Эксперт: молодым белорусским программистам присуще магическое мышление
29.08.2012 08:30
—
Новости Hi-Tech
28 августа в Минске прошел круглый стол на тему “Тенденции в белорусском высшем образовании в области IT”, организованный компанией Itransition.
На нем приглашенные эксперты обсудили насущные проблемы подготовки IT-специалистов. Среди поднятых тем были затронуты: планируемый переход вузов на четырехлетний срок обучения, качество знаний обучающихся студентов, результаты вступительной кампании 2012 года.
В начале мероприятия представители БГУ и БГУИР бодро отрапортовали о высоких проходных баллах, которыми традиционно славится конкурс на IT-специальности.
“Для нас вступительная кампания хорошо прошла, - отметил декан факультета компьютерных систем и сетей Валерий Прытков. – На самую нашу престижную специальность “информатика и технологии программирования” проходной балл составил 356, что на 15-20 баллов выше, чем в прошлом году. Такая же ситуация наблюдается и по другим специальностям”.
Декан факультета прикладной математики БГУ Павел Мандрик сообщил, что на его факультет пришли 40 победителей республиканских олимпиад. Проходной балл на нем составил 283 балла. При этом 94% поступивших на бюджет абитуриентов набрали больше 300.
Это свидетельствует о том, что и в этом году на IT-специальности поступили достаточно сильные ученики. Однако по мнению главного инженера компании Itransition, Павла Лебедева, дела здесь обстоят не так радужно, как может показаться на первый взгляд.
“Студенты немножко поменялись в последнее время. Они стали более эрудированными и обладают более широким кругозором. Но при этом их знания не систематизированы, у них отсутствует научная картина мира. И это на самом деле является проблемой”, - считает Павел Лебедев.
Другой важной проблемой качества знаний современных студентов главный инженер Itransition считает отсутствие у многих из них тяги к познаниям. По его наблюдениям, будущий программист сегодня зачастую воспринимает язык программирования или очередную технологию как заклинание, которое чудесным образом работает. Каким образом оно работает – его не интересует. Но сегодня технологии сменяют друг друга очень быстро. И при переходе с одного “заклинания” на другое у молодого специалиста порой возникают трудности, которые вызваны пробелами в образовании. А точнее, незнанием фундаментальных законов мира. Он просто не понимает, почему в изменившихся условиях старая технология уже не работает!
“Большинство ребят, которые приходят к нам, ориентированы на то, чтобы выучить конкретный язык программирования для того, чтобы решать круг конкретных задач, устроиться на работу в конкретную фирму и потом зарабатывать конкретные деньги. То есть фундаментальное образование его не очень интересует. И зачастую очень сложно объяснить молодому человеку, зачем ему учить, например, хотя бы ту же физику. Он отвечает: “Я лучше пойду что-нибудь по Java почитаю!” – поделился своей точкой зрения эксперт.
Павел Лебедев пояснил, что фундаментальные знания позволяют делать в моменты перемен правильный выбор и совершать меньше ошибок в своей повседневной работе.
“Человек, который ориентирован писать код только одним образом, через год будет уже неэффективен. Он будет код писать плохо. Потому что он научился делать то, что он делает только на уровне заклинания”, - подчеркнул специалист.
“Нам (белорусскому рынку IT. - Прим. авт.) нужны люди не с магическим мышлением, а с хорошо поставленным, научным мировоззрением”, - подытожил слова коллеги Юрий Анушкин, руководитель корпоративного учебного центра Itransition.
С оценкой Павла Лебедева согласились все присутствующие на круглом столе эксперты. При этом они отметили, что в настоящее время белорусские вузы действительно ориентированы скорее на выпуск специалистов, умеющих выполнять определенные операции, чем на закладывание им в головы понимание фундаментальных законов мира.
“Однако кто формирует такую конъюнктуру рынка? – задался вопросом заведующий кафедрой интеллектуальных и информационных технологий БГУИР Владимир Голенков. – Ведь я прекрасно знаю, как происходит собеседование в других фирмах. Там как раз все это и навязывается”.
В данной ситуации известная поговорка “кто платит, тот и заказывает музыку” выглядит более чем уместно. Участники круглого стола сошлись во мнении, что бизнес и система образования должны решать эту проблему сообща.
На нем приглашенные эксперты обсудили насущные проблемы подготовки IT-специалистов. Среди поднятых тем были затронуты: планируемый переход вузов на четырехлетний срок обучения, качество знаний обучающихся студентов, результаты вступительной кампании 2012 года.
В начале мероприятия представители БГУ и БГУИР бодро отрапортовали о высоких проходных баллах, которыми традиционно славится конкурс на IT-специальности.
“Для нас вступительная кампания хорошо прошла, - отметил декан факультета компьютерных систем и сетей Валерий Прытков. – На самую нашу престижную специальность “информатика и технологии программирования” проходной балл составил 356, что на 15-20 баллов выше, чем в прошлом году. Такая же ситуация наблюдается и по другим специальностям”.
Декан факультета прикладной математики БГУ Павел Мандрик сообщил, что на его факультет пришли 40 победителей республиканских олимпиад. Проходной балл на нем составил 283 балла. При этом 94% поступивших на бюджет абитуриентов набрали больше 300.
Это свидетельствует о том, что и в этом году на IT-специальности поступили достаточно сильные ученики. Однако по мнению главного инженера компании Itransition, Павла Лебедева, дела здесь обстоят не так радужно, как может показаться на первый взгляд.
“Студенты немножко поменялись в последнее время. Они стали более эрудированными и обладают более широким кругозором. Но при этом их знания не систематизированы, у них отсутствует научная картина мира. И это на самом деле является проблемой”, - считает Павел Лебедев.
Другой важной проблемой качества знаний современных студентов главный инженер Itransition считает отсутствие у многих из них тяги к познаниям. По его наблюдениям, будущий программист сегодня зачастую воспринимает язык программирования или очередную технологию как заклинание, которое чудесным образом работает. Каким образом оно работает – его не интересует. Но сегодня технологии сменяют друг друга очень быстро. И при переходе с одного “заклинания” на другое у молодого специалиста порой возникают трудности, которые вызваны пробелами в образовании. А точнее, незнанием фундаментальных законов мира. Он просто не понимает, почему в изменившихся условиях старая технология уже не работает!
“Большинство ребят, которые приходят к нам, ориентированы на то, чтобы выучить конкретный язык программирования для того, чтобы решать круг конкретных задач, устроиться на работу в конкретную фирму и потом зарабатывать конкретные деньги. То есть фундаментальное образование его не очень интересует. И зачастую очень сложно объяснить молодому человеку, зачем ему учить, например, хотя бы ту же физику. Он отвечает: “Я лучше пойду что-нибудь по Java почитаю!” – поделился своей точкой зрения эксперт.
Павел Лебедев пояснил, что фундаментальные знания позволяют делать в моменты перемен правильный выбор и совершать меньше ошибок в своей повседневной работе.
“Человек, который ориентирован писать код только одним образом, через год будет уже неэффективен. Он будет код писать плохо. Потому что он научился делать то, что он делает только на уровне заклинания”, - подчеркнул специалист.
“Нам (белорусскому рынку IT. - Прим. авт.) нужны люди не с магическим мышлением, а с хорошо поставленным, научным мировоззрением”, - подытожил слова коллеги Юрий Анушкин, руководитель корпоративного учебного центра Itransition.
С оценкой Павла Лебедева согласились все присутствующие на круглом столе эксперты. При этом они отметили, что в настоящее время белорусские вузы действительно ориентированы скорее на выпуск специалистов, умеющих выполнять определенные операции, чем на закладывание им в головы понимание фундаментальных законов мира.
“Однако кто формирует такую конъюнктуру рынка? – задался вопросом заведующий кафедрой интеллектуальных и информационных технологий БГУИР Владимир Голенков. – Ведь я прекрасно знаю, как происходит собеседование в других фирмах. Там как раз все это и навязывается”.
В данной ситуации известная поговорка “кто платит, тот и заказывает музыку” выглядит более чем уместно. Участники круглого стола сошлись во мнении, что бизнес и система образования должны решать эту проблему сообща.