Пилоты "Аэрофлота" получат очки дополненной реальности
17.08.2012 12:44
—
Новости Hi-Tech
"Аэрофлот" инвестировал в разработку ряда систем для повышения безопасности полетов с использованием технологии дополненной реальности. Среди них – карманный комплекс с очками для пилотов, позволяющий сажать самолет "вслепую".
"Аэрофлот" заключил с Московским государственным техническим университетом гражданской авиации (МГТУГА) контракт на разработку ряда систем дополненной (комбинированной) реальности, рассказал CNews замначальника Учебно-тренажерного центра кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА Андрей Горбунов. Среди них – комплекс с очками для пилотов, позволяющий производить посадку самолетов "вслепую" при плохой видимости из-за неблагоприятных погодных условий (туман, сильный дождь, высокая облачность и т.д.) и ночью.
Разработку этого комплекса ведет коллектив университета под руководством Горбунова. Ее функционал заключается в проецировании на картину реального пространства, которую видит через прозрачные очки пилот, виртуальной траектории снижения самолета: например, в виде туннеля, пролетев через который, самолет сможет успешно приземлиться, поясняет он.
Система состоит из мобильного компьютера с приложением дополненной реальности, сертифицированной авиационной системы позиционирования на базе ГЛОНАСС/GPS, специальных очков пилота и программного обеспечения, управляющего работой всех этих компонентов. Почти все оборудование умещается в нагрудном кармане и работает автономно, говорит Андрей Горбунов. Аппаратные компоненты разрабатываются сторонними производителями, а коллектив под эгидой Горбунова создает ПО для системы, ведет работы по интеграции применяемых устройств.
Права на результаты работ по их завершении будут принадлежать "Аэрофлоту", говорит Андрей Горбунов. Довести систему до состояния опытного образца планируется к началу 2013 года. Помимо этого, для "Аэрофлота" проводится исследование эффективности создаваемой системы по сравнению с уже существующими решениями, добавляет он.
Для коммерциализации своих разработок и дальнейшего развития технологий дополненной реальности в авиации и других областях Андрей Горбунов основал собственную компанию - "Авиареал", сотрудниками которой также являются его коллеги по МГТУ ГА. Сейчас она выступает в качестве субподрядчика по проекту "Аэрофлота". В планах "Авиареала" - создание собственных комплексных систем для управления воздушными судами с использованием технологии дополненной реальности, а также решений для проектировщиков техники, говорит основатель компании. Недавно "Авиареал" стала резидентом "Сколково".
По информации источника, близкого к "Сколково", к настоящему моменту "Аэрофлот" инвестировал более 50 млн руб. в разработки, связанные с технологией дополненной реальности. Помимо системы с очками для пилотов, в эту сумму входят тренажеры для авиадиспетчеров и водителей аэродромного транспорта, а также система для авиатехников. Подобные разработки "Аэрофлот" заказывает в целях повышения безопасности полетов и предотвращения авиакатастроф. В общей сложности на НИОКР по этому пункту авиакомпания в 2011-2020 годах планирует потратить 1,5 млрд руб., говорится на сайте "Аэрофлота".
По словам Андрея Горбунова, уже сейчас его компания запускает несколько проектов - как авиационных, так и иных. Например, беспроводную сеть мониторинга состояния окружающей среды с визуализацией посредством дополненной реальности. "Вы смотрите через видеокамеру смартфона вокруг и видите, к примеру, полупрозрачные 3D-шары. Степень их прозрачности и цвет зависит от содержания частиц вредных веществ в воздухе в разных точках. Шары могут быть размером в десятки метров", - поясняет он.
Стоит отметить, что средства использования дополненной реальности в целях повышения безопасности полетов разрабатываются и за рубежом. Так, в марте 2012 года Исследовательский центр NASA в Лэнгли (NASA Langley Research Center) опубликовал сообщение о разработке системы для пилотов с дисплеем, надевающимся на голову, и голосовым управлением, которая позволяет ориентироваться в темноте и при неблагоприятных погодных условиях.
Boeing еще в 2007 году представил систему расширенного видения (Enhanced Vision System, EVS), предназначенную для повышения осведомленности пилотов при подходе к аэродрому, при посадке, взлете и рулении. С помощью инфракрасной камеры и датчиков она показывает окружающую обстановку на прозрачной панели между пилотом и лобовым стеклом кабины.
"Аэрофлот" заключил с Московским государственным техническим университетом гражданской авиации (МГТУГА) контракт на разработку ряда систем дополненной (комбинированной) реальности, рассказал CNews замначальника Учебно-тренажерного центра кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА Андрей Горбунов. Среди них – комплекс с очками для пилотов, позволяющий производить посадку самолетов "вслепую" при плохой видимости из-за неблагоприятных погодных условий (туман, сильный дождь, высокая облачность и т.д.) и ночью.
Разработку этого комплекса ведет коллектив университета под руководством Горбунова. Ее функционал заключается в проецировании на картину реального пространства, которую видит через прозрачные очки пилот, виртуальной траектории снижения самолета: например, в виде туннеля, пролетев через который, самолет сможет успешно приземлиться, поясняет он.
Система состоит из мобильного компьютера с приложением дополненной реальности, сертифицированной авиационной системы позиционирования на базе ГЛОНАСС/GPS, специальных очков пилота и программного обеспечения, управляющего работой всех этих компонентов. Почти все оборудование умещается в нагрудном кармане и работает автономно, говорит Андрей Горбунов. Аппаратные компоненты разрабатываются сторонними производителями, а коллектив под эгидой Горбунова создает ПО для системы, ведет работы по интеграции применяемых устройств.
Права на результаты работ по их завершении будут принадлежать "Аэрофлоту", говорит Андрей Горбунов. Довести систему до состояния опытного образца планируется к началу 2013 года. Помимо этого, для "Аэрофлота" проводится исследование эффективности создаваемой системы по сравнению с уже существующими решениями, добавляет он.
Для коммерциализации своих разработок и дальнейшего развития технологий дополненной реальности в авиации и других областях Андрей Горбунов основал собственную компанию - "Авиареал", сотрудниками которой также являются его коллеги по МГТУ ГА. Сейчас она выступает в качестве субподрядчика по проекту "Аэрофлота". В планах "Авиареала" - создание собственных комплексных систем для управления воздушными судами с использованием технологии дополненной реальности, а также решений для проектировщиков техники, говорит основатель компании. Недавно "Авиареал" стала резидентом "Сколково".
По информации источника, близкого к "Сколково", к настоящему моменту "Аэрофлот" инвестировал более 50 млн руб. в разработки, связанные с технологией дополненной реальности. Помимо системы с очками для пилотов, в эту сумму входят тренажеры для авиадиспетчеров и водителей аэродромного транспорта, а также система для авиатехников. Подобные разработки "Аэрофлот" заказывает в целях повышения безопасности полетов и предотвращения авиакатастроф. В общей сложности на НИОКР по этому пункту авиакомпания в 2011-2020 годах планирует потратить 1,5 млрд руб., говорится на сайте "Аэрофлота".
По словам Андрея Горбунова, уже сейчас его компания запускает несколько проектов - как авиационных, так и иных. Например, беспроводную сеть мониторинга состояния окружающей среды с визуализацией посредством дополненной реальности. "Вы смотрите через видеокамеру смартфона вокруг и видите, к примеру, полупрозрачные 3D-шары. Степень их прозрачности и цвет зависит от содержания частиц вредных веществ в воздухе в разных точках. Шары могут быть размером в десятки метров", - поясняет он.
Стоит отметить, что средства использования дополненной реальности в целях повышения безопасности полетов разрабатываются и за рубежом. Так, в марте 2012 года Исследовательский центр NASA в Лэнгли (NASA Langley Research Center) опубликовал сообщение о разработке системы для пилотов с дисплеем, надевающимся на голову, и голосовым управлением, которая позволяет ориентироваться в темноте и при неблагоприятных погодных условиях.
Boeing еще в 2007 году представил систему расширенного видения (Enhanced Vision System, EVS), предназначенную для повышения осведомленности пилотов при подходе к аэродрому, при посадке, взлете и рулении. С помощью инфракрасной камеры и датчиков она показывает окружающую обстановку на прозрачной панели между пилотом и лобовым стеклом кабины.