бы летать?"

Игорь Грень, OPEN.BY
←Wi-Fi станет больше, но не бесплатнее

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика