Произведения искусства получат цифровые паспорта
18.10.2012 09:08
—
Новости Hi-Tech
Представьте себе, что у "Моны Лизы" можно было бы взять "отпечатки пальцев"... Скорее всего, эту картину уже никто не пытался бы украсть, ибо перепродажа превратилась бы в невыполнимую задачу.
Созданием цифровой базы данных таких отпечатков и займутся специалисты, участвующие в проекте FINGaRtPRINT, который финансируется Евросоюзом.

Картину Поля Гогена "Девушка перед открытым окном" вместе с другими полотнами украли 16 октября из роттердамского музея "Кюнстхал"
Каждая картина обладает неповторимыми шероховатостью и хроматизмом, что легко заметно в субмикронном масштабе. Поэтому специалисты и сравнивают эту информацию о полотне с отпечатками пальцев.
Группа исследователей снимает все необходимые данные с помощью ахроматического конфокального профилометра, установленного на механической руке. Оборудование располагается в 10 мм от картины, охватывая один квадратный сантиметр поверхности.
Затем создается спектральный "отпечаток пальцев": на тот же участок направляется специальная камера, записывающая характеристики отраженного от него света. Это дает, помимо прочего, ценную информацию о пигментах и красителях, использовавшихся художниками. Напоследок ученые фотографируют произведения искусства веб-камерой, дабы задокументировать точное положение выбранного участка.
Разумеется, технология позволит предотвратить не только кражу, но и подделку. Например, можно будет выяснить, та ли картина вернулась из реставрационной мастерской или музея, бравшего ее взаймы.
В будущем экспертам предстоит учесть также тот факт, что характеристики живописных работ могут со временем меняться, и порой трудно установить, то ли картину подделали, то ли она испортилась сама собой. Например, краски из льняного масла, акрил, различные органические и неорганические пигменты беззащитны перед солнечным и искусственным светом, пылью, загрязняющими веществами. Так, льняное масло темнеет. Могут также образовываться микротрещины, изменяющие шероховатость картины...
Созданием цифровой базы данных таких отпечатков и займутся специалисты, участвующие в проекте FINGaRtPRINT, который финансируется Евросоюзом.

Картину Поля Гогена "Девушка перед открытым окном" вместе с другими полотнами украли 16 октября из роттердамского музея "Кюнстхал"
Каждая картина обладает неповторимыми шероховатостью и хроматизмом, что легко заметно в субмикронном масштабе. Поэтому специалисты и сравнивают эту информацию о полотне с отпечатками пальцев.
Группа исследователей снимает все необходимые данные с помощью ахроматического конфокального профилометра, установленного на механической руке. Оборудование располагается в 10 мм от картины, охватывая один квадратный сантиметр поверхности.
Затем создается спектральный "отпечаток пальцев": на тот же участок направляется специальная камера, записывающая характеристики отраженного от него света. Это дает, помимо прочего, ценную информацию о пигментах и красителях, использовавшихся художниками. Напоследок ученые фотографируют произведения искусства веб-камерой, дабы задокументировать точное положение выбранного участка.
Разумеется, технология позволит предотвратить не только кражу, но и подделку. Например, можно будет выяснить, та ли картина вернулась из реставрационной мастерской или музея, бравшего ее взаймы.
В будущем экспертам предстоит учесть также тот факт, что характеристики живописных работ могут со временем меняться, и порой трудно установить, то ли картину подделали, то ли она испортилась сама собой. Например, краски из льняного масла, акрил, различные органические и неорганические пигменты беззащитны перед солнечным и искусственным светом, пылью, загрязняющими веществами. Так, льняное масло темнеет. Могут также образовываться микротрещины, изменяющие шероховатость картины...