Как организовывают концерты на расстоянии
23.08.2012 15:04
—
Новости Hi-Tech
![](http://www.21.by/pub/news/2012/08/1345731604951623.jpg)
Сегодня импровизация на расстоянии (Networked Music Improvisation) позволяет музыкантам, физически удаленным друг от друга на тысячи километров, в реальном времени творить в едином сетевом пространстве.
12 радиоприемников, или Как компьютер стал партнером человека в музыке
В 1951 году композитор Джон Кейдж соединил 12 радиоприемников и, вероятно, получил первую техногенную мелодию за счет взаимного дисторшна радиотранзисторов.
В 70-е, когда самым модным хобби было участие в клубах компьютерщиков-любителей (таких, как бравая компания Стива Джобса и Стивена Возняка), начались эксперименты с локальными сетями. Группа американских исследователей-практиков "The League of Automatic Music Composers" неустанно писала и тестировала программы по работе со звуком, пока в 1977 году им не удалось совершить первое локально-сетевое музыкальное выступление. Десять лет спустя, уже в расширенном составе и под новым названием "The Hub" состоялся полноценный сетевой перформанс на расстоянии.
![](http://www.21.by/pub/news/2012/08/1345731604990941.jpg)
Вскоре в "концертах по телефону" удалось начать работу с реальными акустическими инструментами. На бурное развитие информационных технологий в 90-е пришелся всплеск научно-эстетических коллективов, желающих испытать на себе эффект единения на расстоянии в так называемом "Networked Musiс Performance". В следующей декаде были разработаны программные средства и социальные платформы для продвижения явления в массы, а параллельно и для более подробного изучения эффекта взаимодействия музыки с компьютером и развития акустических исследований как таковых.
"Ты не слышишь меня, я не слышу тебя...", или Технические причины
Для успешного проведения удаленного музыкального выступления необходимо хотя бы базовое понимание некоторых технических особенностей живой трансляции аудио. Первое, технические требования к железу довольно высоки: широкополосный интернет со скоростью закачки минимум 2 Мб/с (чем больше участников, тем выше должна быть скорость), довольно реактивная звуковая карта (в идеале 2048 Кб/с). Но даже для исследователей, которые имеют доступ к сверхмощным компьютерам и высокоскоростным сетям, таким как Internet2, KAREN, CERNET, серьезной технической проблемой в процессе сетевых перформансов долгое время была синхронизация аудиопотоков и, соответственно, сетевая задержка звука: ведь в музыке счет идет на миллисекунды.
Первый рабочий принцип джемминга в реальном времени основывался на использовании общей базы данных, куда музыканты могут загружать свои семплы и обсуждать совместную доработку в чате, что фактически имитирует репетицию в реальных условиях. Этот принцип лежит в основе работы таких платформ, как VisitorsStudio, NINJAM, NetJam, DASE, Quintet.net. Но сетевая задержка звука здесь неизбежна, особенно если физическое расстояние между участниками и сервером очень велико. Однако музыканты-экспериментаторы не отчаивались: они научились использовать сетевую задержку в свою пользу и начали создавать творческие импровизации, основанные на повторении и наслоении мелодий.
![](http://www.21.by/pub/news/2012/08/1345731605020873.png)
Между тем умы ученых не успокаивались. В 2003 году, через 80 лет после изобретения электрогитары CEO культовой компании "Gibson", Генри Юшкевич инициировал создание электронной гитары MaGIC, которая подключается к интернету напрямую через Ethernet-разъем, — это дало шанс на сокращение периода отставания. Хотя стэнфордскими учеными было доказано, что сетевая задержка звука даже полезна: она удерживает ритм, и чем меньше задержка, тем пропорционально быстрее становится темп.
Когда проблема была практически устранена усилиями правильных программных архитекторов, выяснилось: даже самое утонченное человеческое ухо не различает звуки, услышанные в промежутке короче 20 миллисекунд. Решением стало программное обеспечение, позволяющее создавать между музыкантами peer2peer-соединение, при котором информация передается напрямую от буфера одной звуковой карты к буферу другой в обход сервера, что немало сокращает время распространения сигнала. К таким программам относятся социальная платформа eJamming.com, софт SoundJack, PeerCast, SHOUTCast, Icecast, Nicecast. Правда, установка и использование большинства этих программ требуют определенного уровня технических навыков, поэтому все те же стэнфордские ученые создали примочку для репетиций по cети Jamlink, которая работает по принципу "plug-and-play", зато стоит она от $200 (вот наглядное руководство к пользованию).
![](http://www.21.by/pub/news/2012/08/1345731605041496.jpg)
"Distant Presences", или Как они услышали друг друга
Но что самое удивительное — музыканты научились импровизировать на расстоянии. Чтобы отыграть заранее отработанную мелодию, можно как минимум сверить часы и начать играть — импровизация подразумевает "максимально активное слушание", так как визуальный контакт и наблюдение за движениями напарников невозможны. В какой-то момент к нетворкинг-сессиям добавилось видео, но многие нюансы пока не закрыты. Для того чтобы настроиться на одну волну (в прямом и переносном смысле), музыкантам нужно для начала отработать несколько готовых композиций, понять и принять культурные и социальные отличия друг друга, в конце концов, научиться эффективно общаться на одном языке. Импровизация — это, уж простите, как игра в волейбол: необходимо очень ловко обходиться со своим инструментом, чтобы знать, куда полетит мелодия в следующую секунду и что делать, когда настанет время снова "отбивать подачу".
Мультинациональный коллектив Ethernet Orchestra под руководством Роджера Миллса трудится над созданием сетевых импровизаций уже на протяжении десяти лет. Работая параллельно в Австралии, Бразилии и Германии, музыканты сочетают игру на таких национальных инструментах, как монгольский моринхур, турецкие уд и бендир; горловое пение и кибердиджеинг.
Перформанс "Distant Presences"
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
![](http://www.21.by/pub/news/2012/08/1345731605047448.gif)
Дизайн, архитектура или музыка?
Итого, Networked Music Performance — далеко не "аматарская" инициатива: разработкой технологий для подобных акустических экспериментов занимаются лучшие умы крупнейших университетов мира, таких как Stanford и Berkeley. Ежегодно проводятся онлайн-дискуссии (например), фестивали (например), конференции (например) и воркшопы (например) по новым формам музыкальной экспрессии. Правда, ввиду повышенного академического интереса к предмету роль композитора стала приравниваться к "созданию программной архитектуры звука" или "дизайну музыкальной среды"...
Но смысл проведения сетевых выступлений не совсем и даже совсем не в продвижении науки и технологий. Мы снова возвращаемся к концептам "мира во всем мире" и "дружбы народов": кооперация музыкантов из различных точек земного шара позволяет им обмениваться опытом, искать новые источники вдохновения, знакомиться с неведомыми ранее элементами музыкальной культуры.
DIAMOUSES
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
![](http://www.21.by/pub/news/2012/08/1345731605047448.gif)
Или, например, аудиовизуальный проект "Ecstasis" австралийского коллектива Metraform исследует и впоследствии разрушает границы между личным и групповым пространством. А исследователи из Голдсмит-колледжа в Лондоне разработали интерактивную аудиовизуальную систему, которая визуализирует музыку для обучения детей с расстройствами слуха, речи и взаимодействия с внешним миром.
"If you don`t go crazy, you are not normal!", или От теории к практике
Кажется, эра "виртуальных бэндов" уже не за горами, так что пришла пора и нам приобщиться к прогрессу и — аттракцион для смелых — попытаться создать свой музыкальный коллектив с интерконтинентальным составом. Ну, кому не слабо? Присылайте отчеты о своих успехах на kyky.org! Как сказал Горан Брегович на фестивале Sziget-2012: "Иф ю донт гоу крэйзи, ю ар нот нормал!"
Вот пять вариантов самовыражения через музыкально-коллаборативный софт:
1) Социальная сеть eJamming.com — довольно простая в использовании и технически нетребовательная платформа, основанная на принципе peer2peer-соединения. 30 дней можно работать в пробном режиме, далее — $10 в месяц. Можно скачать настольное приложение. Руководство к пользованию здесь.
2) VisitorsStudio — бесплатная программа, разработанная по принципу "сервер — клиент": в базу с общим доступом можно загружать медиафайлы или записывать музыку в реальном времени для дальнейшей обработки. Именно в этом приложении экспериментирует команда Ethernet Orchestra. Работать можно в двух режимах: живая репетиция в группе или соло-студия; для получения доступа к полному набору функций необходимо зарегистрироваться.
3) Использование бесплатного приложения SoundJack дает возможность не только репетировать онлайн, но и участвовать в бесплатных любительских интернет-концертах Virtual Open Mic. Система довольно гибкая в пользовательском плане: на автомате программа работает в режиме "сервер — клиент", но вручную можно настроить peer2peer.
4) Создатели NINJAM нашли обходной путь решения проблемы задержки звука: мелодия разбивается на отрезки и передается участникам джемминг-сессии небольшими порциями под контролем метронома. Этот эффект называется "ложная синхронизация". Бесплатный клиент NINJAM устанавливается как плагин в софт по обработке музыки, в числе которых "родной" для NINJAM — лицензионный Reaper. Также для работы с программой на компьютере должен стоять MIDI-контроллер. YouTube-мастер-класс поможет разобраться с тонкостями.
5) И для фана — простой интернет-клиент Auracle, где даже те, кто не умеет играть ни на одном инструменте, могут найти себе занятие: управление мелодиями забавным образом осуществляется с помощью голосовых команд. Можно объединяться в группы и с легкостью импровизировать.