Бизнес-ангелы вложили 90 тысяч долларов в белорусскую игру для iOS и Android
06.09.2012 16:15
—
Новости Hi-Tech
Бизнес-ангелы БАВИН проинвестировали проект белорусской команды разработчиков казуальных игр “Steel Steed Studio”, предоставив им 90 тыс. долларов. Об идее создания, особенностях проекта и ходе инвестирования рассказал супервайзер компании Дмитрий Орехов.
- Дмитрий, как называется проект и в чем его суть?
- Проект "Steel Steed Studio" стартовал 3 октября 2011 года. Основными видами деятельности компании являются разработка казуальных игр для мобильных платформ (iOS и Android), портирование и интеграция решений с мобильными платформами, разработка Flash-игр и игрового контента, в том числе игрового образовательного контента. Команда состоит из специалистов с многолетним стажем в IT, за плечами которых участие в сотнях проектов. - Как давно возникла эта идея? Что реализовано на данный момент? - Все началось с четырех человек - команды единомышленников и друзей, которые всегда хотели заниматься играми. К 2011 году каждый из ключевиков команды уже имел свой опыт работы в игровой индустрии и успел добиться определенных успехов в этой сфере. При этом мы понимали, что можем и хотим большего. Идея того, что мы можем сказать и сделать в игровой индустрии что-то свое, интересное и правильное, была и остается для нас ключевым движущим принципом. Так появилась идея создать собственную независимую игровую студию. К моменту старта уже имелась команда, которая состояла из технического директора, арт-директора, ведущего гейм-дизайнера и исполнительного директора (CEO). Второй ресурс, которого у нас было в избытке, – это бешеный энтузиазм. 3 октября 2011 года было принято решение собраться и полностью сфокусироваться на создании нашего первого игрового проекта. Этот день можно считать реальным днем рождения студии. У нас были компетенции и навыки, огромное желание делать игры и при этом практически не было денег: никакого внешнего финансирования - только личные средства и минимальная помощь друзей. Поэтому первые 3-4 месяца мы работали без выходных по 10-12 часов. При этом студия почти сразу начала расти. К началу 2012 года нас уже было 12 человек. Наш первый проект должен был стать своеобразной "пробой пера". Мы должны были проверить собственные силы, откатать технологии, проверить рынок.
- Как развивался Ваш проект до момента привлечения инвестиций? - Это был длинный, постоянно меняющий свое направление, этап. С октября до января 2012 команда активно занималась разработкой первого собственного игрового продукта (поначалу его Flash-версией) – Bug Attack. На тот момент значительное внимание уделялось также поиску и оценке внешних проектов на аутсорсинг. Параллельно с процессом разработки, активно велся поиск и знакомство с Flash-издателями и владельцами игровых Flash-порталов, с целью распространения игры. В феврале игра Bug Attack была выставлена на аукцион Flashgamelicense.com, где в течение недели собирала ставки от заинтересованных издателей. В итоге был заключен договор с израильской компанией Played Online Ltd на первичную лицензию, продано несколько неэксклюзивных лицензий голландской компании "Spil Games", американской Pandazone и др. Следующим этапом стало портирование Bug Attack на платформы iOS, Android и PC. На всех данных платформах были найдены партнеры до завершения портирования.
Затем мы издали iOS версию Bug Invasion на Apple App Store. Подписали договор на разработку и издание нового проекта "Tripp's Adventures" с одним из крупнейших казуальных издателей Alawar Entertainment, Inc, США. Релиз игры намечен на 10 октября 2012 года. Мы успели познакомиться и плотно сотрудничаем со всеми крупнейшими мировыми издателями казуальных игр. На данный момент сформирован пакет документов новых перспективных игровых проектов, которые ждут свой очереди на разработку. В общем, работы сделано много, а предстоит еще больше.
- Как и когда пришла идея поиска и привлечения инвестиций в проект?
- Мы выросли. В июне, т.е. на десятый месяц существования студии, нас уже было 17 человек и стало предельно понятно, что для дальнейшего развития и роста нам жизненно необходим финансовый партнер. - Почему решили обратиться в БАВИН? - Инвестиции мы искали всюду. Обращались к потенциальным бизнес-ангелам, контактировали с венчурными фондами СНГ, искали профильных инвесторов. И с позиции накопленного опыта можно отметить несколько специфических моментов привлечения венчурных инвестиций. Время для инвестора и для стартапера движется принципиально по-разному. Стартаперу деньги нужны еще вчера. У инвестора ситуация в точности обратная. Он должен все проверить, взвесить, обдумать, принять меры по защите инвестиций. Работает огромное количество факторов, начиная с географической расположенности команды стартапа и заканчивая профессиональным профилем инвестора. Две противоположные позиции, и то, что они сойдутся – это удача, а не система. БАВИН показал себя с самой лучшей стороны. Фактически для нас это оказался единственный случай профессионального, конструктивного и оперативного общения с инвесторами: отличная переговорная динамика (19 июля мы подали заявку на инвестирование, а к настоящему моменту уже заключили договор и получили первый транш инвестиций), понятные требования, критерии, сроки, заинтересованность в финансировании и главное – наличие бизнес-ангелов с адекватным мышлением реального венчурного инвестора.
- Бизнес-ангел это лишь инвестор или еще и ментор? Как сложилось сотрудничество с бизнес-ангелами БАВИН? - Пока все складывается более чем положительно. Сейчас мы сотрудничаем с пятью бизнес-ангелами, это: Юрий Гурский, Виктор Подгайский, Леонид Зейдин, Александр Пашковский и Игорь Козыревич. Можно сказать, что мы довольно быстро нашли со всеми инвесторами общий профессиональный язык. Идет естественный обмен опытом. Принятие решений происходит на основе конструктивного обсуждения и обмена мнениями. Это, пожалуй, самое большое, на что мы могли рассчитывать при поиске инвестора. Но нам повезло дважды. Среди инвесторов есть реальный эксперт в игростроении Юрий Гурский. И те несколько встреч, которые мы провели, уже дали серьезный прирост компетенций студии в части маркетинга и монетизации игровых продуктов, чему мы, безусловно, очень рады. Я думаю, что такое сотрудничество серьезно ускорит наши процессы становления и развития. Всем пяти инвесторам интересно вложиться в нас как в коммерческий инвестиционный проект. На данный момент в качестве промежуточного этапа была выбрана следующая стратегия: инвесторы вкладывают $90 000 под конкретный проект – это игра на Unity3D. Она ориентирована на платформы iOS и Android. Этот проект мы готовили к запуску последние два месяца и бизнес-ангелы БАВИН очень позитивно его приняли. Рассчитан он на полгода, но мы попробуем его сделать за 4 месяца. За это время мы присмотримся друг к другу и будем далее говорить уже об инвестировании в SteelSteedStudio, конечно, разговор там пойдет уже о совсем других вложениях.
- Контролируют ли бизнес-ангелы работу команды? - Следует отметить, что на рынке мы скорее исключение, чем правило. Для компании, находящейся на этапе старта или раннего роста, у нас вполне достаточно и технических, и управленческих компетенций, поэтому плотный контроль в нашем случае избыточен. И здесь радует то, что бизнес-ангелы занимают аккуратную и взвешенную позицию. Все в рамках естественной и разумной деловой логики. Мы продолжаем работать в формате независимой студии. Естественно, при этом существуют процедуры контроля и отчетности, абсолютно необходимые в любых деловых отношениях.
Команда Steel Steed Studio в неполном составе
- Изменилось ли видение проекта после встречи с БАВИН? - Мы постоянно учимся. От этого видение проекта постоянно проходит ревизию и модификации. В случае с бизнес-ангелами у нас более чем достаточно поводов для уточнения наших планов. Думаю, что ближайшие полгода стратегия студии серьезно переработается, исходя из возможностей и перспектив сотрудничества с ними.
- На каком этапе сейчас находится проект и каковы ваши дальнейшие планы? - Сейчас мы запускаем самый крупный игровой проект среди тех, что мы делали. Это именно тот проект, к которому мы шли с первых дней существования студии. И думаю, что в геймдеве он должен будет стать определенным событием. А вообще, планов много, и все довольно амбициозные. Думаю, что с бизнес-ангелами БАВИН осуществимо все, что мы задумали и даже более.
- Посоветуйте, пожалуйста, что нужно делать начинающим стартаперам, чтобы превратить свои проекты в бизнес. - Хочу подчеркнуть несколько моментов. Командам стартапов, как правило, не хватает управленческих и маркетинговых компетенций. Из-за этого большая часть молодых проектов похожа на индивидуальное творчество или хобби. И очень немногие стартапы перерастают во что-то большее. Я настоятельно рекомендую всем стартаперам критически отнестись к задаче поиска управленца для своей команды. Он позволит серьезно сократить время на старт и повысит шансы на выживание. Мы всегда сталкиваемся с позитивными историями успеха стартапов. Читаем в прессе о том, как замечательно и славно молодые энтузиасты заработали огромные деньги и при этом сделали мир лучше. Реальность стартапа ровно противоположная. Любой стартап начинается с неудач, провалов, ошибок. И за любой историей успеха стоит история провалов и неудач. И побеждают только те, кто через годы неудач продолжает двигаться к своей цели. Такое упорство возможно только в одном случае: когда человек занимается тем, что ему действительно интересно само по себе. Поэтому всем стартаперам хочу порекомендовать перед тем или иным стартом спросить себя: будет ли ему интересен проект через год, если успех еще не случится? А через два?
Cправка IT.TUT.BY
Бизнес-ангелы – это частные инвесторы, вкладывающие средства, как правило, без предоставления какого-либо залога, в рискованные, прежде всего, высокотехнологичные компании с большим потенциалом роста на этапах становления предприятия. Чаще всего они вкладывают свои собственные финансы в отличие от венчурных капиталистов, которые управляют деньгами третьих лиц. БАВИН – первое в Беларуси объединение бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. Зарегистрировано 10 ноября 2010 года в Минске.
- Дмитрий, как называется проект и в чем его суть?
- Проект "Steel Steed Studio" стартовал 3 октября 2011 года. Основными видами деятельности компании являются разработка казуальных игр для мобильных платформ (iOS и Android), портирование и интеграция решений с мобильными платформами, разработка Flash-игр и игрового контента, в том числе игрового образовательного контента. Команда состоит из специалистов с многолетним стажем в IT, за плечами которых участие в сотнях проектов. - Как давно возникла эта идея? Что реализовано на данный момент? - Все началось с четырех человек - команды единомышленников и друзей, которые всегда хотели заниматься играми. К 2011 году каждый из ключевиков команды уже имел свой опыт работы в игровой индустрии и успел добиться определенных успехов в этой сфере. При этом мы понимали, что можем и хотим большего. Идея того, что мы можем сказать и сделать в игровой индустрии что-то свое, интересное и правильное, была и остается для нас ключевым движущим принципом. Так появилась идея создать собственную независимую игровую студию. К моменту старта уже имелась команда, которая состояла из технического директора, арт-директора, ведущего гейм-дизайнера и исполнительного директора (CEO). Второй ресурс, которого у нас было в избытке, – это бешеный энтузиазм. 3 октября 2011 года было принято решение собраться и полностью сфокусироваться на создании нашего первого игрового проекта. Этот день можно считать реальным днем рождения студии. У нас были компетенции и навыки, огромное желание делать игры и при этом практически не было денег: никакого внешнего финансирования - только личные средства и минимальная помощь друзей. Поэтому первые 3-4 месяца мы работали без выходных по 10-12 часов. При этом студия почти сразу начала расти. К началу 2012 года нас уже было 12 человек. Наш первый проект должен был стать своеобразной "пробой пера". Мы должны были проверить собственные силы, откатать технологии, проверить рынок.
- Как развивался Ваш проект до момента привлечения инвестиций? - Это был длинный, постоянно меняющий свое направление, этап. С октября до января 2012 команда активно занималась разработкой первого собственного игрового продукта (поначалу его Flash-версией) – Bug Attack. На тот момент значительное внимание уделялось также поиску и оценке внешних проектов на аутсорсинг. Параллельно с процессом разработки, активно велся поиск и знакомство с Flash-издателями и владельцами игровых Flash-порталов, с целью распространения игры. В феврале игра Bug Attack была выставлена на аукцион Flashgamelicense.com, где в течение недели собирала ставки от заинтересованных издателей. В итоге был заключен договор с израильской компанией Played Online Ltd на первичную лицензию, продано несколько неэксклюзивных лицензий голландской компании "Spil Games", американской Pandazone и др. Следующим этапом стало портирование Bug Attack на платформы iOS, Android и PC. На всех данных платформах были найдены партнеры до завершения портирования.
Затем мы издали iOS версию Bug Invasion на Apple App Store. Подписали договор на разработку и издание нового проекта "Tripp's Adventures" с одним из крупнейших казуальных издателей Alawar Entertainment, Inc, США. Релиз игры намечен на 10 октября 2012 года. Мы успели познакомиться и плотно сотрудничаем со всеми крупнейшими мировыми издателями казуальных игр. На данный момент сформирован пакет документов новых перспективных игровых проектов, которые ждут свой очереди на разработку. В общем, работы сделано много, а предстоит еще больше.
- Как и когда пришла идея поиска и привлечения инвестиций в проект?
- Мы выросли. В июне, т.е. на десятый месяц существования студии, нас уже было 17 человек и стало предельно понятно, что для дальнейшего развития и роста нам жизненно необходим финансовый партнер. - Почему решили обратиться в БАВИН? - Инвестиции мы искали всюду. Обращались к потенциальным бизнес-ангелам, контактировали с венчурными фондами СНГ, искали профильных инвесторов. И с позиции накопленного опыта можно отметить несколько специфических моментов привлечения венчурных инвестиций. Время для инвестора и для стартапера движется принципиально по-разному. Стартаперу деньги нужны еще вчера. У инвестора ситуация в точности обратная. Он должен все проверить, взвесить, обдумать, принять меры по защите инвестиций. Работает огромное количество факторов, начиная с географической расположенности команды стартапа и заканчивая профессиональным профилем инвестора. Две противоположные позиции, и то, что они сойдутся – это удача, а не система. БАВИН показал себя с самой лучшей стороны. Фактически для нас это оказался единственный случай профессионального, конструктивного и оперативного общения с инвесторами: отличная переговорная динамика (19 июля мы подали заявку на инвестирование, а к настоящему моменту уже заключили договор и получили первый транш инвестиций), понятные требования, критерии, сроки, заинтересованность в финансировании и главное – наличие бизнес-ангелов с адекватным мышлением реального венчурного инвестора.
- Бизнес-ангел это лишь инвестор или еще и ментор? Как сложилось сотрудничество с бизнес-ангелами БАВИН? - Пока все складывается более чем положительно. Сейчас мы сотрудничаем с пятью бизнес-ангелами, это: Юрий Гурский, Виктор Подгайский, Леонид Зейдин, Александр Пашковский и Игорь Козыревич. Можно сказать, что мы довольно быстро нашли со всеми инвесторами общий профессиональный язык. Идет естественный обмен опытом. Принятие решений происходит на основе конструктивного обсуждения и обмена мнениями. Это, пожалуй, самое большое, на что мы могли рассчитывать при поиске инвестора. Но нам повезло дважды. Среди инвесторов есть реальный эксперт в игростроении Юрий Гурский. И те несколько встреч, которые мы провели, уже дали серьезный прирост компетенций студии в части маркетинга и монетизации игровых продуктов, чему мы, безусловно, очень рады. Я думаю, что такое сотрудничество серьезно ускорит наши процессы становления и развития. Всем пяти инвесторам интересно вложиться в нас как в коммерческий инвестиционный проект. На данный момент в качестве промежуточного этапа была выбрана следующая стратегия: инвесторы вкладывают $90 000 под конкретный проект – это игра на Unity3D. Она ориентирована на платформы iOS и Android. Этот проект мы готовили к запуску последние два месяца и бизнес-ангелы БАВИН очень позитивно его приняли. Рассчитан он на полгода, но мы попробуем его сделать за 4 месяца. За это время мы присмотримся друг к другу и будем далее говорить уже об инвестировании в SteelSteedStudio, конечно, разговор там пойдет уже о совсем других вложениях.
- Контролируют ли бизнес-ангелы работу команды? - Следует отметить, что на рынке мы скорее исключение, чем правило. Для компании, находящейся на этапе старта или раннего роста, у нас вполне достаточно и технических, и управленческих компетенций, поэтому плотный контроль в нашем случае избыточен. И здесь радует то, что бизнес-ангелы занимают аккуратную и взвешенную позицию. Все в рамках естественной и разумной деловой логики. Мы продолжаем работать в формате независимой студии. Естественно, при этом существуют процедуры контроля и отчетности, абсолютно необходимые в любых деловых отношениях.
Команда Steel Steed Studio в неполном составе
- Изменилось ли видение проекта после встречи с БАВИН? - Мы постоянно учимся. От этого видение проекта постоянно проходит ревизию и модификации. В случае с бизнес-ангелами у нас более чем достаточно поводов для уточнения наших планов. Думаю, что ближайшие полгода стратегия студии серьезно переработается, исходя из возможностей и перспектив сотрудничества с ними.
- На каком этапе сейчас находится проект и каковы ваши дальнейшие планы? - Сейчас мы запускаем самый крупный игровой проект среди тех, что мы делали. Это именно тот проект, к которому мы шли с первых дней существования студии. И думаю, что в геймдеве он должен будет стать определенным событием. А вообще, планов много, и все довольно амбициозные. Думаю, что с бизнес-ангелами БАВИН осуществимо все, что мы задумали и даже более.
- Посоветуйте, пожалуйста, что нужно делать начинающим стартаперам, чтобы превратить свои проекты в бизнес. - Хочу подчеркнуть несколько моментов. Командам стартапов, как правило, не хватает управленческих и маркетинговых компетенций. Из-за этого большая часть молодых проектов похожа на индивидуальное творчество или хобби. И очень немногие стартапы перерастают во что-то большее. Я настоятельно рекомендую всем стартаперам критически отнестись к задаче поиска управленца для своей команды. Он позволит серьезно сократить время на старт и повысит шансы на выживание. Мы всегда сталкиваемся с позитивными историями успеха стартапов. Читаем в прессе о том, как замечательно и славно молодые энтузиасты заработали огромные деньги и при этом сделали мир лучше. Реальность стартапа ровно противоположная. Любой стартап начинается с неудач, провалов, ошибок. И за любой историей успеха стоит история провалов и неудач. И побеждают только те, кто через годы неудач продолжает двигаться к своей цели. Такое упорство возможно только в одном случае: когда человек занимается тем, что ему действительно интересно само по себе. Поэтому всем стартаперам хочу порекомендовать перед тем или иным стартом спросить себя: будет ли ему интересен проект через год, если успех еще не случится? А через два?
Cправка IT.TUT.BY
Бизнес-ангелы – это частные инвесторы, вкладывающие средства, как правило, без предоставления какого-либо залога, в рискованные, прежде всего, высокотехнологичные компании с большим потенциалом роста на этапах становления предприятия. Чаще всего они вкладывают свои собственные финансы в отличие от венчурных капиталистов, которые управляют деньгами третьих лиц. БАВИН – первое в Беларуси объединение бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. Зарегистрировано 10 ноября 2010 года в Минске.