Сайентология - наука, религия, бизнес?
01.04.2012 20:05
—
Новости Hi-Tech
Сайентология – наука, религия, бизнес?
В январе 2007 года в Берлине церковь сайентологии открыла свое отделение |
Как рассказывает в своей книге "Over My Shoulder" литератор из Пенсильвании Ллойд Эшбах, Хаббард как-то изложил перед группой писателей-фантастов свой план разбогатеть, сказав: "Я хочу начать новую религию, это – золотая жила".
В 1950 году Хаббард публикует книгу "Дианетика", в которой будто бы излагаются основы новой науки, "точно объясняющей строение и работу разума", по сути же являющейся пособием из серии "Помоги себе сам", только на самом деле не сам, а с помощью специальных людей и методик и не бесплатно.
Доцент Высшей школы экономики Евгений Волков, проводивший судебную экспертизу трудов Рона Хаббарда, по поводу "Дианетики" говорит, что к науке эта книга не имеет никакого отношения, так как не опирается ни на научные исследования, ни на опыт предшественников: "Там где-то в районе выходных данных мелким шрифтом было написано, что это мистическое откровение и не более того".
Небывалые откровения
Сам Хаббард утверждал, что усилием воли залечил свои раны, полученные в морских боях Второй мировой войны, и именно этот полумистический опыт лег в основу разработанной им позднее сайентологической базы.
Однако, согласно данным, полученным журналами Times и Forbes, архивы Военно-морского флота США не подтверждают ни факт участия Хаббарда в боевых действиях, ни факт ранений.
Хаббард также заявлял, что, будучи ядерным физиком, выходил в открытый космос без собственной телесной оболочки, чтобы исследовать радиационный пояс Земли, и если последнее проверить довольно трудно, то, согласно Boston Herald, учась в университете Джорджа Вашингтона в 1931-32 гг Хаббард завалил свой единственный курс по ядерной физике.
Но так ли уж важны все эти доказательства или отсутствие оных, ведь многие религиозные истины снисходили в головы великих посредством откровения? Может быть, это как раз и есть знак особой просветленности основателя сайентологии?
Космические запросы
В начале 1950-х на основе "Дианетики" Хаббард разрабатывает "прикладную религиозную философию", то есть сайентологию, и уже в 1955-м году в цитадели всего нового, городе Лос-Анжелесе, открывается первая церковь сайентологии. Какова же ее космология?
"Есть бессмертные сущности – тѐтаны, которые в результате долгой мыльной оперы, описанной Хаббардом, были сосланы на Землю, как в ссылку, а гомо сапиенсы – это биологический мусор, которые в принципе не обладают никакими положительными качествами, и вот в них, как дети в солдатиков, играют тѐтаны, только играют, сидя внутри гомо сапиенсов, - объясняет Евгений Волков. – И там фактически налицо космический расизм".
Хаббард никогда не чурался грандиозных замыслов и летом 1962 года попросил о встрече с президентом США Джоном Кеннеди, чтобы, как гласит служебная записка Белого Дома, "обсудить свое учение, известное как "сайентология", которое, как он думает, может оказать важную помощь в космической гонке [c Советским Союзом]". За 25 долларов в час он предлагал проводить тренинг с астронавтами, чтобы повысить у них выносливость и коэффициент умственного развития (IQ).
Белый Дом, вероятно, руководствуясь соображениями безопасности президента, в январе 1963 поручил спецслужбам "понаблюдать" за адресатом письма, а чуть позднее Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США провело обыски в вашингтонской церкви сайентологов и изъяло все e-метры или электропсихометры.
Сайентологический новояз
Рональд Хаббард с помощью е-метра пытался понять, могут ли помидоры испытывать боль |
"Во время одитингов они помногу раз заставляют новичков переживать те ситуации, которые у нормального человека вызывают стыд или совесть возбуждают, то есть до тех пор пока у человека не прекращаются физиологические реакции на это", - рассказывает издатель из Челябинска Марина Волкова, которая стала экспертом в области сайентологических практик после того, как ее партнер по бизнесу примкнул к этой церкви.
"По сути говоря, любые ценности сочетаются с определенным набором эмоций и вот эти эмоции во время одитингов целенаправленно из человека выколачиваются и кроме ценностей Хаббарда и сайентологии там не остается ничего", - говорит Волкова, автор антисектантского веб-ресурса и документальной повести "Хроника пикирующего бизнеса".
По ее словам, даже принятый у сайентологов новояз служит разрушению ценностных связей, что влечет за собой и разрушение структуры личности человека.
"Открыта для всех"
Как говорят специалисты, церковь сайентологии в первую очередь интересуется знаменитыми и состоятельными людьми, чаще бизнесменами, вовлекая последних в бесконечный круг учебы, семинаров и покупку трудов основателя учения, а во вторую теми, кто в силу обстоятельств попал в категорию сирых, уязвимых, потерянных.
На мой вопрос, действительно ли их церковь прежде всего обращается к людям состоятельным в качестве своих потенциальных адептов, Юрий Максимов из отдела по связям с общественностью Центра управления деятельностью по распространению дианетики и сайентологии ответил, что сайентология открыта для всех людей.
"Как в России, так и в любой части земного шара, любой человек может прийти в церковь сайентологии, получить там все, что нужно, какую-то духовную помощь, необязательно при этом что-то платить, - говорит Максимов. – Мы уважаем свободу человека, его права".
Что считать экстремизмом?
Как же сайентологи отреагировали на последнее решение Московского областного суда, которое подтвердило постановлени Щелковского городского суда по иску прокуратуры, признавшее ряд работ Хаббарда, в частности книгу "Что такое сайентология", экстремистскими?
"Я думаю, это чисто пропагандистская вещь, потому что справочник "Что такое сайентология", тысячестраничный, он включает в себя описания различных статистических данных о сайентологии и различные аспекты ее религии. Что там можно найти экстремистского, я не знаю. Кстати, в заявлении прокурора никаких цитат оттуда не фигурировало", - сетует Юрий Максимов.
Евгений Волков, участвовавший в самой первой групповой экспертизе, проведенной в 1998 году по запросу Генпрокуратуры, на основании которой было и вынесено первое решение суда, говорит, что тогда рассматривалась отдельно деятельность группы и отдельно тексты.
"Было однозначно выявлено, что это мошенническая организация, коммерческая, которая продает не то что некачественный, а вообще несуществующий продукт, и те услуги, которые там оказываются, это "услуги" по вытягиванию денег", - говорит Волков.
Впрочем, что касается сайентологических трудов Хаббарда, то, по мнению директора Центра изучения религий РГГУ Николая Шабурова, там нет ничего экстремистского.
"Это получается очень произвольная трактовка экстремизма, - полагает ученый. – Если мы будем следовать некоторым современным представлениям о том, что хорошо и что плохо, что является экстремизмом, что не является, что политкорректно, что нет, то я думаю, что ни Коран, ни Библия не выдержат этого испытания".
Звезда Голливуда Том Круз - один из наиболее известных в мире сайентологов |
"Все дело в жертвах – они здесь истинные виновники", - полагает эксперт.
С верой в бизнес
Как пишет в биографии Рональда Хаббарда "Мессия без грима" ("Bare-Faced Messiah") британский журналист Рассел Миллер, возможно, никто особенно не волновался бы по поводу существования этой новой религии, если бы вдруг мальчики и девочки из хороших [американских] семей ни стали бы уходить из дома и превращаться в истых сайентологов, переводя крупные суммы на то, чтобы "очиститься".
Члены церкви говорят, что для того, чтобы достичь высших уровней овладения сайентологией, необходимо потратить от 10 до 30 лет. Но духовное просвещение в данном конкретном случае стоит денег.
Конечно, в разных странах на это тратятся разные суммы, но вот в США, например, по самым консервативным подсчетам, на вытравление из себя "ничтожного гомо сапиенса" уходит примерно 30 тыс долларов, однако некоторые признаются, что просветлились за 250 тысяч.
Правда, жертвовать средства приходится прихожанам самых разных конфессий, так что сам по себе расход средств на веру явление не новое. И если уж речь зашла об основных мировых религиях, то можно ли считать сайентологию религией?
По мнению профессора Шабурова, самоидентификацию сайентологов игнорировать нельзя, но правильнее всего было бы отнести это явление к мистическим течениям и движениям, возникшим во второй половине ХХ века и объединенным общим понятием Нью-Эйдж (New Age).
"Конечно, сайентология – это, если угодно, нечто пограничное, стоящее на границе религии, психотерапии и некоего оккультного псевдознания", - полагает ученый.
Тут вспоминается определение, данное Рону Хаббарду журналистом-биографом Расселом Миллером о том, что "он был естественным следствием американского индивидуализма и антиинтеллектуализма с очень большим капиталистическим замесом" - определение, в рамки которого, по мнению многих, вполне укладывается и созданное им учение.