Британские ученые доказали бесполезность IQ-тестов
20.12.2012 12:42
—
Новости Hi-Tech
Популярные и широко используемые стандартные тесты на IQ не могут корректно отражать уровень интеллектуальных способностей, поскольку они зависят от нескольких разных подсистем мозга — к такому выводу пришли британские и канадские ученые по итогам широкомасштабного эксперимента с участием более 100 тысяч добровольцев.
История тестов на "коэффициент интеллекта" — IQ (intelligence quotient) — началась в 1904 году, когда британский психолог Чарльз Спирмен (Charles Spearman) обнаружил, что способности к решению целого спектра задач разного типа коррелируют друг с другом. Он предположил, что за выполнение всех типов интеллектуальных задач отвечает один общий фактор, который он обозначил буквой g (от "general" — общий).
На базе работ Спирмена психологи начали создавать различные методы измерения этого фактора — тесты и вопросники для измерения коэффициента интеллекта. Разные исследования показывали связь уровня IQ с наследственностью, социально-экономическими факторами, с половой принадлежностью.
Эдриан Оуэн (Adrian Owen) и Адам Хэмпшир (Adam Hampshire) из канадского университета Западного Онтарио и Роджер Хайфилд (Roger Highfield) из лондонского Музея науки решили выяснить, что именно измеряют IQ-тесты и какое отношение их результаты имеют к действительному уровню человеческого интеллекта.
Авторы исследования в ноябре 2010 года запустили сайт 12 Pillars of Wisdom, на котором любой желающий мог пройти серию из 12 тестов, проверяющих различные типы когнитивных способностей — умение планировать, делать логические умозаключения, внимание, кратковременную память и ряд других. Количество участников этого онлайнового эксперимента превысило 100 тысяч человек.
Кроме того, ученые провели эксперимент с участием 16 добровольцев, которые должны были выполнять те же тесты, находясь в томографе, который фиксировал уровень активности в различных зонах их мозга.
"Результаты… представляют собой свидетельства в пользу точки зрения, что человеческий интеллект не является единой сущностью, но скорее, формируется из множества компонентов", — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Neuron.
Авторы отмечают, что показатели интеллектуальных способностей человека зависят как минимум от трех компонентов — кратковременной памяти, способности логически рассуждать, а также вербального компонента. Все они несводимы друг к другу, и из них нельзя "собрать" один показатель, который позволил бы объяснить все.
Кроме того, исследование с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии показало, что при решении разных задач активируются разные области мозга. Ученые выяснили, что существуют как минимум две независимые цепи нейронов, которые отвечают за решение разных типов задач.
Таким образом ученые делают вывод, что интеллекта как единой сущности не существует — есть набор независимых и разных типов мыслительных способностей.
"Интеллект в целом есть проявление свойств анатомически различных когнитивных систем, каждая из которых имеет свой собственный уровень возможностей", — говорится в статье.
Таким образом, делают вывод ученые, попытки измерять уровень интеллекта как единый показатель ни к чему не ведут, а IQ-тесты нельзя использовать для целей психологических исследований.
История тестов на "коэффициент интеллекта" — IQ (intelligence quotient) — началась в 1904 году, когда британский психолог Чарльз Спирмен (Charles Spearman) обнаружил, что способности к решению целого спектра задач разного типа коррелируют друг с другом. Он предположил, что за выполнение всех типов интеллектуальных задач отвечает один общий фактор, который он обозначил буквой g (от "general" — общий).
На базе работ Спирмена психологи начали создавать различные методы измерения этого фактора — тесты и вопросники для измерения коэффициента интеллекта. Разные исследования показывали связь уровня IQ с наследственностью, социально-экономическими факторами, с половой принадлежностью.
Эдриан Оуэн (Adrian Owen) и Адам Хэмпшир (Adam Hampshire) из канадского университета Западного Онтарио и Роджер Хайфилд (Roger Highfield) из лондонского Музея науки решили выяснить, что именно измеряют IQ-тесты и какое отношение их результаты имеют к действительному уровню человеческого интеллекта.
Авторы исследования в ноябре 2010 года запустили сайт 12 Pillars of Wisdom, на котором любой желающий мог пройти серию из 12 тестов, проверяющих различные типы когнитивных способностей — умение планировать, делать логические умозаключения, внимание, кратковременную память и ряд других. Количество участников этого онлайнового эксперимента превысило 100 тысяч человек.
Кроме того, ученые провели эксперимент с участием 16 добровольцев, которые должны были выполнять те же тесты, находясь в томографе, который фиксировал уровень активности в различных зонах их мозга.
"Результаты… представляют собой свидетельства в пользу точки зрения, что человеческий интеллект не является единой сущностью, но скорее, формируется из множества компонентов", — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Neuron.
Авторы отмечают, что показатели интеллектуальных способностей человека зависят как минимум от трех компонентов — кратковременной памяти, способности логически рассуждать, а также вербального компонента. Все они несводимы друг к другу, и из них нельзя "собрать" один показатель, который позволил бы объяснить все.
Кроме того, исследование с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии показало, что при решении разных задач активируются разные области мозга. Ученые выяснили, что существуют как минимум две независимые цепи нейронов, которые отвечают за решение разных типов задач.
Таким образом ученые делают вывод, что интеллекта как единой сущности не существует — есть набор независимых и разных типов мыслительных способностей.
"Интеллект в целом есть проявление свойств анатомически различных когнитивных систем, каждая из которых имеет свой собственный уровень возможностей", — говорится в статье.
Таким образом, делают вывод ученые, попытки измерять уровень интеллекта как единый показатель ни к чему не ведут, а IQ-тесты нельзя использовать для целей психологических исследований.