Состоялся круглый стол «Тенденции в белорусском высшем образовании в области IT»
Состоялся круглый стол «Тенденции в белорусском высшем образовании в области IT»
28 августа в Минске состоялся круглый стол на тему: «Тенденции в белорусском высшем образовании в области IT». Данное мероприятие ежегодно проводится компанией Itransition, ведущим разработчиком ПО в Беларуси, при участии представителей технических факультетов главных вузов страны и менеджеров Itransition.
В этом году в работе круглого стола приняли участие: декан факультета прикладной математики и информатики БГУ Павел Алексеевич Мандрик (кандидат физико-математических наук, доцент), декан механико-математического факультета БГУ Дмитрий Георгиевич Медведев (кандидат физико-математических наук, доцент), декан факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Валерий Александрович Прытков (доктор технических наук), заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий факультета информационных технологий и управления БГУИР Владимир Васильевич Голенков (доктор технических наук, профессор), главный инженер компании Itransition Павел Васильевич Лебедев и руководитель корпоративного учебного центра Itransition Юрий Игоревич Анушкин.
Основными темами для обсуждения на круглом столе стали новые реформы в IT-образовании (такие как переход белорусских вузов на четырехлетний срок обучения и оптимизация двухступенчатой системы высшего образования) и недостаток фундаментальных знаний у выпускников. Отдельное внимание в обсуждении было уделено практико-ориентированному обучению.
Последние реформы, имевшие место в белорусском высшем образовании, по словам экспертов, уже сказались на вступительной кампании этого года, причем достаточно позитивно. Так, В.А. Прытков заявил, что средний проходной балл на самые престижные специальности в БГУИР по сравнению с 2011-м возрос на 10-15 баллов, во многом благодаря возможности подать документы в электронном виде и на несколько специальностей сразу.
В то же время спикеры с некоторым сожалением отметили, что, выбирая специальность, современные абитуриенты руководствуются в первую очередь соображениями меркантильного характера, оценивая будущий заработок и планируя карьеру.
По словам Д.Г. Медведева, «молодые люди не хотят идти даже на бюджетное место на «Математическую электронику», предпочитая образование веб-программиста, пусть на платной основе. Те же победители олимпиад по математике зачастую рассматривают олимпиады лишь как инструмент для достижения своей цели - поступления на престижный факультет для последующего зарабатывания хороших денег».
П.В. Лебедев добавил: «Сейчас вузы вынуждены ориентироваться на техническую, а не на фундаментальную сторону только потому, что студенты идут туда, где им рассказывают не про диагональную процедуру Кантора, а про Java. Но последняя успеет устареть еще до того момента, как студенты придут на экзамен. Когда дело дойдет до реальной разработки, придется использовать уже не Java или как минимум совсем другую Java (язык программирования, на котором студенты учатся «писать циклы», не особенно принципиален). Для любого разработчика наличие логики и адекватной картины реальности является намного более важным, а такое невозможно без получения настоящего высшего образования. Очень важно наличие у человека правильной модели того, каким образом устроены вселенные, какие методы познания дают результаты, как создается и работает ПО и многое другое. А без этого все быстро превращается в практическую магию».
На круглом столе была затронута еще одна серьезная проблема нынешнего белорусского IT-образования - нехватка квалифицированных преподавателей.
Государство начало делать первые шаги по распределению бюджетных средств в пользу наиболее перспективных сфер образования, к которым относятся информационные технологии, и первые результаты этого, по словам П.А. Мандрика, уже есть. Здесь же нельзя не вспомнить и об успехах, достигнутых учебными центрами при крупных белорусских IT-компаниях, в повышении квалификации выпускников вузов. Например, учебный центр Itransition, по информации Ю.И. Анушкина, ежегодно посещают около четырехсот студентов старших курсов и выпускников.
Эксперты круглого стола пришли к единодушному мнению, что личность преподавателя должна стать более весомой. Нынче престиж преподавательской работы низвергнут, что приводит ко многим негативным последствиям, и он должен быть восстановлен. Если талантливый преподаватель уходит в бизнес - это потеря и для высшей школы, и - в перспективе - для самого бизнеса, и для общества в целом. Такие преподаватели, уверены спикеры, должны оставаться в системе образования, для чего требуется предпринять много комплексных мер. Так, необходимо что-то делать с конъюнктурой рынка - и здесь вузам и IT-компаниям надо действовать совместно.